на главную
На главную
 походы отчёты документы  в народ
Admin
 

АЛТАЙ

ОТЧЁТ

о прохождении горного туристского спортивного маршрута четвертой категории сложности по Горному Алтаю,
совершенному группой г.Саратова в период с 27.07 по 12.08.2012.

Маршрутная книжка № 21Г–2012
Руководитель группы Бабанов Д.Ю.
e-mail: bdu@kbep.ru

Оглавление

    Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия).
  1. Общая идея похода.
  2. Варианты подъезда и отъезда.
  3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  4. Изменения маршрута и их причины.
  5. График движения.
  6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
  8. Дополнительные сведения о походе.
  9. Транспорт и расходы.
  10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Саратовский клуб туристов. Саратов, ул. Мичурина, 69, турклуб.
e-mail: saratov-tur@narod.ru
http: www.saratov-tur.narod.ru

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Горный Алтай (Южно-Чуйский и Северо-Чуйский хребты).

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

горный

четвёртая

143 км

17 дней

27.07.2012 – 12.08.2012

1.4. Подробная нитка маршрута.

П.Бельтир – пер.Карагем – р.Иолдо – пер.Восход (2А, 3540)- пер.Некрасова (1Б, 3211) - пер.Ключ Ю (2Б, 3620) – лед.Софийский - пер.Девяти (2Б, 3573)- лед.Талдуринский – траверс:[пер.Сибстрин – Ольга Вост (2А, 3733) - Ольга Западная(2Б, 3740) – пер.Турист] –- лед.Талдуринский – пер.Переметный (1Б, 3163) –- р.Атбажи – р.Карагем – р.Л.Карагем – пер.Физкультурник (2Б, 3467) – р. Актру – а/л Актру.

Прим. Высоты перевалов даны по GPS.

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Категория сложности

Характер препятствия

Путь прохождения

Перевал Ключ Ю

снежно-ледов.,
осыпн

С лед.Талдуринский на лед.Софийский

Перевал Девяти

снежно-ледовое

С лед. Софийский на лед. Талдуринский

Траверс в.Ольга Западная

снежно-ледовое

С пер.Межольгинский на пер.Турист и лед.Талдуринский

Перевал Физкультурник

снежно-ледовое

С лед.Карагем на лед.Актру

Перевал Восход

снежно-ледовое,
осыпн.

С севера на юг

Траверс в.Ольга Восточная

снежно-ледовое

С пер.Сибстрин на пер.Межольгинский

Перевал Некрасова

снежно-ледовое,
осыпн.

С востока на запад

Перевал Переметный

снежно-ледовое

С юга на север

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

Ф.И.О.

Год рождения

Должность

1

Бабанов
Дмитрий Юрьевич

1963

Руководитель

2

Заварин
Сергей Валентинович

1974

Зам.руководителя

3

Коробейников
Илья Сергеевич

1985

Хронометрист

4

Бибикова
Марина Ивановна

1963

Завхоз

5

Герасимов
Александр Александрович

1983

Фотограф

6

Пыняев
Сергей Викторович

1983

Финансист

7

Чуриков
Михаил Алексееви

1987

ЗИП

8

Милькин
Александр Сергеевич

1987

Врач


1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Саратовский клуб туристов. Саратов, ул. Мичурина, 69, турклуб.
Отчёт опубликован на сайте: http://www.manturs.narod.ru/

1.9. Поход рассмотрен МКК Саратовского областного клуба туристов (шифр МКК 164-00-545520200).

1. Общая идея похода.

В прошлом году туристами клуба был пройден насыщенный маршрут по Северо-Чуйскому хребту Горного Алтая. В 2012 году была поставлены задачи:

  1. Пройти интересный маршрут по Южно-Чуйскому хребту.
  2. На выходе из района пройти интересный узел Северо-Чуйского хребта, зайти в который в рамках похода 2011 году не получилось – узел в верховьях долины Л.Карагема (перевалы Тамма, Физкультурник).
  3. Получить опыт преодоления сложных препятствий при длительном нахождении в снежно-ледовой зоне.

Все эти задачи мы попытались решить данным походом.

2. Варианты подъезда и отъезда.

Рынок транспортных услуг для туристов на Алтае хорошо развит - заказать транспорт можно даже через интернет. Выходя из района, только попав в зону действия мобильной связи, мы заказываем транспорт на ближайшее утро. Перевозчик, с которым мы работали- «Биалтур», показал себя надежным.

В район Южно-Чуйского хребта можно попасть через пос.Бельтир (примерно 600 км от Бийска). До пос.Бельтир можно доехать на Газели. Дорога позволяет проехать на Газели немного выше, но бийский перевозчик еще при заказе отказался везти дальше, так как местные считают этот бизнес своим и чужая машина при возвращении рискует получить камнем в лобовое стекло или пробитые шины. На машинах типа ГАЗ-66, УАЗ-469 от поселка Бельтир можно доехать до Карагемской поляны.

На Северо-Чуйский хребет можно попасть по Чуйскому тракту через долины р.Орой (пос.Чибит на Чуйском тракте), р.Маашей (Чуйский тракт в районе с.Мены), р.Актру. Дорога от с.Курай Чуйского тракта до а.л.Актру состоит из 2-х частей – от с.Курай до т.н. «перевалки» проходима для обычного транспорта, от «перевалки» до альплагеря – только для машин типа ГАЗ-66, УАЗ-469. Местные жители организовали бизнес по доставке туристов и альпинистов в альплагерь и обратно. Борьба за этот бизнес жесткая – только тот, кто забрасывает в альплагерь, имеет право вывозить обратно. Когда мы договаривались о выезде из альплагеря, первое, что нас спросили – «кто Вас завозил?». Только узнав, что мы пришли пешком, согласились на доставку группы из альплагеря.

При планировании варианта захода в район и выхода из него, необходимо знать состояние мостов через реки, которые вброд не перейти (мост через Чую при заходе через Чибит, мост через Чую при заходе на Маашей). Последние годы их периодически сносит. Местные, желая заработать деньги за проход по мостам, стараются их восстанавливать (по словам очевидцев проход – 100 р с человека).

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийные выходы с маршрута совпадают с вариантами захода в район:

  1. по р.Талдура или р.Аккол в Бельтир с Южно-Чуйского хребта;
  2. через перевал Карагем в Бельтир из долины Карагема;
  3. по р.Маашей к Чуйскому тракту с лед.Маашей;
  4. а.л. Актру с лед.Актру.

Запасные варианты предусматривали:

  1. При хорошей погоде и наличии времени – заход в долину Ошту-ойры.
  2. При недостатке времени или при проблемах с мостом через р.Чуя при выходе через р.Маашей – выход через перевал Физкультурник к а.л. Актру.

4. Изменения маршрута и их причины.

За неделю до выхода на маршрут на Алтае выпали серьезные осадки: прорвало подпирающую оз.Маашей осыпь, вода с озера сошла, мосты часть снесло, часть серьезно повредило. Ситуация была непонятная, было решено идти вместо пер.Тамма (2Б) по запасному варианту в а.л.Актру через перевал Физкультурник (2Б).

5. График движения

Дата

День пути

Участок маршрута

Км

Чистое
время
движения

Определяющие препятствия на участке

Метеоусловия

26.07

0

п.Бельтир – р.Талдура

10

1ч 48 м

Грунтовая дорога

Ясно

27.07

1

р.Талдура – р.Джело

17

3ч 24м

Грунтовая дорога, броды через р.Талдура, р.Джело

Ясно

28.07

2

р.Джело – Пер.Карагем – р.Иолдо

19

4ч 44 м

Грунтовая дорога

Дождь

29.07

3

р.Иолдо – под пер.Восход

5

2ч 22 м

Карликовая березка, осыпи, морены

Дождь

30.07

4

Пер.Восход (2А, 3540) – р.Талдура

12

7ч 48м

пер.Восход (2А, 3540)

Дождь

31.07

5

Дневка

1

10 м

Брод через разливы р.Талдура

Облачно

01.08

6

р.Талдура – пер.Некрасова (1Б, 3211) –лед.Талдуринский

7

5ч 31м

пер.Некрасова (1Б, 3211)

Дождь, снег

02.08

7

Пер.Ключ Ю. (2Б, 3620) – лед.Софийский

4

6ч 3м

пер.Ключ Ю. (2Б, 3620)

Снег

03.08

8

лед.Софийский – пер.Девяти (2Б, 3573) –лед.Талдуринский – пер.Сибстрин

7

5ч 37м

пер.Девяти (2Б, 3573)

Туман, снег

04.08

9

Траверс: пер.Сибстрин – в.Ольга Вост (2А, 3733) – пер.Межольгинский

3

3ч 39м

в.Ольга Вост (2А, 3733)

Туман

05.08

10

Траверс: [пер.Межольгинский – в.Ольга Зап. (2Б, 3740) – пер.Турист] – лед.Талдуринский – р.Талдура

13

7ч 42м

в.Ольга Зап. (2Б, 3740)

До обеда туман, далее кратк.дождь, ясно

06.08

11

Дневка

 

 

 

Облачно

07.08

12

Под пер.Переметный

7

1ч 38м

Брод через р.Талдура, карликовая березка, осыпи

Облачно

08.08

13

Пер.Переметный (1Б, 3226) – р.Атбажи

15

6ч 35 м

Пер.Переметный (1Б, 3226)

Облачно

09.08

14

р.Атбажи - слияние Карагемов

9

3ч 39м

Тропа, брод через р.Иолдо, грунтовая дорога

Облачно

10.08

15

Р.Л. Карагем

8

2ч 47 м

Слабая тропа, березка

Облачно

11.08

16

р.Л. Карагем - Под пер.Физкультурник

4

4ч 40м

Осыпи, ледник, связки

Сильный снегопад

12.08

17

Пер.Физкультурник (2Б, 3467) - а/л.Актру

12

4ч 12

Пер.Физкультурник (2Б, 3467)

Туман, дождь

 

 

ИТОГО

153

74ч 9м

 

 

Примечание. Время прохождения участков перевала с навеской перил указано общее.

6. Техническое описание прохождения группой маршрута

0 день. 26 июля. п.Бельтир - р.Талдура

(10 км.  1ч 48 мин.)
Заказанная газель привезла нас в Бельтир в 17.00, проехала по мосту через р.Аккол и высадила (правый (ор.) берег Талдуры). Дорога выше по р.Талдура еще какое-то время позволяет ехать на Газели, но перевозчик еще при заказе отказался везти дальше,  так как местные считают этот бизнес своим и машина при возвращении рискует получить камнем в лобовое стекло или пробитые шины. После отъезда машины, пока переодевались, подъехал местный с предложением доставки. Его цена нам показалась завышенной и через некоторое время мы вышли пешком. Долина р.Талдура выше п.Бельтир широкая, безлесная, но в пойме реки есть заросли кустарника, так что дрова для костра есть. Грунтовая дорога ровная. Отчеты, которые мы изучали при подготовке к походу, описывали дорогу из кузова машины. Согласно им мост на левый берег р.Талдура находится на расстоянии 10 км от п.Бельтир. Преодолев это расстояние и дойдя до зимовья Оймок ниже впадения р.Имэле в Талдуру мы встали на ночевку ниже коша в низкорослых кустах около русла. Кош обитаем. Несмотря на свой небольшой размер, кусты обеспечили нас дровами. Моста в этом месте не оказалось, надо было воспользоваться мостом в 6 км от Бельтира. Правильная схема дороги от Бельтира показана на карте.

1 день. 27 июля. р.Талдура – р.Джело

(17 км.  3ч 24 мин.+1ч50мин брод)
Изучив возможность брода через р.Талдура около коша, мы пришли к выводу, что бродить при в этом месте при высокой воде можно только с веревочной страховкой. Чтобы не терять времени на организацию страховки, мы за 14 минут спустились ниже по течению, до места, где на некоторых картах указан брод. В этом месте река разбивается на несколько проток, которые можно перебродить стенкой (что мы и сделали). Дальнейший путь до р.Джело проходил по грунтовой дороге. Около впадения р.Джело в р.Талдура есть симпатичный лес. Джело в этом месте разбивается на ряд проток, самая полноводная из которых находится выше (по течению р.Талдура). Во второй половине дня это уже очень серьезный поток. Преодолеваем его по всем правилам страховки вместе около слияния р.Джело и р.Талдура (Фото 1). Какая-то группа, грустно сидящая под деревом на другом берегу (ей надо вниз), посмотрев на нас, уходит в обход через Джело. Через р.Джело выше коша (3-4 км от слияния с неплохим набором высоты) есть перекошенный мост. Из Бельтира на него можно попасть выйдя на ответвление дороги, отходящее от дороги по левому берегу Талдуры за несколько километров до впадения р.Джело в р.Талдура. Если иметь более точную информацию, можно было бы пройти по мостам вместо двух непростых бродов. После брода через р.Джело встали на ночевку, необходимо просушиться. Леса выше Джело практически нет – отдельные деревья. Дрова есть (отдельные ветки, разбросанные по полянам).

 

Ходовое время, высота

 

 

 

Место ночевки – брод р.Талдура

14 мин

1988м

 

Брод р.Талдура – р.Джело

3ч 10мин

 

 

Брод р.Джело

1ч 50мин

2101м

2 день. 28 июля. р. Джело - Пер.Карагем – р.Иолдо

(19 км.  4ч 44 мин.)
От слияния рек дорога, обходя каньон на р.Джело, делает широкую петлю, набирает высоту и возвращается к Джело (Фото 2). Долина широкая, есть деревья. Мест для стоянок много. Кош на нашем берегу Джело обитаем. Ниже него свежие глубокие канавы от селя, идущие со склона до русла реки. Перед ними грустно стоят несколько джипов, которые бодро пронеслись недалеко от нас утром. Выше коша дорога начинает набирать высоту (Фото 2). Перед последним взлетом справа и слева от дороги есть два красивых озера (Фото 3). На левом (по ходу) мы остановились на обед. После обеда бодро поднялись на перевал Карагем. Перевал широкий (по все направлениям), ровный, травянистый, уставлен разного размера туриками. Пошел дождь. По дороге дошли до брода на левый берег р.Иолдо, а еще через 14 мин. до впадения р.Киренельдуярык в р.Иолдо. В месте слияния дорога переходит на правый берег р.Иолдо. Поиск места ночевки показал, что лучшее место – участок около дороги на правом берегу р.Иолдо, чуть ниже слияния. Там есть ровные места для нескольких палаток, есть костровище, много дров. На левом берегу – заросли карликовой березки и бугры.

 

Ходовое время, высота

 

 

 

Р.Джело - кош

1ч 13мин

 

 

Кош – озеро (обед)

1ч 38мин

 

 

Озеро (обед)- пер.Карагем

35 мин

 

 

Пер.Карагем – брод на левый берег р. Иолдо

1ч 32мин

 

 

До слияния р.Киренельдуярык и р.Иолдо

14 мин

2288м

3 день. 29 июля. р.Иолдо – под пер.Восход

(5 км.  2ч 22 мин.)
Утром часть группы, взяв заброску на последние несколько дней похода, вышла по дороге в сторону Карагемской поляны. Дойдя до места, напротив которого видна долина р.Атбажи, нашли хорошую каменистую осыпь, где и закопали заброску. Вернулись обратно в лагерь по пути спуска. Надо сказать, что идти надо все время по правому (ор.) берегу - дорога иногда ненадолго переходит на левый берег, но всегда есть проход вдоль воды.

После обеда, перебродив р.Иолдо выше ее слияния с р.Киренельдуярык, начали подъем в висячую долину по правому (ор.) берегу р.Киренельдуярык. После дождей р.Киренельдуярык выглядит гораздо серьезнее, чем р.Иолдо (сток воды увеличивается в разы). Долина в этом месте широкая, заросшая карликовой березкой и редкими деревьями. Тропы нет, но в зарослях березки можно найти прогалы и участки звериных троп. После выполаживания долины, обойдя небольшой каньон на реке, спустились к каменистому руслу (идти траверсом склона, поросшего березкой очень утомительно). По каменистому правому (ор.) берегу дошли до места, где в широкой плоской каменистой долине сливаются ручьи с пер.Восход и пер.Мохро-оюк. В этом месте по бортам долины начинаются большие моренные валы. Перебродили ручьи и через понижение левобережной (ор) морены забрались на ее гребень. По гребню широкой и высокой морены подошли под ледник (можно идти и по карману морены). Не доходя несколько сот метров до ледника, встали на ночевку на стоянках плоской части морены (Фото 4, 5). Место безопасное, склоны далеко и от всех склонов отделяют большие и глубокие карманы. Условие актуальное, т.к. непрерывно (и всю ночь) гремят камнепады. После дождей (весь день дождь включался-выключался) вода во всех ручьях мутная, ходили за водой на ледник.

 

Ходовое время, высота

 

 

 

Подъем в висячую долину

30мин

 

 

До брода (слияние истоков р. Киренельдуярык)

1ч 8мин

 

 

До ледника

44 мин

2820

4 день. 30 июля. Пер.Восход (2А, 3540) – р.Талдура

(12 км.  7ч 48 мин.)
Утром подошли к открытому леднику и в кошках начали подъем по его некрутому склону. Ледник поворачивает налево, его левый (по ходу) край сильно разорван, идем обходя разрывы (Фото 5). После поворота ледника становится видна перевальная седловина (Фото 6). Ледник плоский, но его центральная часть рассечена длинными трещинами. Ледник открыт до самой седловины, трещины отлично видны. Трещины обошли вдоль левого (по ходу) склона. Перед седловиной ледник покрыт полосой камней, нападавшими со склона. Перевальный склон – снежно-ледовый, крутизна в самой крутой части – не более 35 градусов. Ледник рассечен несколькими длинными и глубокими бергшрундами (Фото 7). Подойдя к нижнему бергшрунду начали навеску перил. Нижний бергшрунд обошли справа по ходу (перильная страховка). Для обхода следующего бергшрунда провесили веревку влево по ходу движения. Склон некрутой, но под снегом возможны трещины. Все остальные бергшрунды обошли так же слева. Седловина перевала широкая, со стороны р.Киренельдуярык – ледник, со стороны долины р.Талдура – скальные выходы (Фото 8, 9, 10). Тур находится на камнях примерно в середине перевала. Спуск представляет из себя невысокую полоску скал, переходящих в расширяющуюся живую широкую осыпь. Сход на осыпь возможен в нескольких местах. Осыпь подвижная, в верхней части идем плотной группой ближе к левому борту (Фото 11). Выходы скал борта позволяют передвигаться от одного безопасного места (где изгиб скал прикрывает от возможного спуска камней товарищами) к другому. Примерно с середины высоты склона осыпь расширяется, спускаемся с небольшим траверсом вправо, чтобы участники не находились друг над другом. Осыпь заканчивается бергшрундом, заполненным водой. Его лучше обойти слева. Дальнейший путь идет по ровному открытому леднику, который полого спускается в долину (Фото 12). Ниже ледника находятся обширные моренные холмы. Двигались по левому берегу ручья, вытекающего с ледника, недалеко от русла. Далее ручей исчезает в завалах камней. Пройдя по ряду моренных холмов, выходим к месту, где вышедший из морен ручей по широкой травянистой ложбине достаточно круто спускается к долине р.Талдура (Фото 14). Опять идет дождь, туман ограничивает видимость. По левому берегу ручья выходим к р.Талдура (камни, травянистый склон, троп нет). Чуть ниже впадения в нее ручья находим ровные места и встаем на ночевку. Находящиеся ближе к склону кусты дают достаточно дров.
(Фото 13 - Вид с долины р.Талдура на массив вершин Ольга В и Ольга З.)

 

Ходовое время, высота

 

 

 

На ледник

10 мин

 

 

До перевального взлета

1ч 6мин

 

 

Перевал

2ч 29 мин*

3540м

 

Спуск на ледник

1ч 30мин

 

 

Спуск с ледника

48 мин

 

 

По моренам до спуска по ручью

50 мин

 

 

р.Талдура

55 мин

2344м

* - Время прохождения участков перевала с навеской перил указано общее

5 день. 31 июля р.Талдура, Дневка

(1 км.  10 мин.)
Утром (в 5.30) просыпаемся от того, что земля трясется (как потом узнали в 28 км от Акташа было 5-бальное землетрясение). На всякий случай выглядываем, чтобы убедиться, что землетрясение не вызвало селей.
После завтрака собираемся и бродим р.Талдура, которая  в этом месте разливается на многочисленные протоки. В месте выхода к Талдуре долины с пер.Некрасова находится кош с баней (в рабочем состоянии, хозяев не видно, Фото 14), хороший лес с обилием грибов и несколько чистых ручьев, вытекающих из-под моренных валов, выходящих с долины пер.Некрасова.

6 день. 2 августа. р.Талдура – пер.Некрасова (1Б, 3211) –лед.Талдуринский

(7 км.  5ч 31 мин.)
Подъем по долине ручья начинаем по ложбине между моренными валами и травянистым склоном (слева по ходу – Фото 15). Идти неудобно и переходим на морену. Дальнейший путь проходит по ложбине среди морен вдоль левого (по ходу) склона долины. Выше ложбина уходит круто вверх, мы начинаем пересекать хаос валов, перемещаясь ближе к центру долины и выходим к озеру. Чуть выше есть еще одно озеро, за которым находится язык ледника. Ледник открытый, ровный, крутизна в нижней части – порядка 20 град, далее – положе. Движение по леднику приводит к двум седловинам, представляющим собой невысокий каменистый склон. Мы выбрали левую по ходу седловину (Фото 16). С перевала почти в профиль виден наш следующий перевал – Ключ.Ю (2Б) - Фото 17.

Спуск с перевала проходит по неприятной длинной живой осыпи (Фото 18). Движение плотной группой. Ниже появляется возможность спускаться с траверсом вправо, прикрываясь от потенциальных сходов камней скалами правого (по ходу) склона. Вышли на открытый ледник. Ледник, идущий под пер.Ключ.Ю. открытый, широкий, изрезан трещинами, наибольшая крутизна – град.20 (Фото 17). В предперевальное выполаживние ледника поднимались по наименее изрезанной части справа по ходу. Переход от 20-градусного склона к пологой части - весь в больших разломах ледника. Попетляв между ними, вышли на пологую часть ледника напротив перевала. Здесь уже есть снег, пройдя немного в связках, встали на ночевку. Оставив дежурных в лагере, пошли готовить склон. Снега в этом году мало, вся нижняя часть перевального взлета в открытых широких разломах (Фото 19). В нижней части перевального склона - 2 бергшрунда – один (нижний) пересекает весь склон, второй пересекает правую (по ходу) половину склона. От скал справа и слева от взлета грязные полосы от сходивших со скал камней. В нижнем, более широком бергшрунде находим пробку, перекрывающую широкую (4-5м) щель берга и способную выдержать человека. От пробки идет крутой (70 град) ледовый склон, который через 7-8 метров выполаживается до обычного 40-градусного склона. Для подъема завтрашнего дня провешиваем веревку через нижний бергшрунд. Ее хватает до нижнего края верхнего бергшрунда. Нижний край верхнего бергшрунда ровный, покатый, по нему идем влево по ходу к середине перевального склона, таким образом обходя бергшрунд. Далее до перевала – ровный ледовый склон не более 45 град. крутизной. День заканчивается, спускаемся в лагерь.

 

Ходовое время, высота

 

 

 

До озера

2ч 2 мин

 

 

До ледника

16 мин

 

 

Перевал Некрасов

50 мин

3210м

 

Спуск с перевала на ледник

30 мин

 

 

Под пер.Ключ Ю.

1ч 53 мин

3291м

7 день. 3 августа. Пер.Ключ Ю. (2Б, 3620) – лед.Софийский

(4 км.  6ч 3 мин.)
Ночью выпало не менее 15 см снега, утром туман, наших вчерашних следов через трещины не видно. Подходим к склону, выкапываем нашу веревку и поднимаемся к верхней станции у края верхнего бергшрунда. Далее – подъем вверх – 6х50м. Перевальная точка находится между скалами слева и ледником справа (по ходу). Тур на скалах. Есть мульда с большой лужей воды. Пока обедаем, погода опять портится – сыплет снег, видимость ухудшается. Перевал со стороны спуска – метров 200 ледового склона (40-град), который можно обойти, дойдя до осыпи, идущей с вершины до седловины на левом (по ходу) отроге (Фото 20). Без навешивания перил идти быстрее – идем влево, к осыпи. Что другим группам делать не советуем. Ближе к середине осыпь состоит из очень неустойчивых групп камней средней величины. Приходится идти очень осторожно, вызвать обвал очень просто. Гораздо безопаснее спускаться по ледовому склону. Спустившись до седловины на отроге, выходим на ледник, связываемся и движемся по закрытому леднику в обход отрога, разделяющего пер.Ключ Ю. и пер.Девяти. Свежий снег (продолжает падать) сделал всю поверхность ледника одинаковой, потенциальные трещины читаются плохо. Двигались ближе к правому склону долины. Обойдя отрог, выходим к месту соединения разных ветвей Софийского ледника. Несмотря на то, что место плоское, ледник весь в больших трещинах. Попетляв между ними, выходим в основание ветви ледника, ведущей к пер.Девяти (2Б). Трещин мало, ледник закрытый. Видимость плохая. На леднике встаем на ночевку в надежде на хорошую погоду следующего дня.

 

Ходовое время, высота

 

 

 

Под перевал

30 мин

 

 

Перевал Ключ Ю.

3ч 30 мин*

 

 

Спуск на ледник по осыпи

50 мин

 

 

До места ночески

1ч 13 мин

 

* - Время прохождения участков перевала с навеской перил указано общее

8 день. 4 августа. лед.Софийский – пер.Девяти (2Б, 3573) –лед.Талдуринский – пер.Сибстрин

(7 км.  5ч 37 мин.)
Надежды на хорошую погоду не оправдались, с утра сильный туман. Двигались в связках по азимуту, иногда виден левый по ходу склон долины. Ледник пологий, снега много – тропим по очереди. С небольшим подъемом вышли на перевал. Прямо перед перевалом – большие разломы, которые легко обходятся. Перевал широкий, крутизна начала спуска небольшая (Фото 21). Т.к. видимости до сих пор нет, найденная записка (тур справа на скалах) удачно развеяла сомнения. Около получаса ждем, чтобы хоть что-то увидеть. Спускаться в молочную мглу опасно. Как только видимость улучшилась, начали спуск. Первая сотня метров проходит по широкому пологому снежному склону вдоль скал (справа). Далее скалы заканчиваются, ниже их (вправо вниз от нас) – 40-градусный ледовый склон, весь в следах камней, падающих со скал. Склон ровный, только внизу по всей ширине склона проходит бергшрунд. Прямо вниз – большие (до десятка метров) разломы, основная часть которых находится слева ниже по склону. Чтобы не попасть под потенциальный камнепад, начали спуск по разломам (перила). Их правый край неглубокий, в самих разломах места полно. По направлению это - вниз с небольшим уходом вправо. По разломам и вдоль их края дошли до нижнего бергшрунда (5х50м). Его верхний край выше нижнего на 7-8м, ширина несколько метров. Ниже склон резко выполаживается. Находим место, где бергшрунд засыпан снегом и, повесив еще 50 м перил, проходим его.(Фото 22, 29) Спустившись на ровную поверхность ледника, устраиваем обед. Снег, вдруг вспомнив про нас, идет большими хлопьями, видимость не более нескольких метров. Снег идет недолго, оставив после себя туман. Путь до перевала Сибстрин проходит по ровному закрытому леднику (связки) (Фото 23, 29). Трещин нет. Перевал Сибстрин – невысокий скальный гребень, со стороны Талдуринского ледника – озеро и плоский ледник (Фото 24). Останавливаемся на  ночевку на площадках среди камней левого (по ходу) берега озера. Из записки, найденной в туре на гребне, узнаем, что предыдущая группа восходила на Ольгу Восточную и что подъем на Ольгу Восточную, по их мнению, чисто скальный.

 

Ходовое время, высота

 

 

 

Пер.Девяти

1ч 20 мин

 

 

Спуск на ледник

3ч 10 мин

 

 

До пер.Сибстрин

1ч 7 мин

 

Примечание. Время прохождения участков перевала с навеской перил указано общее.

9 день. 5 августа. Траверс: пер.Сибстрин – в.Ольга Вост (2А, 3733) – пер.Межольгинский

(3 км.  3ч 39 мин.)
Нижняя часть подъема на вершину Ольга Вост. проходила по каменистому гребню, который через 40 минут хода преграждается огромными валунами и скалами (Фото 25). Справа по ходу внизу – ледник, слева – каменистые осыпи. Помня о рекомендации перевальной записки выбираем путь по осыпям. Этот вариант не требует организации перил, но достаточно занудный. Есть еще вариант – пройти по леднику вдоль гребня и после скал на гребне, провесив несколько веревок по леднику, подняться на гребень. Обойдя за 31 минуту скалы по осыпям склона в долину Джазатора, снова выходим на гребень. Здесь вдоль Талдуринской стороны гребня появляется ледник. (Вообще, характер всего остального пути траверса следующий – невысокий скальный гребень, от него в сторону долины Джазатора – скалы и осыпи, в сторону Талдуринского ледника – полоска ровного ледника, далее круто уходящего в долину р.Талдура. Весь путь проходит по этой полоске ледника, изредка прерываемой сбросами.) По леднику вдоль гребня доходим до широкого понижения в хребте, далее – гребень на какое-то время становится широким снежно-ледовым склоном с вкраплением камней. Через 15 минут выходим к вершине Ольга Восточная. Вершина – скальный останец метров 10-15, возвышающийся над гребнем (Фото 26). Тур - на одном из валунов вершины. Справа по ходу от останца – крутой ледовый склон (выполаживание где-то далеко внизу). Обойдя вершину по полкам слева по ходу выходим к 40-град. снежному спусковому склону, на котором провешиваем 2х50 м перил (Фото 27). Далее путь по леднику вдоль скального гребня, пересекаем по мостам пару трещин, и по некрутому леднику спускаемся на пер.Межольгинский (Фото 28). Седловина, шириной несколько десятков метров, снежно-ледовая, с полузасыпанным бергшрундом параллельно невысокому скальному гребню. Ставим палатки на снегу, ближе к Талдуринской стороне, закрепив их ледобурами. От скального склона нас отделяет бергшрунд. Вершина Ольга Западная с перевала Межольгинский представляет собой скально-осыпной склон со стороны  Джазатора и 40-градусный ледник со стороны Талдуры (Фото 30). Провесив по леднику три веревки по 50 м вернулись в лагерь. Опять снегопад.

 

Ходовое время, высота

 

 

 

До скал

40 мин

 

 

Обход скал

31 мин

 

 

Понижение гребня

18 мин

 

 

в.Ольга Вост.

 

 

Пер.Межольгинский

1ч 10 мин

 

10 день. 6 августа. Траверс: [пер.Межольгинский – в.Ольга Зап. (2Б, 3740) – пер.Турист] – лед.Талдуринский – р.Талдура

(13 км.  7ч 42 мин.)
Пройдя по организованным вчера перилам, провешиваем еще 1,5*50 м перил. Далее гребень выполаживается. Тур находится на одном из больших валунов гребня (Фото 31). Вынимаем записку, в которой вершину вместо Ольги Западной называют Ольгой Восточной. При этом пишут, что поднимались с пер.Турист и продолжают движение в сторону пер.Межольгинский (совсем запутались). От тура с небольшим уклоном, по полоске ледника вдоль скального гребня, начинается спуск к пер.Турист. Гребень спускается в сторону перевала Турист  несколькими уступами (до 40 град). Каждый уступ длиной не более 50м (Фото 32, 33, 34). Перед перевалом Турист гребень расширяется и состоит из камней разной величины. Огромные валуны на гребне обходим по осыпному склону слева по ходу (склон в сторону Джазатора) и выходим на пер.Турист. Перевал Турист – это тот же невысокий скальный гребень, со стороны Талдуры сначала плоский, затем крутой (40 град) ледник, подрезанный по всей длине бергшрундом. Спуск с пер.Турист по снежно-ледовому склону до 40 град, основное препятствие - бергшрунд, спуск на пробку которого – несколько метров 70-град. ледового склона (Фото 35). Ниже бергшрунда в связках по закрытому леднику (макс.крутизна 20 град), обходя слева нижний бергшрунд. Через 10 минут хода ледник становится открытым. Дальнейший спуск - по открытому леднику, зоны трещин обходим ближе к моренному валу слева по ходу. С ледника сходим на правый борт долины. По камням вдоль ручья доходим до ледника с правой части Талдуринского ледника. Поднимаемся на нижнюю часть ледника и спускаемся по его некрутому склону на левый берег, выходящей из-под ледника Талдуры. Выходу на правый берег нам мешает видимый издалека провал в леднике, идущий сверху. На правый берег Талдуры перебродили по широким разливам под ледником. Температура в реке такова, что лежащие в ней глыбы льда не тают. Разливы широкие и бродить их при температуре воды около нуля дискомфортно. Снизу мы увидели, что провал в леднике не поднимается высоко и проще было обойти его, а не бродить Талдуру. Дальнейший путь проходил по россыпям камней правого берега. В этой части долины явных троп нет, ближе к кошу появляются куски тропы. Талдура в километре выше коша разливается на много проток, появляется лес.

 

Ходовое время, высота

 

 

 

До в.Ольга Зап.

1ч 53 мин

3740м

 

До курумников

55 мин

 

 

До пер.Турист

1ч 15 мин

3443м

 

Спуск на ледник

40 мин

2858м

 

Спуск с ледника

1ч 38 мин

 

 

До ночевки

1ч 21 мин

 

11 день. 6 августа. Р.Талдура. Дневка

12 день. 7 августа. Под пер.Переметный

(7 км.  1ч 38 мин.)
Выход после обеда. Уровень воды в Талдуре поднялся и бродить на левый берег Талдуры там, где мы проходили несколько дней назад, нам показалось рискованно. Более удачное место для брода нашли выше по течению, минутах в 5 хода от места напротив коша. До ручья с пер.Переметный двигались по завалам камней и зарослям березки, далеко от реки стараясь не уходить. Троп нет. Далее подъем по левому (ор) берегу ручья с пер.Переметный по каменистым россыпям до последней травы ниже моренного вала. Ручей вытекает из-под многометрового моренного вала, занимающего середину долины. Встаем на ночевку.

 

Ходовое время, высота

 

 

 

До начала подъема от р.Талдура по ручью

58 мин

 

 

До моренного вала (ночевка)

40 мин

2689м

13 день. 8 августа. Пер.Переметный (1Б, 3226) – р.Атбажи

(15 км.  6ч 35 мин.)
Многометровый нижний моренный вал обходим по ложбине между ним и склоном справа по ходу. Далее через понижение уже потерявшего высоту моренного вала переходим в центр долины. Дальнейший путь по центру долины по моренам и осыпям под ледник. По дороге видим несколько неплохих стоянок. Заход на верхнюю плоскую часть ледника – справа по ходу, по ложбине между ледником и склоном (не более 30 град) (Фото 36). Далее путь по некрутому широкому открытому леднику, обходя трещины, выводит на перевал. Перевал – широкий, ровный открытый ледник (Фото 37, 38). Тур – на склоне справа по ходу движения. Хорошо виден перевал Химик (Фото 39). Спуск – по 35 градусному открытому ледовому склону (75 м), приводит к бергшрунду, мост через который есть справа (2,5х50м) (Фото 40). Ниже бергшрунда склон выполаживается. Пологий спуск по открытому леднику вдоль правого борта долины (Фото 41). Спустившись с ледника, по каменистым завалам правого берега доходим до нижнего озера. Перед озером по разливам реки переходим на левый берег. Хаос каменистых развалов ниже озера (река появляется ниже развалов) обходим по узкой ложбине вдоль левого борта долины. Ниже в зарослях карликовой березки появляется тропа, которая далее идет до р.Иолдо по правому берегу р.Атбажи. При появлении хорошего леса и ровных мест у реки, встаем на ночевку.

 

Ходовое время, высота

 

 

 

До ледника

1 ч

 

 

До перевала Переметный

47 мин

3226м

 

Спуск с перевала на ледник

1 ч 30мин*

 

 

Спуск с ледника

30 мин

 

 

До места ночевки

2 ч 48 мин

2291м

* - Время прохождения участков перевала с навеской перил указано общее

14 день. 9 августа. р.Атбажи - слияние Левого и Правого Карагемов

(9 км.  3ч 39 мин.)
На этот и следующий день у нас планы небольшие, наша задача отдохнуть при переходе к Северо-Чуйскому хребту. По тропе доходим до крутого залесенного спуска к р.Иолдо (из разветвлений уверенной тропы выбирая левые). Бродим р.Иолдо и по крутому каменистому (с лесом) склону поднимаемся к грунтовой дороге, ведущей с пер.Карагем на Карагемскую поляну. От Карагемской поляны по левобережной (ор) тропе, обходящей по склону заболоченную долину, выходим к слиянию Карагемов. Находим прекрасное место недалеко от воды, с огромным количеством дров. Делаем разведку тропы вверх по Л.Карагему.

 

Ходовое время

 

 

 

До р.Иолдо

1 ч 7 мин

 

 

Переправа и выход на дорогу правого берега р.Иолдо

1 ч

 

 

До Карагемской поляны

24 мин

 

 

До слияния Л. и Пр.Карагемов

1ч 8 мин

1981м

15 день. 10 августа. р.Л. Карагем

(8 км.  2ч 47 мин.)
От слияния Карагемов вверх по левому (ор.) берегу Л.Карагема идет слабая тропа. Тропа идет высоко по берегу, обходя прижимы на реке. Лес густой, весь в завалах. После подъема выше левого притока Л.Карагема лес становится реже, травы и березки больше, тропа местами теряется. Через 20 минут тропа (видимые участки) подходит ближе к реке и далеко уже не отходит. Редкий лес подходит очень близко к началу подъема на перевал, с трудом находим старую стоянку на своем, левом (ор) берегу реки. Дров достаточно.

 

Ходовое время

 

 

 

До левого притока

1 ч 7 мин

 

 

До места ночевки

1 ч 40 мин

 

16 день. 11 августа. р.Л. Карагем - Под пер.Физкультурник

(4 км.  4ч 40 мин.)
Долина выше зоны леса заканчивается большими бараньими лбами, водопадами и висящими на лбах ледниками (Фото 42). Подъем на ледник проходит в несколько этапов – сначала по осыпи слева по ходу проходим под первый водопад (на левом по ходу ручье). Так же по осыпи слева по ходу обходим его и выходим ко второму водопаду, ниже второго водопада уходим по широкой полке вправо (по ходу). Полка приводит к небольшому цирку, с которого есть простой заход на ледник. По открытому леднику прямо вверх  между скалами выходим на верхнюю плоскость ледника (Фото 43). Здесь ледник закрыт, в связках по нему выходим на широкую плоскую ровную ледовую седловину пер.Тамма (Фото 44). Начинается снегопад, опускается туман. С седловины движемся к каменному валу, уходящему вниз от ребра в.Тамма. Пересекаем его, находим на нем тур пер.Тамма (Фото 45), на ребре иногда встречаются места для одиночных палаток. Далее по закрытому леднику между трещин идем в связках вдоль склона в.Тамма. Пересекаем еще ребро. При заходе в долину ветви ледника, где находится пер.Физкультурник, выходим на широкую полку (несколько десятков метров), идущую выше основного тела ледника вдоль склона в.Тамма, ведущую почти под пер.ТПИ. Погода портится окончательно, в верхней части полки встаем на ночевку. От склона нас отделяет широкая мульда с отвесными краями (снега уже навалило сантиметров 10 и он продолжается – возможны лавины)

 

Ходовое время

 

 

 

Под ледник

1 ч 55 мин

 

 

На пер.Тамма

1 ч 35 мин

 

 

До места ночевки

1 ч 10 мин

 

17 день. 12 августа. Пер.Физкультурник (2Б, 3467) - а/л.Актру

(12 км.  4ч 12 мин.)
Цирк ледника с перевалами ТПИ и Физкультурник замыкается невысокой (несколько десятков метров) некрутой скально-осыпной грядой. Перевал Физкультурник находится в правом по ходу углу перевального цирка (Фото 46). За ночь нападало еще немало снега. Пройдя еще немного по полке, спустились на основное тело ледника и по верхней части плоского ледника вдоль склона дошли до подъема на перевал Физкультурник. После вчерашнего снегопада каменистый склон стал снежным. По склону примерно в 30 град. крутизной поднялись на перевал. Перевал - неширокий каменистый гребень (Фото 47), в сторону Актру первые метров 15 проходят по камням, затем длинный ледовый склон 40-45 град. крутизной, примерно в нижней трети подрезанный бергшрундом (Фото 48, 49). В нижней части склона вчерашний снегопад оставил небольшую лавину. Первую веревку закрепили за огромный камень на перевальной седловине. Далее 4х50 веревок на ледобурах по 40-45 град. занесенному снегом ледовому склону до бергшрунда. Широкий бергшрунд неплохо занесло снегом, после него еще веревка (здесь уже положе, но возможны занесенные снегом трещины). После этого спуск на три такта. После снегопада на леднике лежит глубокий рыхлый липкий снег, даже антиподлипы на кошках плохо помогают. Верхняя часть широкого плоского ледника вся закрыта вчерашним снегопадом, трещины угадываются плохо (Фото 50). Туман. Двигались в связках. В нижней трети ледника, посередине находится большая скала. Перед ней на леднике много разломов. Попетляв между ними, ближе к левому (ор) склону вышли на открытый ледник левее скалы. Ледник заканчивается бараньими лбами посередине долины, которые можно обойти справа по каменистым осыпям или слева по кулуару между бараньими лбами и конгломератным склоном (Фото 52). Выбрав путь по кулуару, спустились до выполаживания и вдоль левого склона по камням дошли до реки, вытекающей с лед.Б.Актру. Перебродили реку и по каменистому склону поднялись к хорошей тропе, идущей по левому берегу в а.л.Актру (Фото 51). В этом месте чуть ниже тропы есть стоянка на много палаток. Стоянка среди камней, а нам после большого снега (уже которого в этом походе!) хочется уюта. Пройдя минут 10 по тропе доходим до симпатичной, очень зеленой поляны с остатками сооружений для метеонаблюдений. Чистый ручей течет рядом. Ночевка.

На следующее утро по левобережной тропе за 40 минут спускаемся в а.л.Актру.

 

Ходовое время

 

 

 

До пер.Физкультурник

27 мин

 

 

Спуск на ледник

2 ч 20 мин*

 

 

Спуск с ледника

40 мин

 

 

До брода

35 мин

 

 

До места ночевки

10 мин

 

 

места ночевки - альплагерь

40 мин

 

* - Время прохождения участков перевала с навеской перил указано общее.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Наибольшую опасность представляют камнепады и живые осыпи, особенно в жаркое лето. Спуск с пер.Ключ Ю. на ледник Софийский по осыпям очень опасен, рекомендуем идти по леднику. Количество воды в реках может сильно меняться в течение дня, бродить лучше утром, перед бродами необходимо делать тщательную разведку.

Погода

За неделю до начала похода в районе прошли очень сильные дожди, в результате

    • в Актру сошел сильный сель;
    • размыт вал, подпирающий оз.Машей, и вода из озера вытекла, смыт участок тропы;
    • снесен мост на Маашей;
    • снесен мост на слиянии Чуи- Маашей;
    • разрушен оройский мост в Чибите (по последней информации восстановлен).

Несмотря на этот разгул стихии до похода и в течение похода было очень много осадков. Погода шла блоками – несколько дней дождей и снегопадов – несколько дней относительно хорошей погоды. Нам «повезло» - плохая погода попала на все наши перевалы 2Б. На высоте за день наносило снега 10-15 см.

8. Дополнительные сведения о походе.

Снаряжение

Личное специальное
Ледоруб
Каска
Страховочная система
Кошки
Карабин - 6 шт
Спусковое устройство
Жумар

Общественное специальное
Веревки d10 – 3х50 м
Репшнур 50 м
Ледобур- 10 шт
Петля расходная  d10 3х5м
Ледосброс
Крюк скальный 4 шт

Ремнабор

1

Иголки

5 шт

2

Булавки

10 шт

3

Наперсток

1

4

Куски ткани

м

5

Шило

1

6

Отвертка

1

7

Шурупы

10 шт

8

Гвозди

10 шт

9

Пассатижи

1

10

Проволока стальная и медная

Компл.

11

Клей

1

12

Пряжки

6 шт.

13

Стропа

5 м

14

Резинка

(25 мм, 3 м)

15

Нитки

2 кат.

16

Веревочки

30 м

17

Надфиль

1

18

Скотч

1 рул.

9. Транспорт и расходы.

Назначение

На 1 человека

На группу из 8 человек

Примечание

1

Поезд Саратов-Новосибирск

3398

27184

 

2

Поезд Новосибирск-Бийск

798

6384

 

3

Газель: Бийск-Бельтир

1425

11400

1

4

ЗИЛ: А.л. Актру - мост через р.Чуя возле Курая

812,5

6500

1, 2

5

Газель: мост возле Курая - Бийск

1250

10000

1

6

Поезд Бийск-Новосибирск

798

6384

 

7

Поезд Новосибирск - Саратов

3398

27184

 

 

ИТОГО

11879

95036

 

Примечание
1. Данную сумму стоит транспорт независимо от того 4 или 8 человек едет в ней.
2. Из а.л.Актру до т.н. перевалки очень плохая дорога, далее лучше. Местные зарабатывают, перевозя желающих на УАЗ-469 по 4000 руб. с машины за рейс а.л.Актру – Курай. Для группы из 8 человек выгодней нанять ЗИЛ за 6500. В связи с договоренностью с перевозчиком, который повезет нас  до Бийска, мы вышли у моста через Чую возле Курая.

10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Пройденный маршрут охватывает широкий спектр препятствий и очень нам понравился.

Счастливого пути!


 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную