на главную
На главную
 походы отчёты документы 

Утверждено Решением Президиума ФСТР
19.04.2018 г.

 

МЕТОДИКА КАТЕГОРИРОВАНИЯ ЛЫЖНЫХ ТУРИСТСКИХМАРШРУТОВ

Настоящий вариант Методики категорирования лыжных спортивных маршрутов подготовили М. Васильев (Москва), В.Самборский (Нижний Тагил), Н.Носков (Миасс), с учётом предложений и замечаний Д.Тиунова (Екатеринбург), С.Пугачёва, М.Черных и С.Хрипко (все Челябинск), М.Арабаджиева, В.Буяльского, П.Величко, Е.Лапшина, В.Осадчего, А.Романенкова, С.Романенкова, А.Чхетиани (все Москва).

 

Под лыжным туризмом понимается вид спортивного туризма, в основе которого лежит прохождение маршрута в природной среде с применением лыж, без использования технических или иных дополнительных средств передвижения или транспортировки груза. В зависимости от конкретных особенностей рельефа местности и состояния снежно-ледового покрова на отдельных участках маршрута, допускается передвижение пешком, с использованием альпинистских кошек или снегоступов, а также передвижение на коньках. 

Общие положения 

1. Предлагаемая методика категорирования сложности лыжных маршрутов (далее по тексту так же - Методика) соответствует основным положениям, содержащимся в Регламенте по спортивному туризму и предназначена для оценки категории сложности лыжных маршрутов, проходимых с использованием для передвижения только мускульной силы человека и может применяться при подготовке к походу, выпуске МКК группы на маршрут, составлении отчёта о совершенном походе и его зачёте, при уточнении «Перечня эталонных лыжных маршрутов», при судействе соревнований по туризму на лыжных маршрутах и т.п.

Методика распространяется на лыжные маршруты, проводимые только на территории материков, островов и прибрежных районов. Категорирование маршрутов, проложенных в прибрежных районах с выходом на припайный лёд, имеющий трещины, разводья и поля торошения, проводится полномочной МКК путём экспертной оценки в сравнении с ранее пройденными и категорированными маршрутами по общим физическим затратам на прохождение всего маршрута и технически трудных препятствий.

Если при прохождении маршрута использовались комбинации лыж с другими видами снаряжения, кроме указанных выше, или применялись другие способы перемещения участников и транспортирования снаряжения (кайты, буеры, велосипеды, собачьи или оленьи упряжки, мотонарты, авто-«дутики», и т.п.), то такой маршрут относится к комбинированному маршруту.

Принципы категорирования лыжного спортивного маршрута 

2.Лыжные маршруты наряду с маршрутами других видов туризма классифицируются по категориям сложности: 1, 2, 3, 4, 5 и 6 категория сложности (далее - к.с.) и по степеням сложности: 1, 2, 3 степень сложности (ст.с.).

3.В связи с тем, что лыжные маршруты проходят в различных географических районах, отличающихся между собой по ряду физико-географических показателей, в данной Методике в качестве параметров, определяющих категорию сложности маршрута, приняты его минимальная продолжительность (t), выраженная в днях (дн), минимальная протяжённость (П), выраженная в километрах (км) и минимальная эквивалентная протяжённость (ЭП), также выраженная в километрах (км). Продолжительностью маршрута (t), считается число календарных дней от даты выхода на активную часть маршрута, до даты его завершения.

Минимальные значения определяющих параметров являются нормативными параметрами лыжного маршрута для каждой из категорий сложности.

4. Величины минимальной протяжённости и минимальной продолжительности лыжных маршрутов более высокой категории сложности больше, чем у маршрутов меньшей категории сложности. Требования к величинам минимальной продолжительности, протяжённости и эквивалентной протяжённости лыжных маршрутов приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Определяющие параметры лыжных маршрутов 

 №

Определяющие параметры маршрута

Степень сложности маршрута

Категория сложности маршрута

1

2

3

1

2

3

4

5

6

1

Минимальная продолжительность - tmin (дн.)

2

3

4

6

8

10

13

16

20

2

Минимальная протяжённость

- П min (км)

30

50

75

100

140

180

210

240

270

3

Минимальная эквивалентная протяжённость – ЭПmin (км)

30

50

75

100

140

230

340

450

600

5. Величины t, П и ЭП лыжных маршрутов могут иметь значения от минимальных, указанных в Таблице 1 для той или иной категории сложности, до значений, меньших чем минимальные значения этих параметров для маршрутов следующей категории сложности. Эти интервалы являются нормативными интервалами параметров t, П, ЭП для маршрутов соответствующих категорий сложности.

6. Лыжные маршруты, имеющие продолжительность или эквивалентную протяжённость меньше минимальных значений, установленных для маршрутов 1 к.с., относятся к некатегорийным (н/к), которые, в зависимости от продолжительности и протяжённости, делятся на маршруты 1, 2, 3 степени сложности.

7. Суть методики, заключается в оценке категории сложности маршрута по адекватной величине, названной эквивалентной протяжённостью (ЭП), определяемой по совокупности значений трёх параметров:

а) протяжённость маршрута П (км),
б) общий перепад высот В (км),
в)    работа Т, затраченная    на   преодоление   естественных локальных  (ЛП)    и   протяжённых препятствий (ПП), оцениваемая в баллах, пропорциональных протяжённости (1 балл = 1 км).

Объединив параметры В и Т в один, и назвав его «технической суммой» (ТС), получим:

ТС = В + Т                                                                               (1)

Считаем ТС величиной, соответствующей пути, который можно было бы пройти на лыжах по равнинной местности, за время, которое было бы затрачено на преодоление перепадов высот более 80 м и категорированных препятствий маршрута. Тогда величина эквивалентной протяжённости ЭП любого маршрута в общем виде определяется выражением:

ЭП = П + К ×ТС = П + 5×(B + Т)                                                  (2)

где: К = 5– эмпирический коэффициент, пропорциональный «потере» потенциального перемещения по равнинной местности при преодолении каждого километра перепада высот (вверх или вниз) или прохождении различных ЛП и ПП.

Таким образом, ЭП состоит из протяжённости маршрута П (км), определённой на карте и расчётной величины ТС (выраженной в км), эквивалентной работе, затраченной на преодоление естественных препятствий, затрудняющих передвижение на маршруте.

При дальнейших рассуждениях, будем считать, что для маршрутов одинаковой категории сложности, диапазон изменения величины ЭП постоянен и не зависит от географических районов, в которых эти маршруты проложены (Таблица 2).

Последовательность действий при определении категории сложности лыжного маршрута.

8. Оценка категории сложности маршрута проводится с учётом требований к маршрутам различных категорий сложности, приведённых в Таблицах 3-5, в следующей последовательности:

8.1. определяем протяжённость маршрута в километрах П = Км ×Д

где: Д - длина маршрута в километрах, измеренная по карте,

Км - коэффициент, учитывающий рельеф местности и масштаб карты.

Для карт масштаба 1 см = 1 км и районов с Т > 0, Км = 1,2; для районов с Т = 0,Км = 1,1.

8.2. В соответствии с величинами протяжённости П и продолжительности t категорируемого маршрута по Таблице 1 определяем его ориентировочную категорию сложности.

8.3. Строим высотный график маршрута и определяем величину общего перепада высот В на маршруте, суммируя все подъёмы и спуски, перепад высот на каждом из которых 80 или более метров (перепады высот менее 80 м не учитываются).

В = СУММА Вi                                                                                      (3) 

где Вi – единичный подъём/спуск с перепадом высот ∆Н ≥ 80 м.

8.4. Составляем перечень ЛП/ПП, имеющихся на маршруте и относящихся к перевалам, вершинам, траверсам хребтов и каньонам, категории трудности которых определены в Таблице 3, и проверяем, какой максимальной категории сложности маршрута соответствуют их количество и трудность, одновременно.

8.5 С помощью Таблицы 4 определяем количество баллов за совершенную работу Т, по преодолению ЛП/ПП на маршруте. При расчёте величины Т, учитываем только препятствия, представленные в Таблице 4: перевалы, вершины, траверсы хребтов, каньоны и ледопады, если они находятся вне каньона.

Составляем перечень таких ЛП/ПП на маршруте и проверяем их количество и трудность на соответствие категории сложности маршрута определённой в п.8.4. Методики.

8.6. При отсутствии на маршруте ЛП/ПП или несоответствии, имеющихся на маршруте препятствий, требованиям к категории сложности маршрута, необходимо провести уточнение категории сложности маршрута в соответствии с процедурой, изложенной в п. 15 Методики.

9. При определении категории сложности маршрута необходимо учитывать то, что:

9.1 В зачёт идут только те виды ЛП/ПП, которые указаны в Таблице 4.

В отдельных случаях могут быть засчитаны и другие виды пройденных ЛП/ПП, не входящие в Таблицу 4, такие как: спуски-подъёмы по прибрежным сбросам, переправы через реки, водные акватории и др. Если факт прохождения группой таких «нетипичных» препятствий документально подтверждён, то после предварительной оценки выпускающей МКК их технической трудности, пройденные препятствия могут учитываться при расчёте ЭП маршрута.

Включение «нетипичных» препятствий в нитку маршрута возможно по решению полномочной МКК, рассматривающей маршрут и предварительно определяющей их техническую трудность путём сравнения с ЛП/ПП из Таблиц 4, 6-8. Окончательная оценка технической трудности «нетипичных» ЛП/ПП, утверждается ЦМКК после рассмотрения представленного отчёта о прохождении маршрута. В случае повторных прохождений аналогичных «нетипичных» препятствий, ЦМКК может принять решение о внесении таких препятствий в Таблицу 4 при очередной корректировке настоящей Методики.

9.2 Допускается замена препятствий, указанных в Таблице 3, для маршрута соответствующей категории сложности, более сложными ЛП/ПП.

Если ЛП/ПП, характерные для маршрута определённой категории сложности, заменяются на ЛП/ПП, соответствующие более высоким категориям сложности, а протяжённость маршрута П не изменяется, то маршрут оценивается ранее определённой категорией сложности с элементами более высокой категории сложности, которой соответствуют включённые в нитку маршрута ЛП/ПП. Возможность замены характерных ЛП/ПП на более сложные, рассматривает и утверждает выпускающая полномочная МКК.

9.3 В зависимости от региона проведения маршрута и наличия в этом районе категорированных препятствий, допускается замена препятствий, определяющих категорию сложности маршрута (ОП), более простыми ЛП/ПП, без ограничений количества и уровня замен, но с обязательным включением в нитку маршрута ЛП/ПП, с максимальной трудностью для данного района. При этом категория сложности категорируемого маршрута не может превышать максимальную категорию сложности для данного географического района, указанную в Таблице 2.

9.4 Категория трудности связки перевалов оценивается по совокупной трудности участков подъёма и спуска как один перевал, при этом участок траверса (если он есть) оценивается отдельно. Если траверс хребта или прохождение связки перевалов включает восхождение на вершину, то при категорировании маршрута в зачёт идёт только одно, максимальное препятствие: траверс или вершина. При этом, баллы за перевальные седловины и участок хребта между ними (если он есть) отдельно не учитываются.

При значительном увеличении протяжённости траверса (4-5км и более) без изменения характера технической работы на маршруте, выпускающая МКК может разбить траверс на участки с раздельной оценкой каждого из них, без изменения категории трудности всего траверса. В этом случае, при определении категории сложности маршрута, могут быть учтены баллы за каждый из этих участков, согласно Таблицам 4, 6, 8. Траверсы, ключённые в туристские классификаторы, разбивать на участки не допускается, их категории трудности определяются классификатором.

9.5 При радиальных выходах перепад высот на подъёмах и спусках засчитывается полностью, а пройденный путь только в одну сторону. Трудность радиально пройденного ЛП оценивается по трудности стороны прохождения.

10. Подсчитываем суммарную величину работы, затраченной на преодоление всех ЛП и ПП маршрута:

Т = СУММА Тi                                                                                 (4)

где i – работа, затраченная на преодоление всех ЛП/ПП маршрута.

11. Проводим подсчёт величины фактической «технической суммы» маршрута:

ТС = В + Т = СУММА Вi + СУММА Тi                                                      (5)

12. Уточняем категорию сложности маршрута, сравнивая подсчитанные величины Т и ТС с числовыми значениями, заданными в соответствующих строках Таблицы5для категории сложности маршрута, определённой ранее. При этом обе величины Т и ТС должны находится в нормативных интервалах, соответствующих заявленной категории сложности маршрута.

Если эти величины определяют разные категории сложности, то выпускающая МКК должна потребовать внесение корректировки в маршрут, для однозначного определения его заявленной категории сложности.

Если трудность ЛП/ПП не известна, то группе разрешается проходить их только после предварительной разведки и с учётом технического опыта участников. Окончательно трудность таких ЛП/ПП определяет выпускающая МКК после рассмотрения отчёта о прохождении маршрута.

13. На основании выражения (2) определяем фактическую величину ЭП маршрута.

14. Интервал, заданный в строке 7 Таблицы 5, в который попало значение величины ЭП, вычисленное в п.13 Методики, определяет фактическую категорию сложности маршрута. При этом надо учитывать, что каждый интервал включает только одно граничное значение – минимальное значение эквивалентной протяжённости ЭПmin, соответствующее категории сложности.

15. Рассмотрим возможные ситуации при категорировании маршрута:

15.1 Параметры маршрута П, В, Т, ТС и ЭП соответствуют значениям, определённым в Таблице 3 и в Таблице 5. В этом случае маршруту присваивается категория сложности, определённая этими параметрами.

15.2 Параметр Т набрал меньшее количество баллов, чем это задано для соответствующей категории сложности маршрута. В этом случае маршруту присваивается категория сложности в соответствии с набранными баллами за совершённую техническую работу Т, по Таблице 5.

В районах, где отсутствуют ЛП/ПП (Т = 0) и перепады высот рельефа меньше 80 м, протяжённость маршрута должна быть не менее величины ЭП min = П, заданной в строках 2 и 7 Таблицы 5, для соответствующей категории сложности маршрута. При этом максимально возможная категория сложности маршрута в таких районах определена Таблицей 2.

15.3 Маршрут проходит в районе, где Т > 0. Параметр Т набрал количество баллов меньше, чем это требуется для соответствующей категории сложности маршрута (строка 5 Таблица 5). Количество ЛП/ПП меньше минимального значения, заданного в Таблице 3, но ЭП>ЭПmin для данной категории сложности маршрута. В этом случае, маршруту присваивается категория сложности в соответствии с величиной ЭП, но не выше, чем 4 категория сложности.

15.4 Категорируемый маршрут не удовлетворяет одновременно требованиям строк 1-7 Таблицы 5 для соответствующей категории сложности, при этом Т > 0. В этом случае маршруту присваивается категория сложности в соответствии с величиной ЭП, но не выше, чем 4 категория сложности. Если при этом маршрут содержит ЛП/ПП характерные для маршрута более высокой категории сложности, то такой маршрут относится к маршруту, категория сложности которого определена выше, но имеющему элементы категории сложности маршрута, для которого характерны эти ЛП/ПП.

16. При категорировании лыжного маршрута необходимо учитывать следующее:

16.1 Маршрут состоит из основной части, которая может дополняться небольшими, по отношению к основной части, кольцевыми участками и однодневными радиальными выходами. Основная часть маршрута должна быть линейной (из точки А в точку Б) или кольцевой (одно кольцо из точки А в точку А) и составлять без учёта кольцевых участков и радиальных выходов не менее 70% от протяжённости маршрута П min, указанной в строке 2 Таблицы 5.

При этом величина совершённой на маршруте технической работы Т в баллах, должна составлять не менее 3/4 от величины технической работы Тmin, приведённой в строке 5 Таблицы 5 для соответствующей категории сложности маршрута. При наличии радиальных выходов, в зачёт маршрута учитывается только половина от величины пути (Прад) каждого радиального выхода:

ЭПрад = 0,5×Прад + 5×(Bрад+Трад)                               (9) 

16.2 Максимальная категория сложности категорируемого маршрута для различных географических районов не может превышать значений, приведённых в Таблице 2.

Маршрут, проходящий в районе, не включённом в Таблицу 2, предварительно категорируется полномочной МКК, выпускающей группу на маршрут, с предъявлением к группе и руководителю соответствующих требований. После рассмотрения отчёта о прохождении маршрута в районе, не включённом в Таблицу 4, его категория сложности уточняется и согласуется с ЦМКК.

16.3 Нормативное количество ЛП/ПП категорируемого маршрута, при их сквозном прохождении и прохождении во время радиальных выходов, должно соответствовать Таблице 3. Только одно сквозное прохождение ледопада или каньона, может быть зачтено, в качестве определяющего препятствия (ОП)при категорировании маршрута.

16.4 Максимальная трудность включаемых в нитку маршрута ЛП/ПП и их количество не ограничивается, при обязательном соблюдении условий:

- для маршрутов 1-5 к.с. величина ЭП находится в нормативном интервале ЭП соответствующей категории сложности маршрута и туристский опыт руководителя и участников группы допускает прохождение ЛП/ПП данной категории трудности;

- для маршрутов 6 к.с. величина ЭП не имеет ограничений, а техническая трудность ЛП/ПП зависит только от наличия необходимого туристского опыта руководителя и участников группы для их прохождения.

16.5 Если средняя продолжительность светового дня при прохождении маршрута меньше 8 часов, то для маршрутов по третью категорию сложности включительно применяется понижающий коэффициент К свет, на который умножается нормативная величина ЭП min.

Коэффициент К свет получается путём деления средней продолжительности фактического светового дня в минутах, определяемой за время прохождения маршрута, на 480 минут (8 часов).

Световым днём считается время суток в минутах от восхода до заката солнца, указанное в справочных материалах для средней широты пролегания категорируемого маршрута. Для полярного дня этот коэффициент равен 1.Среднюю продолжительность фактического светового дня определяем как среднее значение между продолжительностью первого и последнего светового дня активной части маршрута.

Коэффициент К свет применятся только при его значениях из интервала от 0,5 до 1.

Пример. На момент старта группы величина светового дня равна 420 мин (6 час), а на момент финиша 450 мин (6 час 30 мин), тогда средняя продолжительность фактического светового дня равна (420+450)/2 = 435 мин и понижающий коэффициент Ксвет = 435/480 = 0,906. Для маршрута 1 к.с. при средней продолжительности светового дня 7 час 15 мин (435 мин), получим:

ЭП min = П min× К свет = 100 км × 0.906 = 90,6 ≈ 91 км.

16.6 Климатические условия на маршруте (снегопады, скачки температур воздуха или сильные ветра не характерные для данного времени в данном географическом районе) не повышают заявленную категорию сложности маршрута.

16.7 Представленное в Таблице 2 деление географических районов – ориентировочное, оно отражает текущее состояние и общую тенденцию развития лыжного туризма и допускает возможную корректировку при переиздании настоящей Методики.

16.8 Автономность маршрута учитывается через коэффициент автономности Кавт при определении фактической величины ЭП маршрута:

ЭП факт = К авт × ЭП = К авт × {П + 5 × (B + Т)}                     (10)

Значения коэффициента Кавт, приведённые в Таблице 9, установлены эмпирическим путём.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 Таблица 2. Максимальные категории сложности маршрутов по основным районам России. 

Географические районы

Характер местности

Характерные препятствия и факторы

Макс к.с.

 

 

1

Южные и центральные районы Европейской части России и аналогичные районы.

Густонаселённая степная, лесостепная и лесная равнинная местность.

Легко проходимый лес и поля. Весь маршрут может проходить по просекам, неосновным дорогам или вдоль магистральных трасс. Все ночёвки вне

населённых пунктов.

 

 

1

 

 

2

Центр Европейской части России, Средний Урал, Карелия и аналогичные районы.

Населённая лесистая равнинная, слабопересечённая или холмистая местность.

Легко проходимый лес. Наличие ЛП и ПП не обязательно. Не менее 75% протяжённости маршрута должно проходить вне дорог, по которым может двигаться автомобильный транспорт. Все ночёвки вне населённых пунктов.

 

 

2

 

 

3

Северо-восток Европейской части России, Архангельская обл., равнинная часть Республики Коми и др. аналогичные районы.

Малонаселённая слабопересечённая                             или холмистая местность, таёжная местность.

 

 

Лес средней проходимости. Не менее 75% протяжённости маршрута должно проходить вне просек или дорог, по которым может двигаться автомобильный транспорт. Трудность ЛП/ПП до 1А. Весь маршрут должен быть пройден без захода в населённые пункты.

 

 

 

3

 

4

Южный и Средний Урал, Приморский край и аналогичные

районы.

Таёжное среднегорье с участками зоны гольцов.

 

 

5

Кольский п-ов, Северный Урал, Кузнецкий Алатау, Красноярский,

Хабаровский края и аналогичные районы.

Таёжное среднегорье с зоной гольцов и участками альпийского рельефа.

Лес средней проходимости, безлесные перевалы и др. ЛП/ПП трудностью до 1Б. Ночлеги как в лесу, так и выше

ГЗЛ. Весь маршрут должен быть пройден без захода в населённые пункты.

 

 

 

4

 

 

6

Западно-Сибирская низменность и аналогичные районы.

Малонаселённые равнинно-таёжные районы.

Ночлеги в лесу или выше ГЗЛ. Весь маршрут должен быть пройден без захода в населённые пункты и использования дорог.

 

 

7

Восточный и Западный Алтай, Западный и Центральный Саян, Прибайкалье, Калар, Удокан и аналогичные районы.

Таёжное среднегорье с обширными участками альпийского рельефа.

Лес средней проходимости. Наледи и каньоны на реках, другие ЛП/ПП трудностью до 2А. Ночлеги в лесу или выше ГЗЛ. Маршрут должен быть пройден без захода в населённые пункты.

 

 

5

 

 

8

Приполярный Урал, Центральный Алтай, Юго-Западная Тува, Восточный Саян, Забайкалье, Кодар, Якутия, Джунгария, Северная и Центральная

Камчатка и аналогичные районы.

Горные районы с выраженным альпийским рельефом.

Лес средней проходимости. Наледи и каньоны на реках, другие ЛП/ПП трудностью до 2А. Ночлеги в лесу или выше ГЗЛ. Весь маршрут проходит без захода в населённые пункты.

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

9

Полярный Урал, Путораны, Северная Якутия, Магаданская обл., Чукотка и аналогичные районы

Среднегорье с большими участками безлесной зоны (2/3 протяжённости маршрута и более).

Лес средней проходимости, тундра и лесотундра. Наледи и каньоны на реках, другие ЛП/ПП трудностью до 2А. Ночлеги в лесу или выше ГЗЛ. Весь

маршрут должен быть пройден без захода в населённые пункты.

 

 

10

Акватория Северного Ледовитого океана с островами, субарктические, тундровые и аналогичные районы.

Крайний Север

Зона тундры и арктических пустынь, разводья, трещины и торосы на морском льду, маршрут проходит в безлесной зоне без захода в населённые пункты. Наличие ЛП не обязательно.

где: легко проходимый лес-  движение по лесу не требует специального выбора пути;

лес средней проходимости-  для передвижения по лесу требуется выбирать путь из-за наличия отдельных участков подлеска и бурелома;

ГЗЛ-граница зоны леса.

Таблица 3. Нормативное количество ЛП/ПП лыжного маршрута для районов, где Т > 0 

Категория сложности маршрута

Нормативное количество локальных препятствий

Всего определяющих ЛП/ПП

Т

баллы

Категория трудности препятствий

1

max*

2

-

-

-

-

-

2

max*

4

-

-

-

-

-

3

min*

1 + 1р

4

1 + 1р

-

-

-

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

min*

3 + 1р

12

2

1 + 1р

-

-

-

-

5

min*

4 + 2р

26

1

2 + 1р

1 + 1р

-

-

-

6

min*

7 + 2р

46

1

3 + 1р

3 + 1р

-

-

-

где: *          - допускается замена ЛП/ПП на более сложные, в зависимости от опыта группы.

р - радиальное прохождение ЛП;

Таблица 4. Оценка ЛП и ПП лыжных маршрутов через параметр Т (в баллах) 

Препятствия

Трудность ЛП и ПП / их оценка в баллах

/ 2

/ 4

/ 6

* / 8

*/ 10

*/ 12

 

 

Локальные препятствия (ЛП)

1. Перевал (связка перевалов)

 

а) сквозное прохождение

2

4

6

8

10

12

б) радиально ↑↓; согласно сложности стороны прохождения

2

4

6

8

10

12

2.    Вершина    радиально    ↑↓;    согласно

сложности пути восхождения

2

4

6

8

10

12

3. Ледопад*

-

1

3

4

-

-

Протяжённые препятствия (ПП)

1. Траверс хребта

2

3

5

8

10

12

2. Каньон

1

2

4

6

-

-

Примечание:

* - находится вне каньона и оценивается как единичное ЛП только при сквозном прохождении и отсутствия более простого обхода, не является определяющим препятствием. Ледопады, находящиеся в каньоне, относятся к элементам каньона и учитываются при оценке каньона по Таблице 8.

Таблица 5. Сводная таблица нормативных параметров маршрута

Минимальные величины параметров маршрута

Категория сложности маршрута

I

II

III

IV

V

VI

1

Минимальная продолжительность маршрута tmin (дни)

6

8

10

13

16

20

2

Минимальная протяжённость П min (км) (при Т=0Пmin = ЭП min)

Т > 0

100

140

180

210

240

270

Т = 0

100

140

230

340

450

600

3

Минимальное количество ЛП/ПП при Т > 0

0

0

1+1р

3+1р

4+2р

7+2р

4

Минимальный перепад высот В minпри единичных перепадах высот больше 40м (Вi≥ 40 м)

Т > 0

0

0

3

5

9

15

Т = 0

0

0

0

0

0

0

5

Минимальная техническая работа Т min при Т > 0 (баллы)

0

0

4

12

26

46

6

Минимальная техническая сумма ТС min при Т > 0 (баллы)

0

0

7

17

35

61

7

Минимальная эквивалентная протяжённость ЭП min

100

140

230

340

450

600

 Таблица 6. Оценка категории трудности перевалов на лыжных маршрутах

 

Трудность (к.т.)

 

Характеристика наиболее сложных участков

 

Техника и условия передвижения

Время прохождения (t), количество точек страховки (n) и длина перилл (L). Определяющий участок.

Необходимое Специальное снаряжение

1

2

3

4

5

 

 

Простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30°, пологие (до 15°) ледники без трещин, возможны участки скал на склонах;

Простейшая инд. техника передвижения на лыжах или пешком; самостраховка лыжными палками или ледорубом.

 

t = несколько часов n=0

L=0

Кошки, 1—2 основные верёвки на группу

 

 

 

Несложные скалы, снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20° до 45°), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом, закрытые ледники с участками скрытых трещин.

Простейшая коллективная техника, возможно одновременное движение в связках по склонам и закрытым ледникам. Использование кошек или рубка ступеней. Навеска перил на склонах.

t ≤ 1 день n˂ 5

L = до 40-50 м Участки, включающие восхождения                             или фрагменты                      траверса 1Б к.т. по альп. классификации.

Кошки, 1-2 ледоруба на группу, страховочные пояса или грудные обвязки, карабин, спусковое, подъёмное устройство на каждого участника. Минимум 1 основная верёвка на 3-4 чел.

 

 

 

 

 

Скальные, снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 20° до 45°), закрытые ледники.

Более сложная индивидуальная и коллективная техника: попеременная или групповая (перильная) страховка, возможна крючьевая страховка.

t ≤ 1 суток n = 5-10

L = 80-100м (2-3 веревки подряд). Участки, включающие восхождения или фрагменты траверса 2А к.т. по альп. классификации.

Кроме снаряжения, указанного для пер. 1Б к.т. крючья скальные и ледовые (3-4 на группу), скальный или ледовый молоток. Вспомогательная верёвка, петли и расходные верёвки.

 

 

 

 

 

Крутые (свыше 45°) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10—15 м) стенные участки;

Применение всего арсенала технических приёмов: перильная или попеременная                       страховка, применение крючьев; движение переднего на подъёме без рюкзака; спуск по верёвке. Возможны ночлеги на перевале.

t ≈ 1 сутки n = 5-20

L ≤ 200 м (3-5 верёвок подряд).

Участки, включающие восхождения или фрагменты траверса 2А ск, 2Б лд или комб. к.т. по альп. классификации.

Страховочные системы вместо грудных обвязок, устройства для спуска и подъёма по верёвке. Мин. 2 осн. верёвки, вспомогательная верёвка, петли, расходные концы верёвок и крючья.

 

 

 

 

 

Крутые (от 45° до 65°) снежные, ледовые и скальные склоны значительной протяжённости, стенные участки до 1—2 верёвок подряд; сложные ледопады

Применение разнообразных приёмов передвижения и страховки на протяжённых                         участках, включая применение искусственных точек опоры, лесенок, и др. специальных приёмов движения и т. д. Необходима предварительная разведка и обработка маршрута. Неизбежны ночлеги на

склоне или перевале.

t ≤ 2 суток n=10-30

L=от 200 до 500 м  (до 10 верёвок подряд); участки, включающие восхождения или фрагменты траверса 2Б ск, 3А лд или комб., до 4Б сн-лд к.т. по альп. классификации.

Кроме перечисленного выше снаряжения, рекомендуется применение основных и вспомогательных верёвок длиной 60-80 м; может потребоваться применение лесенок, закладок, якорей и крючьев, извлекаемых при спуске.

 

 

 

 

 

 

То же, что и для перевалов ЗА, но при большой протяжённости сложных участков, разнообразном их характере или пре- дельной                      сложности, включая стены крутизной 60° и более.

Необходимость практически непрерывной взаимной и групповой страховки в течение многих часов и даже суток, специальной подготовки, рассчитанной на преодоление данного перевала, отличного владения техникой всеми участниками. Возможна организация «сидячих» или «висячих» биваков.

t ≥ 2 суток; n ˃ 30;

L=500 м и более (более 10 верёвок под- ряд);

участки, включающие восхождения или фрагменты траверса 4Аск, 4Б комб., 5А сн-лдк.т. по альп. классификации.

То же, что и для ЗА. Может потребоваться снаряжение, специально подготовленное для преодоления конкретного перевала.

Примечание: 

  1. Приведённые в столбцах 2, 3 и 4 техническая трудность участков и способы их преодоления характерны только для данной категории трудности перевалов и не встречаются при преодолении перевалов предшествующих категорий. Наличие участков со сложностью, указанной в предыдущих категориях, подразумевается при любой их протяжённости.
  2. За число точек страховки «n» принимаются все места (позиции) закрепления и протравливания верёвки с помощью ледоруба, крючьев с карабинами или петлями, скальных выступов, ледовых столбиков, через плечо, поясницу и т. д., необходимые для навески перил и для страховки идущего первым на подъёме и последнего при спуске.
  3. Для прохождения перевалов любой категории трудности в зимних условиях или при глубоком снеговом покрове на склонах дополнительно требуется иметь лавинное снаряжение.
  4. Продолжительность прохождения ориентирована на группу из 6-8 человек со средней технической подготовкой для преодоления конкретного препятствия. При уменьшении состава (до 4-х человек) и более высокого уровня технической подготовки участников время может сокращаться.
  5. Техническая сложность участков определяется на подъем. При спусках категория трудности таких участков обычно должна учитываться на пол категории трудности ниже. На это следует обращать внимание, особенно при оценке прохождения односторонних перевалов.

Таблица 7. Оценка трудности ледопадов

Трудность

 Характер ледопада

 Техника прохождения

 ЛП-1А

Крутизна 20-300, Н = 6 - 10м

Простейшая групповая техника, возможна навеска перил

 ЛП-1Б

Крутизна 30-400, Н = 10-15м

Простейшая коллективная техника, навеска перил, крючьевая страховка

 ЛП-2А

Крутизна 50-600, Н ≥ 20м

Движение первого на подъёме без груза, разделmный подъём и спуск груза, спуск дюльфером

 ЛП-2Б

Крутизна ≥ 700, Н ≥ 30м

Использование всего наиболее распространённого арсенала технических приёмов

Примечание:

  1. В зависимости от технической трудности ледопадов, для их прохождения, необходимо специальное снаряжение, как личное: кошки, страховочные пояса (системы), карабины, спусковые устройства, жумары и т.п., так и групповое: верёвки, ледобуры, ледорубы, самосбросы и т.п.;
  2. Разрешение на прохождение ледопадов трудностью 2Б и выше, даёт выпускающая полномочная МКК, учитывая опыт руководителя и участников группы. Окончательную трудность ледопада определяет выпускающая МКК после рассмотрения отчёта о прохождении маршрута.

Таблица 8. Оценка трудности прохождения ПП в виде каньона, траверса гребня хребта 

Трудность

Характер препятствия

Техника прохождения ПП*

КАНЬОН

н/к

Камни со снегом, участки промоин или наледей, L≥50 м

Простейшая индивидуальная самостраховка

Каньон н/к + наледи (до 200, ≥100м) + ледопад с элементами 1А

Простейшая групповая техника, возможна навеска перил

Каньон 1А+ледопад с элем-ми 1Б

Простейшая коллективная техника, навеска перил

Каньон 1Б + ледопад с элементами 1Б или + ледопад с элементами 2А

Движение первого на подъёме без груза, аздельный подъём и спуск груза, спуск дюльфером

 

*

Каньон 1А + каскад из трёх ледопадов с элементами 2А или каньон 2А + ледопад с элементами 2Б

Использование всего наиболее распространённого арсенала технических приёмов

ТРАВЕРС ХРЕБТА или ГРЕБНЯ ХРЕБТА

 

Простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30°. Чередование движения пешком и на лыжах., П общ ≥ 0,3 км.

Простейшая индивидуальная техника передвижения на лыжах или пешком; самостраховка лыжными палками или ледорубом.

 

Снежные и осыпные склоны с участками крутизной до 40°, требующие групповой страховки, участки лёгких скал. П общ ≥ 0,2 км.

Простейшая коллективная техника, возможно одновременное движение в связках по склонам и закрытым ледникам. Использование кошек или рубка ступеней. Навеска перил на склонах до L = 50 м (1 верёвка).

 

 

Осыпи, снег, фирн, лёд, участки несложных скал крутизной до 500, Птехн ≥ 150 м.

Более сложная индивидуальная и коллективная техника: попеременная или групповая (перильная) страховка, возможна крючьевая страховка, протяжённость перил до 100 м (2-3 верёвки).

 

**

Крутые (>45°) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности крутизной до 600, возможны короткие (до 10-15 м). стенные участки, Птехн ≥ 300 м.

Применение всего арсенала технических приёмов: перильная или попеременная страховка, применение крючьев; движение переднего на подъёме без рюкзака; спуск по периллам. Общая протяжённость перилл L ≥ 200 м (4-5 верёвок). Возможны ночлеги на хребте.

Примечание:

* - для всех ПП с учётом их технической трудности и специфики, обязательно наличие специального снаряжения, обеспечивающего безопасное прохождение: кошек, страховочных поясов (систем), карабинов, спусковых устройств, жумаров, верёвок, петель, скальных крючьев, ледобуров, айс-фифи, самосбросов и т.п.

** - разрешение на прохождение ПП трудностью 2Б и выше, даёт выпускающая полномочная МКК, учитывая опыт руководителя и участников группы. Окончательную трудность пройденных ПП определяет выпускающая МКК после рассмотрения отчёта о прохождении маршрута.

Таблица 9. Коэффициент автономности категорированных маршрутов

Уровень автономности маршрута

Коэффициент автономности (К авт)*

Маршрут пройден группой при полной автономности.

1

Маршрут 3-6 к.с. пройден группой с привлечением других групп или транспортных средств, для организации заброски (промежуточной базы) или проходит через один населённый пункт (жилой объект), где

возможна организация промежуточной базы.

 

0,88

Маршрут 3-6 к.с. пройден группой с привлечением других групп или транспортных средств, для организации двух и более забросок (промежуточных баз) или проходит через два и более населённых пункта (жилых объекта), где возможна организация промежуточных баз.

 

0,72

 Примечание:

* - для всех маршрутов 1-2 категории сложности коэффициент автономности маршрута равен 1.

Примеры категорирования маршрутов

 Пример 1.Соответствует ли маршрут по Полярному Уралу 5 к.с. Характеристики маршрута:

П=324 км, перепад высот В=10 км, t =16 дней, число ЛП-6 (1А-2; 1Б-2; 2А-2), ТС>0.

  1. Соответствие минимальной протяжённости: П = 324 км >П min=240 км
  2. Соответствие минимальному количеству ЛП: ЛП = 6 = ЛП min
  3. Совершенная работа: Т = 2 × 2 + 2 × 4 + 2 × 6 = 24 <Тmin
  4. Соответствие минимальной технической сумме: ТС = (В + Т) = 10 + 24 = 34 <ТСmin = 35
  5. Эквивалентная протяжённость маршрута:

ЭП = П+5 × ТС = 324+5 × (10+24) = 494км >ЭП min = 450 км

Вывод: параметры маршрута превышают параметры маршрута 5 к.с., кроме недобора по 1 баллу у параметров Т и ТС (Таблица 3). Кроме этого, маршрут содержит два сквозных прохождения определяющих ЛП: 2А × (1+1), вместо: 2А × (1+1р) для нормативных маршрутов 5 к.с. (Таблица 3), поэтому маршрут классифицируется 5 к.с.

Пример 2. Соответствует ли пройденный в Восточном Саяне маршрут, заявленной 4 к.с. Пос. Шарзи – р.Жом-Болок – долина Вулканов – р.Чойган-Хем – р.Хамсара – пос. Хамсара.

Характеристики маршрута: П = 360 км, t = 18 дней, перепад высот В = 5 км, число ЛП = 0 (3 пе- ревала НК), ТС> 0.

  1. Соответствие минимальной протяжённости: П = 360 км >П min= 210 км
  2. Соответствие минимальному количеству ЛП: ЛП = 0< ЛПmin
  3. Совершенная работа: Т = 0 баллов
  4. Соответствие минимальной технической сумме: ТС = (В + Т) = 5 <ТСmin = 35 баллов
  5. Эквивалентная протяжённость маршрута:

ЭП = П + 5 × ТС = 360 + 5 × 5 = 385км >ЭП min = 340 км

Вывод: в соответствии с пунктом 15.3. маршрут классифицируется как маршрут 4 к.с.

Пример 3. Оценить, соответствует ли пройденный группой по запасному варианту маршрут в Восточном Саяне, заявленной 5 к.с. Характеристики маршрута: П = 250 км, t = 19 дней, перепад высот В = 15 км, число ЛП = 6 (1А-1, 1Б-3, 2А-2), ТС> 0.

  1. Соответствие минимальной протяжённости: П = 250 км>П min= 240 км
  2. Соответствие минимальному количеству ЛП: ЛП = 6 = ЛП min
  3. Совершенная работа: Т = (1× 2) + (3× 4) + (2×6) = 26 баллов
  4. Соответствие минимальной технической сумме:

ТС = (В + Т) = ( 15 + 26 ) = 41 >ТС min = 35 баллов

  1. Эквивалентная протяжённость маршрута: ЭП=П+5хТС= 250+5х41 = 455км >ЭП min = 450 км

Вывод: по всем параметрам маршрут классифицируется как маршрут 5 к.с.


в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную