на главную
На главную
 походы отчёты документы  в народ
Admin
 

КОЛЬСКИЙ
полуостров

ОТЧЁТ

о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута третьей категории сложности в районе Кольского полуострова,
совершённом группой туристов Саратова в период с 13.03.2016 по 30.03.2016

Маршрутная книжка № 1Л-2016
Руководитель группы Машников А.Н.
410010, Саратов,
тел. +7 903 383 1000,
e-mail: man_tur@mail.ru
http: www.manturs.narod.ru/

Оглавление

    Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
    • 2.1. Разрешения.
    • 2.2 Варианты подъезда и отъезда.
    • 2.3. ПСО, медучреждения.
  3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  4. Изменения маршрута и их причины.
  5. График движения.
  6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
  8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
  9. Дополнительные сведения о походе.
    • 9.1. Краткая информация о о Кольском полуострове.
    • 9.2. Рельеф.
    • 9.3. Климат.
    • 9.4. Растительность.
    • 9.5. Снаряжение.
    • 9.6. Питание.
  10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
  11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
  12. Литература.
  13. Карты.

Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1. Проводящая организация:

Саратовский клуб туристов. Саратов, ул. Мичурина, 69, турклуб.
e-mail: saratov-tur@narod.ru
http://saratov-tur.narod.ru/

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

РФ. Мурманская область.
Северо-восток Кольского полуострова.

3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

лыжный

третья

239,3 км

18 дней / 12 дней

с 13.03.16 по 30.03.16

4. Подробная нитка маршрута.

Большая плотина Серебрянского водохранилища – р.Цуцкъявриок – р.Рында – р.Няльмйок – оз.Спиридон - 68N-37E - оз.Поросозеро – р.Ефимовка - 68N-36E – р.Вумбаяврйок - оз.Чёрное - п.Ловозеро - 68N-35E.

6. Определяющие препятствия маршрута.

Расстояние, тундра, лесотундра. ТС=0.

7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

N

Ф.И.О.

Г.Р

Тур.опыт 

Обязанности

Адрес

Фото

1

Исаева
Елизавета
Витальевна

1967

III-У ПР.УРАЛ

Фото

Саратов
evisaeva@mail.ru

2

Каричева
Людмила
Геннадьевна

1968

V-У-Ц.КАВКАЗ

Санинструктор, реммастер.

Энгелльс
karicheva1403@rambler.ru

3

Машников
Александр
Николаевич

1963

VI-Р ЯМАЛ,
VI-У АЛЯСКА.

Руководитель, фото.

Саратов
+7 903 383 1000
man_tur@mail.ru

4

Уколов
Владимир
Павлович

1956

IV-У В.АНГАРСКИЙ

ЗИП

Саратов
vpukolov@gmail.com

5

Федукин
Андрей
Анатольевич

1981

II-У Ю.УРАЛ

Завхоз по снаряжению, фото, кино.

Саратов
fedukin.aa@yandex.ru

6

Хохлова
Татьяна
Михайловна

1958

VI-У ЯМАЛ

Завхоз по питанию, фото.

Саратов
hohlovatm@saratov.gov.ru
hohtm@yandex.ru

8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

У руководителя группы.
Отчёт опубликован на сайте: http://www.manturs.narod.ru/

9. Поход рассмотрен Саратовской областной МКК (шифр МКК 164-00-545520200).

1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.

Идея этого похода возникла после ознакомления с отчётом Зубарева Геннадия по Кейвам. В Хибинах все участники были не по одному разу. Низкие холмы Кольского полуострова, типа Кейв, не впечатлили. Целью путешествия стали труднодоступные точки конфлюенции на 68 параллели.
Кратко о точках. Это такие места, в которых минуты и секунды координат равны цифре ноль. И что в этих точках? А ничего! Ничего особенного, что выделяло бы слияние из окружающего ландшафта. Точки конфлюенции - призрак, сказка... – точка карты, спроектированная на местность. А для чего все это? Просто игра, забава. По большому счёту, как и туризм. Более подробно с проектом «Degree Confluence Project» можно ознакомиться на сайте http://www.confluence.org.
Основной вариант предусматривал подъезд к началу маршрута (пос. Островной) на пароходе «Клавдия Еланская» морским путем, выход на маршрут из посёлка Островной, посещение точек с координатами 68°N-39°E, 68°N-38°E, 68°N-37°E, 68°N-36°E, 68°N-35°E и окончание в селе Ловозеро. В связи с тем, что морской транспорт зависит от погодных условий, был разработан запасной вариант. Запасной вариант предусматривал начало лыжной части маршрута от посёлка Туманный, до которого можно добраться на автобусе за 3 часа из Мурманска.
Интересна была идея подъезда к началу маршрута на теплоходе «Клавдия Еланская» по Баренцеву морю. Не часто туристы подъезжают к началу лыжного путешествия на кораблях.
Исходя из количества свободного времени у участников и расстояния, запланировали маршрут третьей категории сложности.

2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

2.1. Разрешения.

В отчёте Зубарева говорится о погранзоне. Мы связались с пограничниками и выяснили, что это не погранзона и разрешения от них не требуется. Пропуск необходим для нахождения на территории закрытого административного территориального образования. На сайте ЗАТО Островной есть инструкция об организации и осуществлению пропускного режима. Для получения пропуска для прохода или нахождения в ЗАТО Островной необходимо письменно обратиться к главе администрации ЗАТО Островной Мурманской области, в котором указать цель и дату прибытия, списочный состав участников группы, контактные телефоны и эл. адреса. В списке участников указывается ФИО, дата и место рождения, номер и серия паспорта, когда и кем выданного, место жительства. Кроме того, к заявке прилагаются ксерокопии 2-3 и 4-5 страниц паспортов. Заявление с приложениями направляются в ЗАТО Островной. В инструкции указан адрес электронной почты администрации admzato@gremih.mels.ru, но она была отключена и нам пришлось отсылать документы почтой России по адресу: 184640, Мурманская область, г. Островной, пл. Жертв Интервенции, д.1. Глава администрации выписывает пропуска только после согласования с ФСБ Мурманской области, которая находится в Североморске. Процедура достаточно долгая, поэтому оформлять пропуска необходимо не менее чем за месяц до прибытия.
Контактные телефоны в администрации ЗАТО Островной:
8-815-58-5-0013, 8-815-58-5-00-12.
Телефон непосредственного исполнителя 8-815058-5-00-21 – Денис Борисович Диданов.

2.2 Варианты подъезда и отъезда.

Одной из «изюминок» похода были подъезды. Ни автомобильного, ни железнодорожного сообщения с Островным нет и не было, поэтому добраться туда можно или теплоходом «Клавдия Еланская» (14 часов пути от Мурманска), или вертолётом. Заказать вертолёт дорого, а регулярных пассажирских рейсов нет. Выбор пал на довольно экзотический для лыжного туризма вид транспорта – теплоход «Клавдия Еланская». Собственно, выбора у нас не было. По телефону заранее забронировали места на пароход. Расписание можно узнать на сайте Мурманского морского пароходства. Там есть телефоны диспетчеров. Теплоход стоит у причала № 12 ОАО «Мурманского морского рыбного порта», а продажа и бронирование билетов в Мурманске осуществляется в кассе автовокзала.
От Саратова до Мурманска доехали стандартным способом, на поезде, с пересадкой в Москве. Билеты покупали на сайте РЖД, а стыковки рейсов искали на сайте tutu.ru.
В Мурманске на автовокзале узнали, что рейс «Клавдии Еланской» отложен до 17 марта по метеоусловиям (сильный ветер, шторм). Если рейс теплохода откладывается, то пассажирам разрешают жить на нём бесплатно. Корабль стоит в рыбном порту и для входа в порт надо получать временные пропуска. При предъявлении билетов пропуска делают бесплатно. Мы переночевали на «Клавдии Еланской» одну ночь. На следующий день капитан сказал, что рейс откладывается до 19 марта, с плохим прогнозом. Позже мы узнали, что корабль вышел только 22 марта. Пришлось переходить на запасной вариант.
До Туманного автобус ходит через день. Выходит он с автовокзала в 18.00 по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям). Таксисты (микроавтобус) просят 10000-12000 рублей. Доехали на автобусе, рейс вечерний, приходит довольно поздно. Вышли на большой плотине Серебрянского водохранилища. Водитель посоветовал пройти немного к причалу. Там вагончики, в один из них нас любезно пустил сторож.

2.3. ПСО, медучреждения.

В период подготовки мы нашли и выписали телефоны спасательных служб.
Служба ЕДДС Ловозерского района.
телефон 8(815-38) 4 00 12, +7 921 049 40 12;
Мурманский поисково-спасательный отряд (филиал СЗРПСО МЧС России)
телефон дежурного 8(815-31) 5 88 95, +7 911 303 73 11.
Когда группа прибыла в Мурманск и узнала о задержке рейса теплохода сообщать о выходе на маршрут не было смысла, так как мы не знали по какому варианту пойдём. Решение о выходе по запасному варианту принимали быстро и забыли сообщить в МЧС.
В районе похода не много медицинских учреждений. Они находятся в посёлках Туманный, Островной и Ловозеро.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

С аварийными вариантами по основному варианту всё довольно просто. Имеются два пункта – начало и конец маршрута и аварийно выйти можно только в них. Когда и куда должно решаться непосредственно на маршруте, исходя из необходимости тропления лыжни, направления и силы ветра, присутствия зимников или следов снегоходов.
С вариантами по запасному варианту немного сложнее. На первом участке (Туманный – точка 68°N37°E) примерно до середины можно вернуться по своей лыжне, если конечно она сохранится. Так же на решение вернуться может повлиять направление и сила ветра. Другой вариант поворот с любой точки оставшегося пути в сторону села Ловозеро. Других поселений или дорог в районе нет. Ближе к Ловозеру становится больше леса, соответственно больше тропёжки.

Группа была настроена на основной вариант. Но подъезд к началу основного варианта планировался на пароходе, транспорте, сильно зависимом от погодных условий. Председатель Саратовской областной МКК Бабанов Д.Ю. порекомендовал разработать и запасной вариант с менее погодозависимым транспортом. По времени и расстоянию подходил маршрут от Туманного к точке 68°N37°E и далее по основному к посёлку Ловозеро.

На весь маршрут был закуплен газ и готовили мы на нём. Можно частично пользоваться костром. На первом этапе на костёр и печку рассчитывать сложно, так как растительность представлена низким берёзовым криволесьем или полным отсутствием леса. Хороший пригодный для костра и печки лес появляется ближе к 68 параллели. Здесь растёт ель и сосна. На возвышенностях леса нет, но всегда можно быстро к нему спуститься. При острой необходимости, помучившись немного, можно развести костёр и приготовить еду практически на всём маршруте. Даже на тундровых участках есть возможность уйти с маршрута ближе к рекам и там собрать мелких веток с кустов.

4. Изменения маршрута и их причины.

Маршрут пройден полностью по запасному варианту.

Заявленный и согласованный с МКК основной вариант маршрута выглядел так: п.Островной - оз.Ярлыявр - оз.Шерстяное - оз.В.Кидъявр - р.Бабручей - 68N-37E - оз.Водолей - 68N-36E - р.Кирпичный - оз.Ловозеро - п.Ловозеро.

Заявленный и согласованный с МКК запасной вариант: Серебрянское водохранилище - оз.Мельявр - оз.Лявозеро - оз.Спиридон - 68N-37E - оз.Водолей - 68N-36E - р.Кирпичный - оз.Ловозеро - п.Ловозеро.

Узнав о задержке на 2 дня, группа решила ждать и потом на маршруте нагонять потерянное время. Хотя были приобретены билеты домой и запасным числился лишь день отъезда. Но перенос отхода ещё на день с плохим прогнозом сделал прохождения основного маршрута очень трудновыполнимым, практически не возможным. Пришлось оперативно переходить к запасному заявленному варианту.

5. График движения.

Дата/ день пути

Участок пути

км

Характер пути

Метео
условия

Примечание

16.03.2016 1

Большая плотина Серебрянского вдхр. - причал

0,7

Заметённая дорога.

0°; -3°, облачно,
ветер 5-11 м/с, снег, пурга.

H=31м

17.03.2014 2

Причал Серебрянского вдхр. – р.Цуцкъяврийок – г.Сахарная

21,1

Лес почти везде. Кустарник, берёзовое криволесье. Небольшая тропёжка на открытых пространствах. В лесу снега больше. Сильно расчленённый рельеф, наборы спуски более 100м.

-5°; -7°, переменно,
ветер 5-10 м/с, снег, метель.

H=616м

18.03.2014 3

г.Сахарная – р.Рында

27,7

В начале дня островки берёз, кусты. Во второй половине открытая тундра, кустарник островками. Тропление простое или отсутствует. Сильно расчленённый рельеф.

-5°; -7°, переменно,
ветер 7-11 м/с, снег,
низовая пурга.

H=472м

19.03.2014 4

р.Рында – оз.Мельявр – р.Няльмйок

23,4

Тундра, редкие кусты, берёзовый лес встретился два раза в долинах рек. Спокойный рельеф.

-4°; -6°, переменно,
ветер 4-9 м/с, снег,
низовая пурга.

H=202м

20.03.2014 5

р.Няльмйок – оз.Лявозеро – оз.Спиридон

24,0

Тундра, лес встречается чаще, полосами по рекам и на южных склонах. Удаётся обходить его. В лесу тропление.

-5°; -8°, переменно-солнце,
ветер 4-6 м/с.

H=228м

21.03.2014 6

оз.Спиридон – оз.Лица – верховья р.Юнка

28,2

Идём по возвышенности, редкий кустарник, островки леса.

-2°; -6°, переменно,
ветер 7-9 м/с, снег,
низовая пурга.

H=268м

22.03.2014 7

верховья р.Юнка –
68°N-37°E – оз.Поросозеро

23,6

Кусты попадаются всё чаще, у 68 параллели массивы леса. К кустарнику и берёзовому криволесью примешивается ель.

-3°; -9°, переменно,
ветер 5-3 м/с, утром снег,
метель, вечером солнце.

H=244м
68°N-37°E

23.03.2014 8

оз.Поросозеро – оз.Янозеро – р.Ефимовка

25,4

Леса всё больше, в лесу тропление. Стараемся использовать поверхность озёр и болот для движения.

-8°; -18°, солнце,
ветер 2-4 м/с.

H=334м

24.03.2014 9

р.Ефимовка –
68°N-36°E – р.Вумбаяврйок

21,9

Лес. Берёзова, ель, сосна. Скорость падает. Изредка встречаются болота и безлесые верхушки возвышенностей.

-5°; -8°, пасмурно,
ветер 3-6 м/с, снег.

H=337м
68°N-36°E

25.03.2014 10

р.Вумбаяврйок – оз.Щучье – р.Чёрная

23,6

Утром находим след снегохода, но попетляв немного, сходим с него. Через ходку хорошего тропления находим старый след в нашем направлении. Постепенно он становится достаточно наезженым.

-3°; -13°, солнце,
ветер 1-4 м/с.

H=223м

26.03.2014 11

р.Чёрная – оз.Ловозеро – п.Ловозеро

16,4

Накатанная снегоходная дорога.

+7°; -3°, пасмурно,
ветер 2-4 м/с.

H=46м

27.03.2014 12

п.Ловозеро –
68°N-35°E (рад.) – п.Ловозеро

3,3

Улицы посёлка, след снегохода.

+3°; -2°, пасмурно,
ветер 3-5 м/с.

H=13м
68°N-35°E

ИТОГО

 

239,3 км

 

 

Суммарный перепад 3014м

6. Техническое описание прохождения группой маршрута.

День 1 - 16.03.2016.   
Большая плотина Серебрянского вдхр. - причал.

Из Мурманска группа выехала на автобусе в сторону посёлка Туманный. Это запасной вариант маршрута. Из автобуса около 22 часов по нашей просьбе мы высадились на большой плотине Серебряковского водохранилища. Водитель подсказал, что не далеко расположен причал и там есть вагончики. Со второго раза нас заселили в один из домиков. На улице было уже темно и сильно дуло. Нас обрадовала возможность тёплой ночёвки. Сегодняшний день закончен.  
Прошли 0,7км. N68.826586°- E35.575935°.

День 2 - 17.03.2014.
Причал Серебрянского вдхр. – р.Цуцкъяврийок – г.Сахарная.

Ф.1     Выход с ночёвки.

Ф.2     Остров.

Вышли с места ночёвки в 8:00. Сторож предостерёг нас от перехода водохранилища вблизи причала. Возможны два варианта. Первый – через мост в 1,6км выше по течению, второй – за островами ниже по течению. Второй вариант попутный, выбираем его. Вчерашний ветер утих, солнечно, небольшие облачка. Через полчаса картина резко меняется. Сильные порывы ветра, налетает снежный заряд. Обходим первый маленький остров. Второй остров виден плохо, идём на его северную оконечность. Лёд заметён слоем снега, проходим остров. У правого берега тропящий проваливается, под слоем снега вода. Удаётся пройти по большому слою снежной каши не замочив ног. Вылезаем на берег, берег крутой, кусты, тропёжка. Лес повсеместно, кусты, берёза. Наст весьма условный, держит не всех. Сразу удивляет рельеф, это конечно не Хибины, но местами приходится серпантинить, и набор не малый. Погода меняется каждые полчаса, то солнце, то снег и слабая видимость. Первые сотни метров по лесу выгоняют нас снова на лёд. Уходим от самого берега, но идем в сотне метров от него. Начались поломки. Людмила рвёт ремешки на креплениях один за другим, но сама мастерски борется с напастью. После очередной поломки встаём на обед в уютной бухточке, закрытой от ветра. Обедаем с комфортом.

Ф.5     Берега и лес.

Ф.6     Тундра на вершинах холмов.

Ф.7     Спуски-подъёмы.

Ф.8     Холмы и озёра.

После обеда начинается крутой подъём. Видны скальные выходы. Приходится местами идти серпантином, заметная тропёжка. На локальных спусках небольшие карнизы. Ветер усиливается, метель, низовая пурга. Выходим на плоскую вершину холмов. Здесь сильнее ветер, но нет кустов и прочный наст. Идём по верхам, поверхность завалена большими камнями. Видимость совсем падает. Начинаем сбиваться с курса и сваливаемся в крутостенную долинку ручья с кустами. Здесь дует значительно меньше. Встаём на ночёвку. За день набрали более 600 метров спуск-подъёмов, горный день.

Ф.3     По водохранилищу.

Ф.4     Обед.

Прошли 21,1км. N68.699492°- E35.752769°.

День 3 - 18.03.2014.
г.Сахарная – р.Рында.

Ф.9     Последние кусты.

Ф.10   Тундра.

Ф.11   Метёт.

Ф.12   Обед.

Выход в 9:00. Задержка из-за ремонта и смазки деревянных лыж. Идём по долике ручья вверх. Погода постепенно портится, усиливается ветер, падает видимость. На второй ходке выходим из леса, идти становится полегче. Иногда показывается солнце, но ветер дует постоянно. Лес совсем исчезает, даже кустов почти нет. Находим три одиноких дерева и встаём на обед.
Всю вторую половину дня идём по тундре. Ориентиров почти нет. Ветер, снежные заряды. Леса не находим, встаём у небольшого островка кустов. Немного не дошли до реки Рында.
Сегодня «горное» начало дня и тундровое продолжение.
Прошли рекордные 27,2км. N68.513071° - E35.997571°.

День 4 - 19.03.2014.
р.Рында – оз.Мельявр – р.Няльмйок.

За ночь вокруг палатки обазовался надув. Через 1,5км подошли к реке Рында. По берегам густой берёзовый лес, на поворотах русла ветра совсем нет. Хорошее место для бивака. Далее идём по открытым пространствам. Тундра. Ближе к обеду ветер усиливается. К низовой пурге частенько прибавляется снег из тучи. Палатку для обеда ставим на открытом пространстве. Но на время обеда ветер немного стихает.

Ф.13   р.Рында.

Ф.14   Ориентир - солнце.

После обеда начинается настоящая пурга,видимость меньше 100 метров, ориентиров не видно. Идём по приборам. На карте впереди долина реки Няльмйок и там обозначен лес. Подходим туда, лес довольно редкий, но внутри массива почти не дует. Встаём здесь на час раньше. Здесь не надо строить стенку и сегодня юбилей Володи Уколова. 60!

Ф.15   Пурга.

Ф.16   Именинник за столом.

Ф.17,18         Место ночлега утром.

Прошли 23,4км. N68.355447° - E36.231745°.

День 5 – 20.03.2016.
р.Няльмйок – оз.Лявозеро – оз.Спиридон.

Ф.19   Рыбацкие избы.

Ф.20   Впереди - лес.

Ф.21   Впереди - лес.

Ф.22   Обед.

Ф.23   Забор.

Ф.24   Место ночёвки.

Проснулись в тишине. Ветра нет совсем. Можно не спеша сходить в туалет. Выходим из леса. Ветер от полного штиля до совсем слабого. Погода сегодня балует. Через 1,5км на берегу озера встречаются избы. Вероятно рыбацкие. Сейчас около них нет следов и других примет присутствия людей. Проходим мимо не подходя к ним близко. Изредка солнце закрывают лёгкие облака. По берегам Харловки растёт лес, оставляем его справа. После озера Лявозеро лес начинае попадаться всё чаще. Пока можно найти заболоченные участки лишённые кустов и леса, соответственно с настом. На обед встаём у группы отдельностоящих берёз. Сегодня не привязываемся к лесу, потому что почти нет ветра.
После обеда приходится проходить участки леса, тропёжка. Обходим. Внезапно наш путь преграждает забор из проволоки. Преодолеваем препятствие, отламываем немного проволоки себе для починки креплений Людмилы. Для ночёвки находим хорошее место около озера Спридон в понижении закрытое лесом.
Прошли 24,0 км. N68.210627°- E36.564930°.

День 6 – 21.03.2016.
оз.Спиридон – оз.Лица – верховья р.Юнка.

От места ночлега резко набираем высоту (около 100м) и выходим к триангуляционному знаку. Высота 311м. Наверху совсем нет кустов и деревьев, но дует сегодня сильно. Метель и частые снежные заряды с неба. Видимость минимальна, видимых ориентиров практически нет. Идём по приборам, изредка по солнцу. На обед встаём в небольших зарослях берёзы у озера Лице. Это немного спасает от ветра.

Ф.25   На безымянной высоте.

Ф.26   Ориентир - солнце.

После обеда спускаемся на лёд озера и продолжаем движение 3,5км по озеру. Берега залесённые, тропить не хочется. После озера через не большую зону кустарника выбираемся на не высокий водораздел. Леса нет, хороший наст. Ветер усиливается, опять пурга. На ночлег встаём на открытом месте. Сегодня ставим ветрозащитную стенку. Наст образован тонкими слоями снега разной плотности. Решаем эту проблему, увеличивая размер «кирпичей». Плотно стыкуем их, замазываем швы, а в конце забрасываем стенку большим слоем рыхлого снега.

Ф.27,28         Стоительство стены (the wall).

Прошли 28,2км. N68.027605°- E36.891380°.

День 7 – 22.03.2016.
верховья р.Юнка – 68°N-37°E – оз.Поросозеро.

Цель сегодняшнего дня – точка конфлюенции 68°N-37°E, первая в походе, долгожданная. Выходим в 7:30. Идём не на точку, а чуть правее её. Пройдя 2 ходки выходим к лесу. Оставляем рюкзаки и последние 1,3км бежим налегке. Природа за нас, она чувствует, что нам нужна хорошая видимость. И… стихает ветер, снег прекращается, даже выглядывает солнце. Как только мы находим слияние, погода начинает портиться. «Окно» закрывается.

Статья для сайта http://www.confluence.org.

Ф.29   GPS info 68°-37°.

Ф.30   View south.

Ф.31   View east.

Ф.32   Hunters-6837.

22-марта-2016 – Изначально планировалось на пароходе "Клавдия Еланская" попасть в посёлок Островной и пройти по 68 параллели посетив 68N-39E, 68N-38E, 68N-37E, 68N-36E, 68N-35E. Из-за штормов и очень сильного ветра выход парохода задержался на несколько дней. Пришлось пересмотреть планы и отправиться на автобусе в посёлок Туманный. Оттуда мы на лыжах пошли к точке 68N-37E. Точно по прямой на местности, особенно в пургу, без видимых ориентиров пройти невозможно. От «парковки» автобуса до первой цели прошли около 130 километров. Местность представляла собой чередование тундры и лесотундры. Большую часть маршрута лес отсутствовал. Погода менялась от солнечной и морозной, до пасмурной и тёплой. Неизменным оставался сильный, но попутный ветер.
Весь предыдущий день и утром дул ветер, пуржило, была низкая видимость. За 2 километра до слияния ветер стих, вышло солнце, метель прекратилась. Мы оставили рюкзаки и налегке добежали до 68N-37E. Слияние находится на склоне небольшого холма в 30 метрах от вершины. После «танца» и фотографирования погода снова испортилась.
Точка расположена В Ловозёрском районе Мурманской области. Ближайшие населённые пункты – посёлок Ловозеро (83км), посёлок Краснощелье (73км), посёлок Островной (104км), посёлок Туманный (112км). Реальней всего добраться на арендованном снегоходе из Ловозера, или как мы – на лыжах.
Следующая наша цель - 68N-36E, направление с юго-восточного меняем на западное, стараемся двигаться вдоль 68 параллели. Ветер из попутного автоматически становится встречно-боковым.
22-Mar-2016 – At the beginning it was planned to get to a village Ostrovnoi by a steamer “Claudia Elanskaya” and walk along the parallel 68, visiting 68N-39E, 68N-38E, 68N-37E, 68N-36E, 68N-35E. Due to storms and very strong winds the steamer’s departure was delayed for several days. We had to change our plan and take a bus to a village Tumanniy. We reached the point 68N-37E from there on skis. It is impossible to move across this surface directly, especially when there’s a blizzard and no landmarks in the vicinity. We walked about 130 km from the “bus stop” to our first destination. The landscape was a mixture of tundra and forest tundra. There was no forest almost all the way. The weather changed from sunny and frosty to cloudy and warm. The thing that didn’t change was strong but following wind.
It was windy and blizzing all the previous day and in the morning, the visibility was low. 2 km form the point of junction the wind got quiet, the sun appeared and the blizzard stopped. We left our rucksacks and ran to 68N-37E. The junction is situated on the slope of a low hill 30 metres from the top. After “dancing” and taking photos the weather got worse again.
The point is located in Lovozersky District in Murmansk Oblast. The nearest residential places are the villages of Lovozero (83 km), Krasnoshchelie (73 km), Ostrovnoy (104 km) and Tumanniy (112 km). The most reasonable way to get there is to rent a snowmobile or to do like we did – by skis.
Our next destination is 68N-36E, we change our direction from sough-eastern to western, trying to move along parallel 68. The wind automatically changes from the following to side-opposed.

Ф.33   оз.Поросозеро. Вдали высокий западный берег.

Ф.34   оз.Поросозеро. Вид на избы, северный берег.

Возвращаемся к рюкзакам. Теперь направление движения резко меняется с азимута 140-130° на азимут 270°. В идеале мы должны идти точно по 68 параллели на запад. Ветер, который 6 дней дул нам в спину и немного в бок, теперь будет почти встречным. Впереди чернеет лес, идём правее курса в обход. Ветер уже минут через 15 начинает надоедать. Через ходку облака раздувает, видимость до горизонта. На обеденный привал встаём под защитой лесного берёзового массива на склоне холма. Ветер почти прекращается или наша позиция удачно расположена.
После обеда продолжаем движение на запад. Чаще встречается лес. Берёза становится выше и мощнее, примешивается ель и сосна. Удаётся обходить по открытым болотистым пространствам. Пересекаем старый снегоходный след почти перпендикулярный нашему курсу. Подходим к озеру Поросозеро. Его ширина почти 3км. Ветер стихает, устанавливается ясная погода, становится заметно холоднее. Справа вверху на склоне перед озером видна группа изб. Ещё несколько изб ближе к западному берегу в 1,5 км севернее нас. Западный берег озера высокий и крутой, на нём растёт хороший лес. Это надёжная защита от ветра. Смысла идти к избам нет. Ночуем на середине склона. Вечером протропили немного вверх по курсу. Наста в лесу почти нет, там, где есть он проваливается и не держит лыжника. Ночью народ слышал звук проезжающего снегохода. Значит рядом зимник, есть надежда выйти на него и увеличить скорость движения.

Ф.35   Вид оз.Поросозеро с места ночлега.

Прошли 23,6км. N68.013779°- E36.680538°.

День 8 – 23.03.2016.
оз.Поросозеро – оз.Янозеро – р.Ефимовка.

Ф.36   оз.Янозеро.

Ф.37   оз.Колмозеро.

Вчера вечером уполномочили Татьяну Михайловну договориться с «хозяином местности» о том, чтобы он сменил направление ветра. Всё-таки человек работает в правительстве области и умеет договариваться. «Хозяин» услышал Татьяну и совсем выключил «дуло». Правда стало прохладнее. По натропленой с вечера лыжне перелезаем через гряду, разделяющую озёра Поросозеро и Анноозеро. Стараемся максимально использовать ледовые пространства системы озёр – Янозеро, Водолей, Юнкозеро и Колмозеро. На северном берегу Колмозера изба. Периодически встречается снегоходный зимник. На Колмозере след уходит резко на юг, прощаемся с ним. Продолжаем путь по азимуту 269° к 68°N-36°E. На обеденном привале солнце разогревает воздух, в палатке жарко. Штиль.

Ф.38   Вдали горы и дремучие леса.

Ф.39   В  дремучих лесах.

После обеда старательно тропим на запад. С верхушек холмов открывается вид на Ловозёрские и Хибинские тундры, а перед ними сплошной полосой чернеют огромные массивы лесов. Перспектива мощной тропёжки пугает. Впереди по старым топокартам должен быть зимник. Действует ли он сейчас? Ближе к вечеру втягиваемся в леса. Здесшний лес не похож на те, которые мы проходили ранее. Деревья здесь мощнее, выше. Сам лес гуще. Тяжёлое тропление. Встаём в лесу в долине реки.

Прошли 25,4км. N68.012233°- E36.214786°.

День 9 – 24.03.2016.
р.Ефимовка – 68°N-36°E – р.Вумбаяврйок.

Ф.40   В лесу.

Ф.41   На точке конфлюенции.

Задача дня – точка 68°N-36°E. Выходим в 7:20. Тропим по лесу. Иногда попадаются заболоченные участки, поляны. Используем их. Не так страшен…, как мы его малевали вчера. День хмурый, пасмурно, противный ветер. Периодически подсыпает снег. Некоторое время за нами по нашей лыжне шла лиса. От предложения потропить отказалась. Перед слиянием появляется больше открытых пространств, но точка расположена в густом елово-берёзовом лесу. Встаём на обед в 50 метрах, делаем фото.

Статья для сайта http://www.confluence.org.
24-марта-2016 – От 68N-37E до 68N-36E по прямой 42км. Рельеф, обходы леса, попытки использования водных пространств для движения заставляют нас пройти более 50 километров. Всё чаще попадаются участки леса. К берёзовому криволесью примешиваются ель и низкорослая сосна. Лес встречается островками и его ещё можно обойти. Стараемся обходить его, потому что в лесу глубокий снег и нет твёрдого наста.

Ф.42   GPS info 68°-36°.

Ф.43   На точке конфлюенции.

Наша точка расположена В Ловозёрском районе Мурманской области в густом елово-берёзовом лесу. На обед встаём в 50 метрах от неё. Ближайший населённый пункт, посёлок Ловозеро находится в 41 км западнее. Наш путь туда, на его окраине находится ещё одна точка конфлюенции 68N-35E.
24-Mar-2016 – The distance from 68N-37E to 68N-36E is 42 Km directly. Surface, bypassing of forests and attempts to use water for moving make us walk more than 50 km. We come across forest sites more often. There are crooked birch trees mixed with spruces and scrubby pine trees. We encounter islands of forest and try to pass them by without entering, because snow is deep there and there is no steady ice-film.
Our destination is situated in Lovozersky District in Murmansk Oblast, in thick pine and birch forest. We stop in 50 metres from it to have lunch. The nearest residential place is the village of Lovozero which is situated 41 km to the west. We make our way there – in its outskirts there is one more point of confluence 68N-35E.

В обед температура поднимается выше 0, на лыжах и ботинках тает снег. Открытые участки чередуются с густым лесом. Скорость падает. В конце дня находим старые следы снегохода. Встаём на ночёвку в редколесье, вблизи от следа.
Прошли 21,9км. N68.002791°- E35.790877°.

День 10 – 25.03.2016.
р.Вумбаяврйок – оз.Щучье – р.Чёрная.

Мороз и солнце, день чудесный. Красивые ели вокруг, след снегохода, пусть даже не свежий. Жизнь налаживается. Встаём на след, входим в лес. След начинает петлять между елей. Он над нами издевался… Уходим на свой азимут. Ходка, начинаем вторую и справа появляется хорошо накатанный зимник. Он идёт со стороны озера Верхний Вумбаявр в направлении озера Щучье. Такой зимник обозначен на наших топографических картах. От Щучьего он должен повернуть к Ловозеру. Идём по нему. Скорость вырастает, тропить больше не надо. Вокруг лес, дорога петляет по открытым местам. Солнечно, ветер слабый, погода хорошая. До обеда сегодня успеваем пройти только 4 ходки. В обед мимо нашей палатки проезжают два снегохода с санями.

Ф.44   Мороз и солнце, день чудесный.

Ф.45   По зимнику.

Продолжаем свой путь после обеда по зимнику. Постепенно он становится всё наезженней. Вечером встречаем мужчину, бегущего нам на встречу на беговых лыжах. До посёлка 17-18км. Он здоровается и пробегает дальше. Через некоторое время на обратном пути он подходит к нам поговорить. Человек вечерком пробегает для души полтинник. Встали в лесу перед началом больших озёр.

Ф.46   Весёленькие.

Ф.47   Закат.

Прошли 23,6км. N67.986424°- E35.363624°.

День 11 – 26.03.2016.
р.Чёрная – оз.Ловозеро – п.Ловозеро.

Утро хмурое, не уютно. Температура выше 0. Идём по зимнику по озерам. На Ловозере куча рыбаков на снегоходах. Некоторые едут дальше, приветствуют, машут руками. Перед обедом дискутируем, стоит ли останавливаться или надо идти в посёлок. Решаем заобедать, но как только видим дома, идём к ним не останавливаясь. В посёлке находим баню и гостиницу. На точку 68°N-35°E решаем сходить завтра с утра.

Ф.48   Пешком по озёрам.

Ф.49   Олени на фоне Ловозера.

Прошли 16,4км. N68.006683°- E35.016654°.

День 12 – 27.03.2016.
68°N-35°E – радиально.

Утром просыпаемся в тёплом помещении. Теперь надо выгнать себя на улицу и сходить на точку конфлюенции. Трое берут с собой лыжи, трое идут пешком. От окраины посёлка к слиянию ведёт след снегохода. Подходим без лыж. Делаем фото.

Статья для сайта http://www.confluence.org.
27-марта-2016 – От 68N-36E идём к посёлку Ловозеро. Местность преображается, растут густые елово-берёзовые леса. Открытых пространств становится меньше. Скорость передвижения резко падает. Встречаем старую снегоходную дорогу. По ней идти значительно легче. Дорога пересекает 68 параллель и уходит более чем на 2 км на юг. Идём по ней. Путь до посёлка составил около 50 км, его мы прошли за 2,5 дня. В Ловозеро вошли ближе к вечеру. Первым делом решили вопросы с гостиницей и баней, а посещение слияния оставили на утро следующего дня.

Ф.50   View north.

Ф.51   Hunters-6835.

Село Ловозеро является центром культурной жизни саамов, коренной народности Кольского полуострова. В селе проводятся различные саамские праздники и фестивали. По окончании похода мы рассчитывали попасть на праздник Севера и традиционный День оленевода, но в 2016 его решили провести на неделю раньше.
Утром вышли на юго-западную окраину посёлка, улицу Лесная. По следу снегохода дошли до точки без лыж. Сделали фото, вернулись в гостиницу. После обеда за нами должна подъехать машина, чтобы отвезти группу в Оленегорск к поезду. Заранее договорились с водителем, что перед Оленегорском он доставит нас к точке 68N-33E и немного подождёт нас на трассе.
27-Mar-2016 – We were going from the 68N-36E confluence point to a small town called Lovozero. The landscape was transforming: there were less open spaces, birch-pine forests grow here. Our speed suddenly dropped. Then we came upon an old snowmobile trail, it was much easier to go along it. The trail crosses the 68 th parallel and continues for more than 2km to the south. We were going along the trail. The distance to the small town was 50 km, we made it in 2,5 days. We arrived in Lovozero in the evening. At first we decided to check into a hotel and visit a bathhouse, so we put off visiting the confluence point till the next day morning.
The small town Lovozero is the centre of the cultural life of the Saamis, aboriginal people of the Kola Peninsula. Different Sami feasts and festivals take place in Lovozero. We were hoping to attend the North Feast and the traditional Reindeer Herders' Day, but they had been celebrated one week earlier in 2016.
The next morning we went out to the south-west edge of Lovozero, in the Lesnaya street. Following the snowmobile traces we got to the confluence point on foot. We made some pictures there and came back to the hotel. After lunch a car picked us up to Olenegorsk: we had to take a train there. Earlier we had made arrangements with the driver that he would get us to the 68N-33E confluence point and would wait for us in the car on a roadside.
Возвращаемся, ждём машину. Едем на железнодорожную станцию в Оленегорск. По дороге заезжаем и посещаем точку 68°N-35°E.

Статья для сайта http://www.confluence.org.
27-марта-2016 – Отдыхаем после посещения точки 68N-35E в гостинице, обедаем, закупаем продукты на поезд. После обеда подъезжает машина, грузимся и в путь. Через час подъезжаем к повороту на Оленегорск, поворачиваем на трассу Е105 (проходит от Норвегии через Россию и Украину в Крым) в направлении Мончегорска. Через 20 км съезжаем с трассы к 25 километру (район Мончегорска), останавливаемся на повороте.
К слиянию идут четыре человека. Двое на лыжах, двое пешком. Температура воздуха выше нуля, но снег не прилипает к лыжам. Те, кто идёт пешком местами проваливаются в снег по колено и больше. Расстояние от парковки оставляет 750 метров. Есть четвёртое посещение. Едем в Оленегорск к поезду. Через 2,5 дня будем дома.
27-Mar-2016 – We got some rest at the hotel after visiting the 68N-35E confluence point, had lunch and bought some food to eat on the train. After the lunch a car arrived, we loaded it up and set off. In an hour we got at a turn to Olenegorsk and turned into the E105 route (it starts in Norway and runs along Russia and Ukraine to Crimea) leading to Monchegorsk. After 20 km we left the route turning left into a suburban district of Monchegorsk, called The 25 th km.

Ф.52   GPS info 68°-33°.

Ф.53   View west

We were four and we all went together to the confluence point. Two of us went skiing, the others went on foot. The temperature was above zero, but the snow did not stick to the skis. The people who were going on foot constantly fell through the snow up to their knees or even deeper. The distance from the place where we had left the car to the confluence point was 750 meters. The fourth visit was done. Then we went to Olenegorsk to take the train. After 2,5 days we arrived home.
Поход окончен, едем домой.
Прошли 3,3км (радиально). Ночёвка в поезде Мурманск – Москва.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Опасности похода по Кольскому полуострову традиционны для зимних походов в тундре и арктических районах. Это мороз, ветер, сложность ориентирования, особенно при ограниченной видимости.
Погода, ветер. Погода очень неустойчива, может изменяться по нескольку раз в день. Солнечная тихая погода за короткое время может смениться снегопадом и пургой. Пурга может резко «выключиться». Сильных морозов близко к побережью не бывает благодаря Гольфстриму, температура понижается с продвижением вглубь полуострова.
Ориентирование. В безлесных тундровых районах затруднено ориентирование даже в хорошую погоду. Нет чётких ориентиров на местности. В условиях ограниченной видимости (пурга, туман) ориентироваться ещё сложнее. Пурга и метели могут заставить проходить «вслепую» значительные участки маршрута. Система спутниковой навигации ("GPS") существенно упростила ориентирование. 215км маршрута в идеальном варианте превратилось для группы в 239 реальных километров.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

Участники группы ранее побывали в основных горных районах Кольского полуострова. Идти по низким холмам полуострова не хотелось. Поэтому основной задачей похода стало посещение труднодоступных точек конфлюенции на 68 параллели.
Точка конфлюенции – это точка пересечения широты и долготы в системе WGS84 с целыми значениями градусов, с нулевыми значениями минут и секунд, например, 49°00'00"S 73°00'00"W. Цель проекта – отснять все такие точки на земной поверхности. В настоящее время в Европе и материковой части США почти не осталось не посещенных конфлюенций. В центральной России их тоже осталось не много, а на Севере и в Сибири наоборот почти нет посещённых слияний (их ещё так называют). Этим интересным занятием мы и занялись на маршруте. Кроме спортивных и географических к целям и задачам похода прибавляется ещё одна «сверхзадача».
Подробнее о проекте "Degree Confluence Project." можно прочитать на сайте проекта http://www.confluence.org.

Очень интересным нам показалось посещение первого в мире атомного ледокола «Ленин» в Мурманске. Информацию о корабле можно отыскать в интернете. Ограничусь приведением нескольких интересных фактов.
5 декабря 1957 года в Ленинграде был спущен на воду первый в мире надводный корабль с атомной силовой установкой.

1. Решение о строительстве первого в мире атомного ледокола было принято на заседании Совета Министров СССР 20 ноября 1953 года. Новое судно было необходимо для развития навигации по Северному морскому пути. Обычные дизельные ледоколы имели очень большой расход топлива, что снижало их эффективность, в то время как атомный ледокол мог находиться в плавании фактически неограниченно долгий срок.

2. В строительстве первого в мире атомного ледокола были задействованы около 300 предприятий и научно-исследовательских институтов Советского Союза. Строительство ледокола велось под открытым небом, поскольку для строительства судна такого масштаба не подходил ни один из существующих цехов. Несмотря на это, от закладки судна на ленинградском судостроительном заводе им. А. Марти до спуска его на воду прошло менее полутора лет – с 25 августа 1956 года по 5 декабря 1957 года.

3. Проект первого в мире атомного ледокола, получившего имя «Ленин», оказался совершенно уникальным в плане открытости – во время постройки и ходовых испытаний на нем побывали, в частности, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан и вице-президент США Ричард Никсон.

4. Атомный ледокол «Ленин» обладал не только ядерной силовой установкой, но и передовым дизайном, несвойственным советским кораблям того времени – на борту находились кинозал, музыкальный и курительный салоны, сауна, библиотека, а каюты экипажа были рассчитаны на 1-2 человек. Интерьер судна был отделан карельской березой и кавказским орехом.

5. Спуск на воду первого атомного ледокола перепугал страны НАТО и… руководство Ленинграда. Когда судно покинуло судостроительный завод, власти города потребовали гарантий того, что на «Ленине» не произойдет атомный взрыв. Во время перехода из Ленинграда в Мурманск «Ленина» сопровождали военные корабли НАТО, проводившие анализ радиационного фона вокруг судна. Опасения оказались напрасны – за все годы эксплуатации ледокола от радиации не пострадал ни один из членов его экипажа.

6. Официально в состав советского флота атомный ледокол «Ленин» был зачислен 3 декабря 1959 года. Первым капитаном первого в мире атомного ледокола был назначен Павел Акимович Пономарев. Интересно, что ранее Пономарев был капитаном ледокола «Ермак» — первого в мире ледокола арктического класса.

7. В 1961 году ледокол «Ленин» осуществил первую в истории высадку дрейфующей научно-исследовательской станции с борта судна. Станция «Северный полюс-10» была открыта 17 октября 1961 года и проработала до 29 апреля 1964 года. С того момента высадка полярных экспедиций с борта ледокола стала общепринятой практикой.

8. 4 ноября 1961 года капитаном ледокола «Ленин» стал Борис Макарович Соколов, который не покидал свой пост на протяжении почти 30 лет, вплоть до вывода судна из состава флота в 1990 году. В 1981 году Борису Соколову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

9. После введения в строй атомного ледокола «Ленин» сроки навигации в западном районе Арктики были увеличены с трех до 11 месяцев. «Ленин» успешно работал более 30 лет, на пять лет превысив расчетный срок эксплуатации. За эти годы ледокол прошел более 654 тысяч морских миль (во льдах 563,6 тысяч), осуществив проводку через льды Арктики 3741 судно. Ледокол «Ленин» стал первым судном, которое находилось на непрерывной вахте в Арктике на протяжении 13 месяцев.

10. После выведения из эксплуатации в 1990 году над ледоколом «Ленин» нависла угроза утилизации. Однако ветеранам его экипажа удалось добиться создания на его базе музея. В настоящее время первый в мире атомный ледокол «Ленин» находится на вечной стоянке в Мурманске, став одним из символов заполярного города.

9. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов, перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

9.1. Краткая информация о Кольском полуострове.

Кольский полуостров находится на крайнем Северо-Западе Европейской части России. На Севере омывается водами Баренцева моря, на Юге и Востоке - Белого моря. Западной границей Кольского полуострова принимается меридиональная впадина, протягивающаяся от Кольского залива по долине реки Кола, озеру Имандра и реке Ниве до Кандалакшского залива. Площадь около 100 тыс. км2.
На территории Кольского полуострова находится Мурманская область. Областной центр - Мурманск.

9.2 Рельеф.

Кольский полуостров находится на северо-восточной оконечности Балтийского кристаллического щита, сложенного в основном древнейшими кристаллическими изверженными породами: гранитами, гнейсами, диабазами. Основные особенности рельефа Кольского полуострова обусловлены многочисленными разломами и трещинами кристаллического щита. Рельеф полуострова носит также следы мощного воздействия ледников, сгладивших вершины гор и оставивших большое количество валунов и моренных отложений.
По характеру рельефа Мурманскую область можно разделить на два района: Западный и Восточный. Принято считать, что граница этих районов проходит через долину реки Воронья, Ловозеро, Умбозеро и долину реки Умбы. Рельеф Западной части более сложен, чем Восточной. Через Западную часть проходит глубокая меридиональная впадина, занятая долинами рек Кола, Нива и озером Имандра.
На севере Западного района высокое плато (до 250 м) круто обрывается в сторону Баренцева моря, образуя скалистые берега высотой до 100 м, изрезанные заливами - фиордами.
К юго-западу от Мурманского прибрежного плоскогорья лежит широкая Туломо-Нотозерская впадина.
Южнее - Центральный горный район. Долины рек и озера расчленяют этот хребет на отдельные массивы - тундры. Здесь выделяются своей высотой Рослин, Туадаш, Сальные, Чуна, Монче, Волчьи, Хибинские и Ловозерские тундры.
К югу от горного района лежит Южная озерная низина.
На северо-западе низина ограничена тундрами- Корва, Вува, Лива, Заячья и Нявка, на юго-западе-высотами Риколатва и Келесуайв. С юго-запада низину замыкают Кандалакшские (600 м) и Колвицкие (780 м) горы, примыкающие к Кандалакшскому берету и круто спадающие к Белому морю.
Восточный район Кольского полуострова по рельефу может быть разделен на три части: северную, центральную и южную.
Северная часть представляет собой плато, круто обрывающееся к Баренцеву морю и горлу Белого моря. Плато пересечено множеством ущелий и поперечных трещин, по которым протекают реки Харловка, Иокага, Восточная Лица, Поной. К югу плато постепенно повышается до 300 м и резко обрывается к центральной болотистой низине. Этот край плато носит название гряды Кейвы. К югу от Кейвы в центральной части восточного района расположена Центральная болотная равнина, занимающая верхнее и среднее течение Поноя и верховья Варзуги и Стрельны.
Южная часть представляет собой равнину, платано, а местами в виде террас, спадающую к берегам Белого моря. На равнине находятся бассейны нижнего течения Варзуги, Стрельны, Чапомы, Чаваньги.

9.3 Климат.

Климат Кольского полуострова существенно отличается от климата других северных и заполярных районов нашей страны. Вторгающаяся с северо-запада Нордкапская ветвь Гольфстрима приносит с собой тепло, благодаря чему на северном побережье полуострова зимой теплее, чем в средней полосе Европейской части России. Можно сказать, что на Кольском север и юг поменялись местами: омывающее северные берега Баренцево море не замерзает круглый год, а на юге полуострова Белое море зимой сковано льдами.
В пределах Кольского полуострова можно выделить три климатические зоны: морское побережье, центральную область и горную часть. Климат северного морского побережья обусловлен влиянием Баренцева моря. Средняя температура воздуха наиболее холодного месяца (февраля) колеблется в пределах -6-12°С, самого теплого (июля) +12-13°С. В районах центральной части климат континентальный, со сравнительно теплым летом и устойчивой зимой. От побережья в глубь континента среднегодовые температуры понижаются. Самые континентальные по климату пункты Ена и Краснощелье. Средняя температура января в Ене -14,3°С, в Краснощелье -13,7°С. В верховьях реки Поной наблюдаются особенно низкие температуры (до -50°С). В горном климатическом районе более холодное лето, сравнительно мягкая зима, много осадков. Максимальная среднемесячная температура (июля) +10°С, минимальная (января) -13°С.
Температура на Кольском подвержена частым изменениям: в любые зимние месяцы возможны оттепели, а летом - заморозки. Это объясняется тем, что над полуостровом сталкиваются массы холодного воздуха, приходящие с северо-востока, с теплыми воздушными течениями. Кольский полуостров относится к районам с избыточной влажностью (около 80%). Наименьшее количество осадков выпадает на севере (до 400 мм), наибольшее в гордых районах (до 1000 мм).
Большая часть полуострова лежит севернее Полярного круга, поэтому здесь летом полтора месяца не заходит солнце, а зимой в течение такого же времени стоит полярная ночь.
Снег выпадает в конце сентября, а в горах даже раньше. Однако устойчивый снежный покров ложится только к первой декаде ноября. Температура воздуха в конце сентября быстро падает. В сентябре, иногда в августе уже можно наблюдать северное сияние-одно из самых удивительных и красивых явлений природы.
Реки замерзают в середине или конце ноября, несколько раньше покрываются льдом небольшие озера. Только на порожистых участках ледостав запаздывает на 1,5-2 месяца, а мощные пороги не замерзают всю зиму. Толщина льда на реках и озерах колеблется от 70 до 110 см. Снежный покров неравномерен и зависит главным образом от рельефа местности и преобладающих в этом районе ветров.
Ноябрь - уже зимний месяц, когда возможны сильные морозы. День значительно сокращается, весь декабрь и начало января солнце не показывается из-за горизонта.
В марте и апреле день удлиняется, погода становится довольно устойчивой, снег покрывается крепким настом, температура воздуха, особенно в горах, повышается (в Хибинах, например, средняя температура марта -9°С, апреля -2°С). Вечером и ночью, однако, возможно значительное снижение температуры (до -30°С и ниже).

9.4 Растительность.

На Кольском полуострове выделяются три зоны растительности: тундровая, лесотундровая я лесная. Тундровая зона занимает прибрежную полосу шириной 30-60 км на севере и северо-востоке полуострова. Основная растительность здесь: мхи, лишайники, стелющиеся разновидности карликовой березы и ивы. По долинам крупных рек встречаются древесные кустарники.
Лесотундровая зона тянется полосой от 10 до 60 км южнее тундры. Характерная растительность - березовое криволесье с примесью ели и низкорослой сосны. В изобилии встречаются различные виды кустарников и мхов. В сравнительно сухих местах почву и камни толстым слоем покрывает ягель. В лесотундре обширные ягодники (брусника, морошка, голубика, вороника) и очень много грибов (подберезовики, подосиновики, волнушки, сыроежки).
Вся южная часть полуострова относится к лесной зоне. Здесь стоят сосново-еловые леса с примесью березы, осины, рябины, ивы, ольхи. Леса Кольского сильно заболочены, поэтому в них широко распространены кустарник и травянистая моховая растительность. Особенно лесист юго-запад Мурманской области и бассейны Умбы, Варзуги, Стрельны.
В горных районах наблюдается вертикальная зональность растительного покрова. До высоты 300-400м располагается лесная растительность, высоты 400-600м заняты березовым криволесьем и кустарниками, а выше 600-650 м растет только редкий кустарник и лишайники.

9.5. Снаряжение.

Личное. Набиралось из опыта каждого участника самостоятельно. Рассчитывалось на минимальные температуры до –15°C.
Общественное. Стандартное для лыжных походов 3-4 категории сложности в безлесной зоне.

Наименование

Вес

Наименование

Вес

палатка

6,00

газов. Горелки 3 шт

1,35

полог

2,00

газ  балон

8,40

эспандер

0,10

документы, компас

0,40

котлы

1,80

веревка 0.8 мм

0,75

лопаты 2 шт

1,40

стеклоткань

0,50

пила 2 шт

1,10

тросик костровой

0,10

сметка  2 шт

0,20

термос 3 шт

1,30

зип

1,50

фото

1,20

аптечка

1,00

 

 

Итого

28,50

Специальное. Спутниковые навигаторы GPS.

9.6. Питание.

Питание на маршруте организовано по следующей схеме:
завтрак – просто сладкая каша, сухари, чай, кофе;
обед – суп, чай. К горячему нарезалось сало и колбаса, раздавались сухари, сладкое, конфеты;
ужин – мясная каша или макароны, сало, колбаса, сухари.
Вес набора на один день 620гр. Пополнение на маршруте не предусматривалось.

Для приготовления пищи на всём маршруте использовали газ. Всего истратили 4200 грамм газа. Воду топили из снега. Чай варили в обычном котле с крышкой, блюда (супы, каши) в скороварке. На день уходили примерно 400-450 гр. (120-140 гр. на готовку) газа. В среднем расход газа в походе составил 70 грамм на человека в день.

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Статьи расходов

Всего

На 1 человека

Саратов – Москва – Мурманск (ж/д)

27 324

4 554

Мурманск – Москва – Саратов (ж/д)

22 302

3 717

Мурманск – Туманный

2 070

345

Гостиницы на подъездах

1 200

200

Итого дорога

52 896

8 816

Питание на подъездах

9 000

1 500

Питание на маршруте

12 000

2 000

ЗИП, аптечка

450

75

Газ

2 400

600

Итого

76 746 руб.

12 991 руб.
185 $

Расчёт в ценах марта 2016 года. 1$ стоил примерно 70 рублей.
Первоначально планировалось добираться до Островного на теплоходе «Клавдия Еланская». Стоимость билетов в хороших каютах 826 рублей. Были и более дешёвые на нижних палубах. Цены приблизительно – 650 и 450 рублей соответственно.
Достаточно много денежных ресурсов могли занять телефонные переговоры, но их большую часть спонсировало правительство области.

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Мы планировали поход третьей категории сложности по Кольскому полуострову с посещением новых точек конфлюенции. По независящим от группы обстоятельствам (метеоусловия) не удалось добраться на теплоходе до посёлка Островной и пройти основной вариант маршрута. Успешно пройден запасной, согласованный с МКК вариант. Посещены 4 точки конфлюенции, из них 2 новые, труднодоступные.

Оценка сложности  маршрута

Характеристики маршрута: П = 239км; t = 13 дней, ТС > 0.

1. Минимальная протяженность: П =239км > Пmin = 180км.
2. Продолжительность: t = 12 дней ˂ tmin = 13 дней.
3. "Лишние дни". нет.
8. ЭП = 254км > ЭПmin = 240км
9.  Интенсивность ЭП/t = 254/12 = 21.17 км/д

По всем параметрам маршрут соответствует параметрам третьей категории сложности.

12. Литература..

  • Зубарев Г.Н.. «ОТЧЁТ о лыжном туристском походе 4 категории сложности по Кольскому полуострову (возвышенность Кейвы)» на http://www.manturs.narod.ru/ot4et/kol_zub/kol_zub.htm

 


 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную