на главную
На главную
 походы отчёты документы  в народ
Admin
 

ЗАПАДНЫЙ KZ -2

ОТЧЁТ

о прохождении автомобильного туристского спортивного маршрута первой категории сложности
по Западно-Казахстанской области республики Казахстан,
совершённом группой туристов г.Саратова в период с 5.09.14 по 9.09.14

Маршрутная книжка №
Руководитель группы Машников А.Н.
Саратов
тел. +7 903 383 1000,
e-mail: man_tur@mail.ru
http: www.manturs.narod.ru/

Оглавление

    Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
  3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  4. Изменения маршрута и их причины.
  5. График движения.
  6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
  8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
  9. Дополнительные сведения о походе.
  10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
  11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1. Проводящая организация:

Самостоятельно.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Российская Федерация. Саратовская область.
Республика Казахстан. Западно-Казахстанская область.

3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

всего ходовые

авто

первая

2050 км.

5 дней

5 дней

5.09.14 – 9.09.14

4. Подробная нитка маршрута.

Саратов – Эльтон – Сайхин – т.к. 49N-47E – Бисен – т.к. 49N-48E – т.к. 49N-49E – Искра – т.к. 49N-50E – Джангала – т.к. 50N-51E – Чапаев – Уральск – Таскала – Озинки – Ершов – Саратов.

5. Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов.

6. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Кп

Длина ПП

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование, и т.д.)

Асфальт

0,8

1092

Качество различное.

Асфальт разбитый

1-1,5

377

Убитый. Объезды по обочинам.

Полевые дороги и бездорожье (степь)

1,5

336

Качество различное, сухие.

Грейдер и полевые дороги

1,5

233

Разбитые или не укатанные.

Песчаная колея

2,2

12

Песок или пашня.

7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

N

Ф.И.О.

Г.Р.

Тур.опыт

Обязанности

Адрес

Фото

1

Машников Александр Николаевич 1963

Авто – 2Р;
6 Р ЯМАЛ (лыж.), опыт вело, горных походов

Руководитель

Саратов
man_tur@mail.ru

Машников

2

Лобойко
Евгения Анатольевна

1972

Опыт пеших и лыжных походов
до 2 кс

Завхоз, врач

Энгельс

3

Слаутенко
Владимир Юрьевич

1954

Авто – 1У;
Опыт лыжных и водных походов
до 5 кс

ЗИП

Энгельс

4

Слаутенко
Татьяна Владимировна

2001

Авто – 1У;
Опыт водных походов
до 2 кс

Видео

Энгельс

5

Аббакумов
Сергей Николаевич

1992

Авто – 1У;
Опыт водных походов
до 2 кс

Фото

Энгельс

8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Библиотека ФСТ РФ.
Отчёт опубликован на сайте: http://www.manturs.narod.ru/

9. Поход рассмотрен МКК ТССР РФ (шифр МКК 100-00-666666653).

1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.

В 2013 году мы уже посещали Казахстан. В ходе похода мы посетили 5 новых слияний. В этот раз наметили 7емь новых точек конфлюенции.
Пару дней затратили на комплектацию группы и подготовку к походу.

Целей было четыре, как и в прошлом году.

Первая. Собственно, передвижение в пространстве. Многое предусмотрели заранее, учли опыт прошлогоднего похода.

Вторая. Точки конфлюенции. Это точки, в которых параллели с меридианами пересекаются в целых числах градусов, без минут и секунд. Рядом с домом куча точек, которые ещё никто не посетил. Надо помогать казахским друзьям в этом не лёгком деле J. С проектом «Degree Confluence Project» можно ознакомиться на сайте http://www.confluence.org.

Третья. Купание в озере (Эльтон) Шалкар. Это уникальное озеро и интересное место в северо-западном Казахстане.

Четвёртая. Поесть казахский шашлык. Опять пустили это дело на самотёк и опять – не удалось…

2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Погранзона РФ. Знаки, предупреждающие о въезде в погранзону, появились после Озинок. Собственно, дальше нет населённых пунктов. Въезд для легковых автомобилей не ограничен, так как кроме пункта перехода здесь ехать некуда.

Дорога здесь проходит вдоль линии границы, на расстоянии 10-2,5км, а соответственно и зона тянется до посёлка Эльтон и дальше. Заставы находятся в посёлках Кайсацкое, Вишнёвка, Эльтон, постов на дороге нет. Первый пост встретили только за 25км от посёлка Эльтон. Связано это, скорее всего, не с охраной государственной границы, а с возрастающей популярностью солёного озеро Эльтон, как места отдыха. Для проезда и пребывания в погранзоне россиянам требуется получить разрешение. Процедура не сложная, но не понятно где это делать и делается это не быстро. На посту под Эльтоном пропускают местных с пропиской, имеющих курсовку в санаторий (без погранпропусков) и тех, кто едет в Казахстан.

Пункты переходов. В Саратовской области всего один пункт для автотранспорта – Озинки. Пункт в Александров Гае закрыт, но идут разговоры о его реанимации.
Для пересечения границы для граждан РФ не требуется виза. Необходим паспорт, права, техпаспорт на автомобиль. Для поездок по Казахстану нужна автостраховка. Её можно оформить дома – «зелёная карта», от 480 рублей на 2 недели. Можно приобрести уже после перехода границы в Казахстане. Ларьки, торгующие страховками расположены сразу после казахского пропускного пункта. Местные водители советовали покупать «зелёную карту» в Таскале (Каменке), там дешевле получается. Мы купили по 250 рублей на 5 дней.
Процесс перехода не сложен. Сдаём документы пограничнику, далее следует досмотр машины (10-15 мин). Выезжаем в «нейтральную» зону. В Озинках 10 минут по плохому асфальту, если это можно назвать асфальтом. В Казахстане – досмотр, проверка документов, заполнение миграционных карт. Всё. Обратный процесс примерно такой же.

Бензин. На некоторых заправках в период нашей поездки были перебои с бензином А92-98. Заправляли по 20 литров на машину. В канистры не заправляли вообще. Пополняли топливо на всех встречающихся АЗС.

Валюта. Казахстанский тенге. У границы достаточно свободно можно расплачиваться российскими рублями, дальше лучше иметь запас тенге. Оплата банковской картой развита очень слабо и только в больших городах. Банкоматы или обменные пункты можно найти в городах, районных центрах или крупных поселениях.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийные варианты нами не планировались. Все аварийные варианты – это выезд (выход) к большим трассам и посёлкам.

Запасные варианты планировались непосредственно перед началом и по ходу маршрута. В поход брали ноутбук со всем картографическим материалом и большим количеством заранее закачанных спутниковых снимков. Была возможность уточнять прохождение локальных участков непосредственно на маршруте.

4. Изменения маршрута и их причины.

Маршрут пройден без использования запасных вариантов.

5. График движения.

день /дата

Участок пути

км

покрытие

км

примечание

1 5.09

Саратов – Озинки – Таскала – 51N–50E –
ночёвка.

573

Асфальт

508

Граница,
51N–50E

Асфальт разбитый

47

Грейдер разбитый

6

Полевые дороги и бездорожье

12

 

2 6.09

Ночёвка – Уральск – Фёдоровка –
51N–52E – 51N–53E – ночёвка.

255

Асфальт

63

51N–52E, 51N–53E

Асфальт разбитый

60

Грейдер

21

Грейдер разбитый

41

Полевые дороги и бездорожье

68

3 7.09

Ночёвка – Аксай – Чингирлау – 51N–54E –
Лубенка – трасса М32 – пески Аккум – ночёвка.

230

Асфальт разбитый

78

51N–54E, пески Аккум

Грейдер разбитый

101

Полевые дороги и бездорожье

39

Песчаная колея

12

4 8.09

Ночёвка – 50N–54E – Косколь –  50N–53E –
Жимпиты – 50N–52E – Шагатай – оз.Шалкар.

415

Асфальт

136

50N–54E, 50N–53E, 50N–52E, оз.Шалкар

Грейдер разбитый

64

Полевые дороги и бездорожье

217

5 9.09

оз.Шалкар – Уральск – граница – Саратов.

577

Асфальт разбитый

192

граница

 

Асфальт

385

 

ИТОГО

2050

 

2050

 

6. Техническое описание прохождения группой маршрута.

День 1 – 5.09.2014.
Саратов – Озинки – Таскала – 51N–50E – ночёвка.

План минимум на сегодня – пересечь границу с Казахстаном, максимум посетить точку 51N–50E и заночевать за Уральском. Выехали в 10 утра через Энгельс в направлении Ершова, Озинок. Первые 300км до посёлка Озинки – асфальт, конечно состояние дороги далеко не идеальное, но ехать можно. Сразу за посёлком случился казус. Мы вооружённые навигаторами и направляющиеся на поиск точек конфлюенции…. Сбились с пути и свернули не в том направлении. В итоге мы проехали 60км на север вдоль границы. Пришлось возвращаться. На обратной дороге пробили колесо. Дорога от Озинок до границы в отвратительном состоянии. Переход прошёл быстро и без происшествий. Сразу за казахстанским пропускным пунктом купили «зелёные карты». В Таскале, говорят, можно купить дешевле. От Таскалы свернули на юг. Мимо посёлка Актау в направлении Амангельды идёт асфальтовая дорога неплохого качества. По ней проехали 20км и свернули на разбитый пыльный грейдер. Через 5км около небольшой фермы съехали на полевую дорогу, идущую вдоль ручья, далее к точке пробирались по степи без дорог. Сделали необходимые фотографии на точке.

Статья для сайта http://www.confluence.org.

05-Сентября-2014 – В мае 2013 года мы уже катались по степям Казахстана в поисках новых точек конфлюенции. Тогда удалось «открыть» пять новых слияний, в этот раз наметили семь. Приключения начались ещё в России. Перед границей мы сбились с дороги и потеряли время на поиски нужного направления и возврат. И это при наличии навигаторов, компьютера, карт и космоснимков. Расслабились. Ремонт пробитого колеса тоже отнял пару часов. Границу пересекли без происшествий. От посёлка Таскала (Каменка) мы свернули на юго-запад в направлении Амангельды. Через 8км от поворота на Актау сворачиваем на грейдер в северо-западном направлении, доезжаем до небольшой фермы. Далее по степной колее вдоль долины ручья. Последний километр проехали по степи без дороги.
Точка расположена в Западно-Казахстанской области, в 5,5 км юго-восточнее посёлка Беленький на пологом, но хорошо выраженном склоне долины небольшого ручья. Возвращались по степи до грейдера и далее на трассу. На ночёвку встали в посадках не доехав до Уральска. Следующая запланированная точка 51°N 52°E.

5-Sep-14 – In May 2013, we have rode on the steppes of Kazakhstan in search of new confluences. We opened five new confluences at that time. We planned seven new confluences this time. Our adventure began in Russia. Before the border, we have gone astray and lost time to find the right direction and return. It happened in spite of presence of navigation, computer, maps and satellite images. We relaxed our vigilance. We spent a couple of hours to repair punched wheel also. We crossed the border without incident. From the village Taskala (Kamenka), we turned to the southwest towards Amangeldi. Through 8km from the turn to the Aktau we turned to grader road to northwest. We reached a small farm. Next, we went on the steppe road along the valley of the creek. Last kilometer we traveled across the steppe without roads.
The confluence is located in the West Kazakhstan region, in 5.5 km southeast of the Belenky village on a gentle well-marked slope of the valley of the creek. We returned across the steppe to the grader road and then on the asphalt road. We stayed overnight in a forest belt before Uralsk city. The next planed confluence is 51°N 52°E.

5-қыркүйек-14 – Қазақстанның кең байтақ даласында жаңа нүкте конфлюенцияларын іздеп 2013 жылдың мамыр айында біз біраз шарлаған болатныбыз. Сол уақытта бес жаңа қосылыс жер «ашу» мүмкіндігі туған болатын, бұл жолы жетеуін көздеп отырмыз. Шым – шытырық оқиға Ресейден-ақ басталды. Шекараға жетпей жолдан адасып, керек бағытты іздеуге уақыт жоғалтып, кейін қайттық. Карталар мен ғарыштан түсірілген суреттер, компьютерлер мен жол сілтейтін навигаторлар бола тұрса да. Денемізді бос ұстағаннан болар. Жарылған дөңгелекті жөндеу де бірер сағат уақытымызды алды. Шекараны ешбір оқиғасыз өттік. Тасқала (Каменка) қыстағынан оңтүстік-батыс бағытына Аманкелдіге қарай бұрылдық. 8 шақырымнан кейін бұрыла солтүстік – батысқа тас жолға шығып кішігірім фермаға жеттік. Одан әрі жазық даламенен жылғаның жазығы бойы. Соңғы километрде жолсыз дала.
Нүкте Батыс-Қазақстан облысы, 5,5 шақырым оңтүстік – шығысқа қарай Беленький қыстағындағы көлбеулеу, бірақ кішігірім жылғаның жазық баурайында жақсы көрінетін жағында. Қайтарда жазық даламен тас жолға дейін жүрдік, одан әрі трасса. Оралға жетпей түнекке отырыстадық. Келесі жобалап отырғанымыз 51°N 52°E нүктесі.

На трассу возвращались так же без дорог по степи. От Таскалы поехали 22км в направлении Уральска. На ночёвку встали в посадках около железной дороги.
За день проехали 573км. Координаты ночёвки – N51°08,0182' E50°34,4915'.

День 2 – 6.09.2014.
Ночёвка – Уральск – Фёдоровка – 51N–52E – 51N–53E – ночёвка.

На сегодня планировали точки 51N-52E, 51N-53E, 51N-54E. Но так как вчерашний план недовыполнили и придётся терять время для проезда через Уральск, уменьшаем план на одну точку. Сразу после выезда с ночёвки отказал генератор на ВАЗе. Срочно ищем СТО. Опять потеря времени. Дорога Саратов – Уральск ремонтируется, приходится пользоваться объездами. Через некоторое время садится аккумулятор и тащим машину на буксире. Ремонт отнимает пару часов. Едем дальше. До Фёдоровки ведёт асфальтированная дорога А30 на Барили, Илек и далее на Оренбург. Качество сносное. От Фёдоровки съезжаем на грейдер, по нему добираемся до Богдановки и далее по степным дорогам и просто по степи в направлении точки 51N–52E. От пруда до точки 1700 метров прошли пешком. Делаем фото, возвращаемся к машинам. Около пруда встречаем охотников.Время 17.00, едем дальше, есть возможность посетить ещё одно слияние.

Статья для сайта http://www.confluence.org.

06-Сентября-2014 – От слияния 51°N 50°E мы остановились на ночёвку в посадках около железной дороги. Утром наши приключения с поломками продолжились. Сломался генератор, пришлось срочно искать ремонтную мастерскую. Потеряли половину дня. От Уральска по асфальтированной дороге доехали до Фёдоровки, оттуда по грейдеру до Богдановки. Далее ехали по степным дорогам в направлении точки конфлюенции. Машины припарковали около пруда. 1700 метров прошли пешком.
Точка расположена в Западно-Казахстанской области, в 11,5км юго-западнее посёлка Богдановка. Местность степная, равнинная. В 1,5км находится живописный для этой местности пруд. Следующая наша точка 51°N 53°E. Навигатор выдаёт расстояние около 80км. Можем успеть до темноты.

6-Sep-14 – After visiting 51°N 50°E point we stopped for the night in the wooded area next to the railway. In the morning our breakdown adventures continued. This time a generator broke and we had to search in a hurry for a repair workshop. It took almost half a day. From Uralsk we took an asphalt road to Fyodorovka, and then a graded road to Bogdanovka. Further we used steppe roads to drive towards the confluence. We parked our cars near the pond and walked 1700 meters on foot.
The confluence is located in West Kazakhstan Region 11,5 kilometers west from Bogdanovka settlement. This area is steppe, flat terrain. Just 1,5 kilometers away lies a picturesque by local standards pond. Our next confluence is 51°N 53°E. The car navigator showed us that it is approximately 80 kilometers away. We could reach it till dusk.

6-қыркүйек-14 – 51°N 50°E қосылыс жерінен темір жол жанында түнеуге тоқтадық. Таңертең бұзылулар жөніндегі шымшытырық оқиғамыз тағы жалғасты. Генератор істен шықты, жөндеу шеберханасын шұғыл іздеуге тура келді. Жарты күнімізді жоғалттық. Оралдан асфальт жолмен Федоровкаға жеттік, одан тас жолмен Богдановкаға дейін әрі қарай жазық дала жолымен конфлюенция нүкетесіне қарай кеттік. Көліктерімізді тағанның жанына қойдық. 1700 метр жаяу өттік.
Нүкте Батыс-Қазақстан облысы, Богадновка қыстағынан 11,5 шақырым жерде орналасқан. Аймақ жазық дала, тегістік. 1,5 шақырым жерде осы аудан үшін көркем тоған бар. Біздің келесі нүкте 51°N 53°E навигатор 80 шақырымдай алшақтықты көрсетті. Қараңғы түскенше үлгеруге болады.

Возвращаемся к Богдановке. На восток уходит разбитый грейдер. Через 45км он уходит на север, а мы сворачиваем на степную, очень пыльную дорогу в восточном направлении. Пытаемся немного срезать, да и скорость на таком грейдере и на полевой дороге практически не отличаются. Проезжаем посёлок Кентубек, далее ориентируемся с помощью ноутбука по заранее скачанным космоснимкам. Здесь несколько небольших речек и ручьёв, которые пересекать лучше по дамбам. В 700 метрах от точки расположена небольшая обитаемая ферма. Фотографируем слияние за 30 минут до заката солнца.

Статья для сайта http://www.confluence.org.

06-Сентября-2014 – От 51°N 52°E мы вернулись к Богдановке и по грейдеру поехали на восток в сторону посёлка Кентубек. Через 45км грейдер повернул на сесер к Аксаю, а мы продолжили движение по очень пыльной полевой дороге на восток. Дорог от Кентубека в направлении точки конфлюенции много, но по пути необходимо пересечь несколько маленьких речек. Предварительно я изучил космоснимки и нашёл дамбы по которым можно доехать без риска. Подключив компьютер к навигатору мы быстро нашли оптимальный путь. Последние 25 метров прошли по пашне пешком.
Точка расположена в 6,7км юго-восточнее посёлка Кентубек (Григорьевка), в 6,5км западнее Жанаконыс. Местность равнинная, занята пашней. От слияния мы двинулись в сторону большого населённого пункта Аксай. Ночевать остановились в живописной роще посреди степи. Следующая плановая точка 51°N 54°E.

6-Sep-14 – From 51°N 52°E we returned to Bogdanovka and drove East via graded road towards Kentubek settlement. After 45 kilometers the road turned north to Aksai and we continued our way to the East on a very dusty field road. There are many ways leading from Kentubek to the confluence, but one has to cross several small rivers to reach it. In advance I examined the satellite image and found dams that we could use safely. After plugging navigator to the laptop we quickly found the best possible way. Last 25 meters we made on foot.
The confluence is located in 6,7 kilometers to the NW of Kentubek (Grigorievka) settlement, in 6,5 kilometers to the W of Zhanakonys. This area is flat, agricultural land. From the confluence we headed to a big settlement Askaj. For the night we stayed in a picturesque grove in the middle of the steppe. Our next confluence is 51°N 54°E.

6-қыркүйек-14 – 51°N 52°E-ден біз Богдановкаға оралдық та тас жолға шығысқа қарай Кентүбек қыстағына бет алдық. 45 шақырымнан кейін тас жол солтүстікке Ақсайға қарай бұрылды, ал біз қозғалысымызды өте шаңды жазық дала жолымен шығысқа жалғастырдық. Кентүбектен конфлюенция нүктесіне қарай жол көп, бірақ жолшыбай бірнеше шағын жылғаларды кесіп өту керек. Мен алдын ала ғарыштан түсірілген суреттерді зерттеп ешбір қатерсіз жетуге болатын дамбыны таптым. Компьютерді навигаторға қосып оңтайлы жолды тез таптық. Соңғы 25 метрді  жаяу егістікпен өттік.
Нүкте Кентүбек (Георгиевка) қыстағынан оңтүстік – шығысқа 6,7 шақырым, Жаңақоныстан батысқа қарай 6,5 шақырымда орналасқан. Аймақ тегістік, жағалай егістік. Қосылыс жерден Ақсай үлкен тұрғылықты мекеніне қарай жылжыдық. Түнеуге жазық дала ортасындағы көркем  тоғайға тоқтадық. Келесі жоспарлы нүкте 51°N 54°E.

Теперь надо найти место для ночёвки. Проезжаем ещё 10км и встаём около островка кустов. Вода у нас с собой.
За день проехали 255км. Посетили точки 51N-52E, 51N-53E. Не удалось полностью выполнить план дня. Много времени потеряли на ремонты и поиски СТО. Координаты ночёвки – N51°04,4921' E52°58,6986'.

День 3 – 7.09.2014.
Ночёвка – Аксай – Чингирлау – 51N–54E – Лубенка – трасса М32 – пески Аккум – ночёвка.

Утром, рядом с Аксаем встречаем странное сооружение, похожее на искусственный водоём или стадион. Заброшено, не используется. В Аксае заправляемся, здесь так же выдают не более 20 литров бензина на машину. До Чингирлау 78км асфальта среднего качества. Опять пополняем запасы горючего. Отсюда наш путь лежит на юг к точкам 51N–54E и 50N–54E. В нашем направлении идёт грейдер. Это страшное дело трудно назвать дорогой. Ямы, камни, пыль, «стиральная доска»… Спасают полевые дорожки время от времени появляющиеся и некоторое время идущие параллельно.

Статья для сайта http://www.confluence.org.

7-Сентября-2014 – После визита на 51°N 53°E и ночёвки мы выехали к Аксаю и продолжили движение по асфальтированной дороге на восток. От Шынгырлау свернули на очень плохой грейдер в южном направлении. Через 5,5км ушли на полевую дорогу в направлении нашей точки конфлюенции. Степь в этом месте не ровная с кочками, последние 400 метров решили пройти пешком.
Слияние находится в Западно-Казахстанской области, в 2,2км юго-западнее посёлка Кызылколь. Местность равнинная, степная. Сделав фотографии поехали дальше, к 50°N 54°E.

7-Sep-14 – After the 51°N 53°E visit and stey overnight we was going to Aksay settlement. We proceeded to the east on asphalt road. We turned to the south from Shyngyrlau settlement. We covered 5,5 km and turn to a steppe road to the confluence. Steppe in this place is not plane, there is tussocks around. We passed last 400m on foot.
The confluence is located in West Kazakhstan region in 2.2km south-west from Kyzylkol settlement. There is a plain steppe country. We took a few photo and went to 50°N 54°E.

7-қыркүйек-14 – 51°N 53°E соғып түнеп шыққаннан кейін біз Ақсайға қарай кеттік те қозғалысымызды асфальт жолмен шығысқа жалғастырдық. Шыңғырлаудан оңтүстік бағыттағы өте нашар тас жолға бұрылдық. 5,5 шақырымнан кейін біздің конфлюенция бағытындағы дала жолына шықтық. Бұл жерде жазық дала тегіс емес, ойлы- қырлы, соңғы 400 метр жаяу жүруді ұйғардық.
Қосылыс жер Батыс-Қазақстан облысында, 2,2 шақырым оңтүстік-батысқа қарай Қызылкөл қыстағында. Аймақ тегістік, жазық дала. Фотосуреттер жасап әрі қарай кеттік,  50°N 54°E -ге қарай.

Продвигаемся мучительно медленно. Встречаем живописную остановку (?) у дороги. Обедаем.
От Чингирлау до трассы Уральск – Актобе 110км. К ней подъезжаем в 16.00. планируем сегодня посетить слияние 50N–54E. Пересекаем трассу, она в отличном состоянии, вот бы прокатиться по ней хоть немного… Проезжаем Лебедевку и продолжаем движение вдоль речушки. Слева от нас расположились барханы песков Аккум. Сначала мы обратили на них внимание как на достопримечательность. Через некоторое время мы пересекли овраг и спускаясь, поняли, что дорога песчаная и назад на наших машинах нам не подняться. Южный склон был твёрдым и таким образом удалось преодолеть несколько препятствий. В очередном овраге застряла первая машина. При попытке вытянуть её второй машиной, оборвали трос. Достали лопаты, много копали, толкали. Получилось вытянуть автомобиль на твёрдую почву.

Предприняли разведки, выхода нет, трактор далеко, если он вообще есть в селе. Нашли условно проходимую дорогу по левому (противоположному) берегу речки, ближе к барханам. Переехали ручей, но в нужном направлении удалось проехать не более двух километров.Опять пришлось доставать лопаты, копать, толкать. В итоге через полтора часа работы мы выехали к месту первых раскопок. Опять разведки, совещания. Решаем попробовать выехать по травянистому склону. Склоны крутые, не ровные.Сначала проходим маршрут пешком, размечаем ориентиры, расставляем народ в сложных местах. Уменьшаем давление в шинах. Попытка и мы наверху оврага. Быстро темнеет. Пересекаем вспаханные песчаные полосы, едем прямо по степи. Находим полевую дорогу в направлении посёлка Егиндыколь. На ночёвку встаём в верховьях оврага в посадках.
За день проехали всего 230км. Посетили 1 точку конфлюенции – 51N-54E. Довольно трудные дороги, тяжёлый, но очень интересный день. Координаты ночёвки – N50°04,5141' E54°03,7815'.

День 4 – 8.09.2014.
Ночёвка – 50N–54E – Косколь – 50N–53E – Жимпиты – 50N–52E – Шагатай – оз.Шалкар.

Утром готовим завтрак, не спеша снимаем лагерь, ремонтируем и осматриваем автомобили. Им вчера здорово досталось. Ведь это совсем не внедорожники. Быстро доезжаем до Егиндыколя. В самом посёлке дороги песчаные, за ним песчано-глинистые. на точку удаётся заехать на машинах.

Статья для сайта http://www.confluence.org.

8-Сентября-2014 – Точку 51°N 54°E мы посетили в 12.30. расстояние до следующей около 130км по дорогам. Вполне можно успеть посетить ещё две точки. Но… грейдер по который вёл к цели в плачевном состоянии, весь разбит, скорость очень низкая, часто приходилось съезжать на параллельные грунтовки. Проехав 100км, мы встретили трассу Уральск – Актобе. Это дорога с хорошим асфальтовым покрытием, но мы лишь пересекли её и продолжили путь по степной колее на юг к нашей цели. При изучении космоснимков отчётливо видна дорога к точке через Лебедевку и Егиндыколь. Она идёт вдоль правого берега ручья Калдыгайты, восточнее ручья расположены пески Аккум. Дома мне не пришло в голову, что дорога может быть песчаной и непроходимой для наших машин… До Лебедевки добрались быстро и без проблем, через 3км встретился овраг, с крутым песчаным спуском. Спустившись мы поняли, что обратной дороги нет, назад здесь мы подняться не сможем. Первая машина застряла на подъёме из четвёртого оврага. Общими усилиями удалось выдернуть авто на твёрдую почву. Стали искать пути объезда, попробовали проехать на левый берег ручья, ближе к пескам. Удалось продвинуться на 1,5км, здесь застряли сразу обе машины. Пришлось много и долго работать лопатами, руками, головой. Вернулись. Все дороги здесь песчаные и непроходимые для нас. Остался вариант подъема из оврага без дороги по траве, но склоны не ровные и довольно крутые. Сначала прошли пешком, разведали возможные пути, потом на машинах. Автомобили выдержали, мы наверху. Очередной овраг был крутым, но не песчаным. Лагерь для ночёвки разбивали уже в темноте. А планировали сегодня посетить 2-3 точки конфлюенции.
Уром быстро доехали до посёлка. Удалось въехать на машинах прямо на точку. Слияние расположено в Западно-Казахстанской области, в 4,7км юго-западнее посёлка Егиндыколь. Местность степная, равнинная. Сделав фотографии, отправились на поиски дороги к трассе и слиянию 50°N 53°E.

8-Sep-14 – We visited the confluence point 51°N 54°E at 12.30 p.m. The distance to the next one was around 130 km. So, we thought it was quite possible to visit two more points that day. But the road leading to our goal was in a sad state, it was totally destroyed, the speed was very low and we often needed to move to parallel dirt roads. After having driven 100 km, we reached the highway Uralsk – Aktobe, which had good asphalt pavement. But we only crossed it and continued our way along a steppe track to the south towards our goal. In the photos of the area from space, a road leading to the confluence point through Lebedevka and Egindikol was clearly seen. It goes along the right side of the Kaldeagite stream, to the west of the stream the Akkum sands are located. Before the trip I did not assume that the road might be sandy and impassable for our cars… We got to Lebedevka fast and without any troubles, then after 3 km there was a ravine with steep sandy slope. Having got down the ravine we realized that there was no way back, we would not be able to climb back. The first car got stuck while we were climbing up the fourth ravine. We managed to pull the car out of the ravine to solid ground by common efforts. Then we started looking for an alternative route, tried to drive to the left side of the stream, closer to the sands. We managed to pass 1,5 km, then both of our cars got stuck. We had to work a lot with our heads, hands and shovels. So, we came back. The roads were sandy and impassable for us there. We still had an option for getting out the ravine by climbing up the grass covered slope without a route, but the slopes were quite steep and not smooth. At first, we walked on foot to find out the possible ways, then we went by cars. The vehicles withstood the ascent, we were on the top. The next ravine was steep, but not sandy. We were building a camp for overnight stays already in the darkness. While initially we had planned to visit 2-3 confluent points today.
In the morning we quickly reached the town. We were able to go up by cars directly on the point. The confluence is located in West Kazakhstan Region, 4,7 km south-west of the town called Egindikol. The land is flat and steppe. Having made the pictures, we set off in search of roads leading to a highway and of the confluence 50°N 53°E.

8-қыркүйек-14 – 51°N 54°E нүктесін біз 12.30 сағатта  келесісіне 130 шақырым жол қалғанда араладық. Әлде де тағы екі нүктеге үлгіруге болады. Бірақ, межеге апартын тас жол жабырқау күйде, солайымен тас-талқан,жылдамдықты өте төмен ұстадық, жиі қатар жатқан саз жолға шығып кеттік.100 шақырым өткеннен соң, біз Орал-Ақтөбе трассасын кездестірдік. Бұл жол жақсы асфальтталған, бірақ біз оны тек қиып өттік те, әрі қарай даланың табан жолымен оңтүстікке межелеген жерге тарттық. Ғарыштан түсірілген суретпен танысқанымызда нүктеге апаратын жол Лебедевка мен Егіндікөл арқылы өтетіні айқындалды. Бұл жол Қалдығайты жылғасының оң жағалауы бойымен өтеді, жылғадан шығысқа қарай Аққұм құмдағы орналасқан. Жолымыз дәл осындай құмдақ болары, көлігіміздің жүруі қиын болары үйде мүлдем ойымызға келмепті. Лебедовкаға дейін еш оқиғасыз тез жеттік, 3 шақырымнан соң бедері айқын, құмды тік еңіспен кездестік. Одан түсе кері қарай жол жоқ екенін түсіндік, бұл жерден артқа қарай көтерілу мүмкін емес. Алғашқы көлік төртінші сайдан шығамын деп батып қалды.  Жұмыла кірісіп көлікті қатты жерге шығардық. Айналып өту жолын іздедік, жылғаның сол жақ жағалауына баруға талпындық, құмға жақын. 1,5 шақырымға ғана жылжу мүмкіндігі болды, енді екі көлік те батып қалды. Ұзақ әрі біраз уақыт басымызбен, қолымызбен, күрекпен жұмыс істеуге тура келді. Қайта оралдық. Жолдың бәрі құмдақ, өту біз үшін мүмкін емес. Сайдан шығудың бірақ мүмкіндігі  шөп өсіп кеткен жолсыз жер, бірақ баурайлары тегіс емес және едәуір тік. Әуелі жаяу өттік, ықтимал жолдарды барладық, сосын көлікпен. Көліктер шыдады, біз үстінде. Кезекті сай тік болды, бірақ құмды емес. Лагерьді түнеуге қараңғы түсіп кеткенде қойдық. Ал, бүгін2-3 конфлюенция нүктелерін аралаймыз деп жобалаған едік.
Таңертеңгісін қыстаққа жылдам жеттік. Көлікпен тікелей нүктеге шығуға мүмкіндік болды. Қосылыс жер Батыс-Қазақстан облысында Егіндікөл қыстағынан 4,7 шақырым оңтүстік-шығысқа қарай орналасқан.  Аймақ жазық дала, тегістік. Фотосурет жасап, трассаға және 50°N 53°E қосылыс жерге шығатын жол іздеуге кеттік.

Не доезжая до Егиндыколя сворачиваем на грейдер в северо-западном направлении. Проезжаем посёлок Косколь и выбираемся на трассу М32. После пройденных дорог трудно удержаться от нарушения скоростного режима. Мчим! До очередного прокола колеса. Замена, ремонт в посёлке Жымпиты. Здесь же и обедаем. Ехать через посёлки Булдурта и Чапаево и пески Бигулы не решаемся, делаем крюк. Заправляемся бензином, здесь дают без ограничений. 40км проезжаем в юго-восточном направлении, как теперь уже кажется по «отличному» асфальту. 8км глинистого грейдера и 750 метров пешком. Фото. Есть очередная точка.

Статья для сайта http://www.confluence.org.

8-Сентября-2014 – От 50°N 54°E возвращаемся к посёлку Егиндыколь. От него на северо-запад идёт вполне проходимый грейдер к посёлку Косколь и дальше к трассе Уральск – Актобе. На трассе опять ремонтируем колесо. Володиному экипажу в этой поездке не везёт. По карте и космоснимкам к слиянию можно проехать через посёлки Булдурта и Чапаево, но рядом пески Бигулы и у нас мало бензина. Делаем крюк через Жымпиты и Жанаконыс, но по асфальтированным дорогам. От Жанаконыса 7,5км по грунтовке до зимовья Жага. Последние 770 метров пешком по скошенной степи.
Точка конфлюенции находится в Западно-Казахстанской области, в 3,7км юго-западнее посёлка Чапаево. Это имя в северном Казахстане очень популярно. Местность равнинная, степная. Сделав фотографии едем дальше, к 50°N 52°E.

8-Sep-14 – We came back to Egindukol town from 50°N 54°E. From that place towards the North-West, there was a relatively good tractor leveler leading to Koskol town and further to the road from Uralsk to Aktobe. We had to repair the wheel on the route once again. Vladimir’s crew had a bad luck during our trip. According to the both map and space images, there was a way towards the confluence point via towns of Buldurta and Chapaevo; however, we had two reasons not to go with this choice: sands of Bigula and shortage of gas. Instead, we took a compass through Zhympity and Zhanakonus but using asphalted roads. The distance from Zhanakonus to Jaga winter hut accounted for 7.5 km by unsurfaced roads. The last 770 m to the confluence, we overcame going down the mowed steppe.
 The confluence is located in Western region of Kazakhstan – 3.7 km South West from Chapaev town. This historical name is very popular in Kazakhstan. Landscape is plain and steppe. Having taken pictures, we have continued our journey towards 50°N 52°E.

8-қыркүйек-14 – 50°N 54°E -ден Егіндікөл қыстағына оралудамыз. Ол жерден Солтүстік – Батысқа жүруге әбден басарлықтай тас жол Қоскөл қыстағына одан әрі Орал-Ақтөбе трассасына қарай түскен. Трассада тағы да дөңгелек жөндедік. Бұл сапарда Володяның экипажының жолы болмады. Карта және ғарыштан түсірілген суреттерді пайдалана отырып қосылыс жерге Бұлдұрта және Чапаево қыстақтары арқылы баруға болады, бірақ таяуда Биғұлы құмдағы бар, әрі бізде жанармай аз. Жымпиты мен Жаңақоныс арқылы, бірақ асфальт жолмен айналып баруға тура келді. Жаңақоныстан саз жолмен Жаға қыстағына 7,5 шақырым. Соңғы 770 метрді жайдақ даламен жаяу өттік.
Конфлюенция нүктесі Батыс-Қазақстан облысы Чапаево қыстағы оңтүстік- батысқа қарай 3,7 шақырымда. Чапаевтың есімі Солтүстік – Қазақстанда өте әйгілі. Бұл жер тегіс жазық дала. Бірнеше фотосурет жасап әрі қарай 50°N 52°E-ге жөнелдік.

Возвращаемся в Жымпиты. Далее движемся в направлении точки 50N–52E. До посёлка Кособа не плохой грейдер. Дальше дороги степные, пыльные. Временами достаём компьютер и ориентируемся по космоснимкам «SASПланета». Подъезжаем к каналу, вдоль него к точке. Есть третье слияние за день.

Статья для сайта http://www.confluence.org.

8-Сентября-2014 – От 50°N 53°E возвращаемся к посёлку Жымпиты. От него на юго-запад идёт хорошо наезженная степная дорога через посёлки Кособа и Сайкудык к нашей конфлюенции. В 2км от цели дорогу пересекает канал, по его бортам идут колеи в сторону точки. Выбираем более наезженную.
Точка конфлюенции находится на противоположной стороне канала в 170 метрах от парковки. Трава выжжена, видно множество норок. Слияние находится в 9км юго-западнее посёлка Сайкудык. Время 16:27, а это уже третий визит сегодня.
Все запланированные точки посещены, едем на озеро Шалкар. До него 110км по степным дорогам и разбитым грейдерам. Озеро огромное, как море и вода в нём солёная. Купаемся, мы давно мечтали об этом. На южном берегу находится зона отдыха в национальном стиле. Здесь можно остановиться в юрте на несколько дней. Летом место популярно у жителей Уральска и области.

8-Sep-14 – We returned from 50°N 53°E to Zhympity settlement. There is a good steppe road from Zhympity settlement to the confluence through Kosoba settlement and Saykudyk settlement. In 2 km, a channel cross the road. There are tracks on the sides of the channel in the direction of the confluence. We chose well-beaten track.
The confluence is located on opposite side of the channel in 170m from the parking. There is scorched grass and a lot of holes. The confluence is located in 9km south-west Saykudyk settlement. It was 16:27, it was already third visit today.
All planned confluence visited and we went to Shalkar lake. The way there is in 110km on steppe roads and grader roads. The lake is hugo like sea. There is a salt water in the lake. We dreamed to swim there so long. And we did it. There is a ethnic recreation area on the south shore of the lake. Here you can stay in a yurt for a few days. This place is very popular residents of Uralsk and Uralsk region.

8-қыркүйек-14 – 50°N 53°E -ден Жымпиты қыстағына оралдық. Ол жерден оңтүстік- батысқа қарай Қосаба мен Сайқұдық қыстақтары арқылы жақсы дала табан жолы бізге керек конфлюенцияға өтеді. Көздеген жолымызды 2  шақырым жерде арна кесіп өтеді, оны жағалай нүктеге қарай сүр жолдар. Оның ішінде ыңғайлысын таңдадық.
Конфлюенция нүктесі арнаның арғы бетіндегі 170 метр жердегі тұрақ жақта. Күйіп кеткен шөптер, көптеген індер көрінеді. Қосылыс Сайқұдық қыстағынан 9 шақырым оңтүстік-батысқа қарай орналасқан. Сағат 16.27., ал, бұл бүгіндікке үшінші визитіміз.
Барлық жоспарлы нүктелер араланды, Шалқар көліне бара жатырмыз. Оған 110 шақырым жазық дала мен жәйсіз тас жол. Көл теңіз секілді, үлкен және суы да ащы. Суға шомылдық, бізардан бергі арманымыз еді. Оңтүстік жағалауында ұлттық  үлгідегі демалыс аймағы орналасқан. Мұнда қараша үйлерде бірнеше күнге тоқтауға болады. Жаз айларында бұл жер Орал қаласы және облыс тұрғындарының белгілі жері.

Хочется сегодня добраться до озера Шалкар, мечтаем о воде и купании. Но до него около 130км, а время 16.30 и дороги совсем не скоростные. Продолжаем движение вдоль канала. Дорога иногда теряется, пытаемся искать колеи на противоположной стороне. Выходим на местный грейдер, потом на дорогу Атырау – Индерборский – Уральск. Мы предполагали, что эта дорога асфальтированная, но здесь нас ждало разочарование – грейдер и не самого лучшего качества. Последние 42км до озера степная дорога. Подъезжаем уже в сумерках, ветерок, прохладно. Бросаем машины и в воду. Озеро огромное мелкое и солёное. На берегу зона отдыха, оформленная в национальном казахском стиле. Стоят юрты, но мы ставим палатки. Готовим праздничный ужин, ведь пройдено 7 новых конфлюенций.
За день проехали 415км. Координаты ночёвки – N50°28,5557' E51°40,6605'.

День 5 – 9.09.2014.
оз.Шалкар – Уральск – граница – Саратов.

Утром фотографируем озеро. Дует свежий холодный ветер, купаться желания не возникает. Собираемся, едем в Уральск и дальше в Саратов. От озера асфальтированная дорога среднего качества, далее по отличной трассе М32 до Уральска. Не обходится без штрафа, за не включённый ближний свет. Закупаем подарки и сувениры в Уральских магазинах. Без проблем объезжаем ремонтирующуюся дорогу на Саратов. Быстро доезжаем до Таскалы. До границы приходится несколько раз останавливаться и остужать мотор. Проходим границу. В Энгельс заезжаем уже в сумерках, в Саратов – совсем в темноте.
За день проехали 577км. Всего за поход 2050км. Поход окончен.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Дорога Уральск – Озинки – Саратов. До Озинок дорога отвратительная, после – плохая. Загружена умеренно.

Уральск – Фёдоровка, не плохая асфальтированная дорога.

Фёдоровка – Богдановка – Кентубек. Разбитый пыльный грейдер, опасен в дождливую погоду. Машин мало.

Трасса Аксай – Чингирлау вполне проходима, асфальт. Загружена умеренно.

Чингирлау – трасса Актау – Уральск. Очень плохой, пыльный грейдер. Параллельно большей частью идут полевые дороги.

Участок Лебедевка – Егиндыколь песчаный. Есть несколько оврагов, выехать из которых довольно трудно. Машин не встретили.

Трасса Актау – Уральск – очень хорошее шоссе. Загружена умеренно.

Жимпиты – Кособа – 50N–52E – Конеккеткен. Смесь глинисто-щебневых грейдеров и полевых дорог. Участок опасен в сырую погоду. Авто редки.

Грейдер Конеккеткен – Шагатай (– Уральск) в меру разбит, но ехать можно.

От озера Шалкар до Уральска сносный, а по трассе М32 хороший асфальт.

От этих дорог для посещения слияний мы удалялись в степь до 20-25км. Даже при серьёзной поломке можно было использовать вторую машину в качестве «гонца» за помощью или «тягача».

На больших отрезках пути в Казахстане можно не встретить бензоколонок, но горючее можно купить у местных жителей по несколько большим ценам, чем государственные. Лучше иметь запас тенге.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

Точки конфлюенции.
Координаты любой точки на земном шаре можно выразить в градусах, минутах, секундах широты и долготы.
Есть точки, где минуты и секунды координат застывают на цифре ноль. Подобные пересечения называются точками конфлюенции, или слияния.  Пересечение «целых» широт и долгот чаще встречается у полюсов и разряжается по мере приближения к экватору. Существует сайт http://www.confluence.org/ на котором собраны отчеты обо всех посещениях точек слияний. Охота включает достижение места слияния, фотографирование окружающего пространства (обычно 4 фотографии по сторонам света) и координат на экране навигатора, свидетельствующих о достижении цели. Фотографии вместе с отчетом на английском (и, при желании, на родном) языке, размещаются на сайте. Посещение считается удачным, если «хантеру» удалось побывать в 100-метровом радиусе точки.
Нет никакой закономерности, по которой можно было бы выделить места слияния. Точки конфлюенции – всего лишь призрак – точка карты, спроектированная на местность. Нет ничего особенного, что выделяло бы слияние из окружающего мира.
По официальной версии сайта посещение точек преследует двоякую цель.
Во-первых: В путеводители по странам и континентам попадают только лучшие картинки природы и достопримечательностей. Таким образом, страна, словно конфета – прячется за фантиком – цветастым, но не отражающим суть. И только подобное, беспристрастное фотографирование позволяет показать Мир таким, какой он есть.
Во-вторых: «все течет, все меняется». Сравнивая фотографии разных лет, сделанные на одной точке, можно проследить, как изменяется окружающий мир.
И что взамен? Потерянное время и азарт охотника. Охотника за новым, неоткрытым, за тем, что невозможно ни увидеть, ни почувствовать – охотника за призраками.

Озеро Шалкар.
Озеро Шалкар, расположенное в Теректинском районе, в 75-ти километрах юго-восточнее казахстанского города Уральск, считается остатком отступившего тысячи лет назад в Каспийское море Хвалынского моря. Озеро вытянуто с севера на юг. Общая площадь – 24 тысячи гектаров. Длина Шалкара с севера на юг составляет около 18-ти километров, с запада на восток – 14 километров. Глубина озера не превышает 18 метров.
Свое питание озеро получает от двух рек: Большая Анкаты и Малая Анкаты, а впадает оно в реку Солянка. Состав воды озера Шалкар аналогичен морской воде, в ней находятся соляные кислоты, магний и другие жизненно важные микроэлементы, благодаря чему оно очень популярно среди туристов, приезжающие на его берега для оздоровления.

Уральск.
Уральск расположен на правом берегу среднего течения реки Урал и на левом берегу нижнего течения реки Чаган, в живописной степной равнине с высокими и крутыми речными ярами. Правый приток Чагана – река Деркул, протекает рядом с городом и его пригородом – посёлком Деркул. Самая высокая возвышенность – Свистун-гора, расположенная между пригородными посёлками Зачаганск и Круглоозёрное.
Храм Христа Спасителя и Михайло-Архангельский собор стали главными историческими достопримечательностями города. Кстати, в народе храм Христа Спасителя называют «золотой церковью». Рядом с храмом находится музей Пугачева. Многие старые архитектурные шедевры города и сейчас служат по своему назначению – это аптека Штрауса, педагогический колледж, кинотеатр имени Гагарина и многое другое. Парк отдыха на берегу Чагана считается старейшим во всем Казахстане.
С историей Уральска связан ряд имён выдающихся исторических личностей. Будущие императоры Александр II, Николай II, Емельян Пугачёв, генералиссимус А.В.Суворов, академики А.Гумбольдт, П.С.Паллас, И.А.Крылов, Г.Р.Державин, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.И.Шаляпин, А.Д.Столыпин и многие другие побывали в городе.

9. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

9.1. Западно-Казахстанская область.

Область расположена в центральной части Евразии, на северо-западе Казахстана. Граничит с двумя областями Казахстана и пятью областями России. Территория – 151 339 км², что составляет 5,6 % площади Казахстана. Численность населения – 614 280 чел. Административный центр: город Уральск.

Рельеф территории равнинный. Причем высота над уровнем моря снижается с северо-востока на юго-запад области. В регионе выделяют несколько районов по особенностям рельефа, в том числе – Общий сырт, Эмбенское плато, Прикаспийская низменность.
На севере и северо-востоке области находятся отроги Общего Сырта и Предуральского плато. На юге в пределах Прикаспийской низменности расположены песчаные массивы Нарынкума: Кокузенкум, Аккум, Карагандыкум и другие.
Наивысшая точка области, гора Ичка, её высота над уровнем моря 259 метров.

Почвы темнокаштановые, каштановые, светлокаштановые глинистые и солонцы. Преобладает злаково-разнотравная, злаково-полынная, полынно-житняковая растительность. В южных районах встречаются бурые почвы, солонцы и солонцовые почвы, есть массивы песков.
Недра. На территории области находится нефтяное месторождение Болганмола.

Растительность. На севере – типчаково-ковыльные степи, на севере, вдоль реки Урал и дорог созданы лесозащитные полосы – тополь, ива, дуб, береза, вяз и др., на юго-западе и севере также выращивают сосны.

Животный мир. В регионе водятся лоси, косули, кабаны, сайгаки, лисы, хорьки, волки, зайцы, бобры, выхухоль, ондатры, суслики и др. На территории области имеются гнездовья лебедей, серых гусей, пеликанов, журавлей, куликов, куропаток, орланов, коршунов, ястребов, ласточек, скворцов и др. Из пресмыкающихся – змеи, ящерицы. Озера и реки богаты рыбой: вобла, лещ, сазан, судак, линь, жерех, щука, окунь и др. На Урале – севрюга, белуга, осетр.
В мае 2010 года было найдено 12 тысяч мёртвых сайгаков, что составляет около половины всей численности сайгаков региона.

Гидрография. В области насчитывается около 200 рек и речушек общей протяженностью 4600 км, из них крупные реки Урал, Чаган, Деркул, Кушум, Б.и М.Узень, в области насчитывается 144 озера, из них – 94 солёных. Наиболее значительные – Шалкар, Рыбный Сакрыл и система Камыш-Самарских озёр.
Озеро Чалкар – самый крупный и глубокий водоём Западно-Казахстанской области. В озере накапливается около 1,4 млрд куб. м. воды, наибольшая площадь озера составляет 24000 га. В озеро впадают с восточной стороны две реки: Исень Анкаты (Большая Анкаты) и Шолак Анкаты (Малая Анкаты), а вытекает одна река Солянка, впадающая в реку Урал. На севере Западно-Казахстанской области течёт река Урал, 250 км её «степной зоны» находится на территории Западно-Казахстанской области. К малым рекам бассейна р. Урал на территории Западно-Казахстанской области относятся Чаган, Деркул, Илек, Утва, Рубёжка, Быковка, Ембулатовка, Барбастау и др. Урал является одной из основных водных артерий особого государственного значения не только маловодного Казахстана, но и России.

Охрана природы. В регионе существуют Кирсановский (площадь – 61,0 тыс. га), Бударинский (площадь – 80,0 тыс. га) и Жалтыркульский (площадь – 19,0 тыс.га) государственные зоологические заказники. Кроме того здесь находятся – Ботанический памятник природы «Дубрава», Памятник природы гора «Большая Ичка», Памятник природы «Селекционный», Памятник природы озеро «Садовское», Ландшафтный заказник «Ак-Кумы», Ботанико-зоологический памятник природы «Миргородский», Урдинский геоботанический заказник.

Климат резко континентальный. В течение всего года дуют сильные ветры, летом часты суховеи.
Средняя температура января до −14 C°, июля до +25 C°.
Годовое количество осадков на юге региона от 250 мм, а на севере до 400 мм.

9.2. Технические характеристики автомобилей.

 

Ford Fusion    

ВАЗ 21111   

Кузов

Хэтчбек

Универсал

Количество дверей/мест

5/5

5/5

Длина/ширина/высота, мм

4013/1724/1543

4285/1680/1480

Максимальная мощность, л.с.

80

71

Максимальная скорость, км/ч

164

162

Время разгона с места до 100 км/ч, с

15,3

14

Расход топлива, л/100 км город/трасса

8,0/5,2

9,1/5,6

Крутящий момент/ на оборотах:

124/3500

104/5600

Вид топлива:

АИ-92

АИ-92

Рабочий объем, см3

1388

1499

Тип трансмиссии

роботизированная МКПП

МКПП

Привод

передний

передний

Объем топливного бака:

45 литров

43 литра

Снаряженная масса:

1105 кг

1540 кг

Размер шин:

195/60 R15

175/70 R13

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Статьи расходов

На 1 человека

На группу

Питание на маршруте

1 500,0

7 500,0

Бензин

1 700,0

8 500,0

Организационные расходы

300,0

1 500,0

Итого

3 500 руб.
95 US$

17 500 руб.

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

За 5 ходовых дней пройдено 2050км, из них 1160км по территории Республики Казахстан. Почти половиа маршрута составили дороги без покрытия или разбитые. Качество асфальтированных дорог на всём протяжении похода оставляет желать лучшего, за исключением трассы М32. Особенно плохое покрытие на участках, прилегающих к границе. Казахстан – перспективный район для проведения спортивных автомобильных походов.
Из четырёх поставленных задач удалось исполнить три. Мы отлично поперемещались в пространстве и вернулись домой. Мы «открыли» семь новых точек конфлюенции. На сегодняшний день в Казахстане из 331 точки «открыто» только 82. Мы искупались в озере Шалкар. Второй год нам не удалось поесть шашлык.


 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную