на главную
На главную
 походы отчёты документы  в народ
Admin
 

ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ

ОТЧЁТ

о лыжном туристском путешествии пятой категории сложности по Полярному Уралу совершённом группой туристов г.Саратова с 23 марта по 7 апреля 1993 года

Маршрутная книжка № 6-93Л
Руководитель группы Углов А.И.
Саратов Энтузиастов 49-111

Оглавление

  1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  2. Варианты подъезда и отъезда.
  3. График движения.
  4. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  5. Дополнительные сведения о походе.
    • 10.1. Географическое положение и туристские особенности района.
    • 10.4. Климат.
  6. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Саратовский клуб туристов. Саратов, ул. Мичурина, 69, турклуб.

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Поход проводился в пределах Российской Федерации, в Ямало-Ненецком автономном округе и Республике Коми. Маршрут охватывает северную и южную части Полярного Урала.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

лыжный

пятая

322км

16 дней/13 дней/
75,5 часа

20.03.93 - 11.04.93

1.4. Подробная нитка маршрута.

ст. Елецкая - г. Пай-Ер (рад) - пер. Хара-Матолоу - р. Хара-Матолоу - р. Макар-Рузь - пер. Собский - ст. 106 км - р. Б.Пайпудына - р. Б.Уса - пер. ИГАН - оз. Б.Хадата-Еган-Лор - пер. Обручева - оз. Чан-Ты - р. М.Уса - п. Хальмер-Ю

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

Ф.И.О. Г.р. Туристский опыт Обязанности в группе Места работы Дом адрес
I Углов
Алексей
Игоревич
1955 Р-5Л Вост.Саян 81
Р-5Л Икатский хр. 87
руководитель Мостореконструкиця инженер Саратов
2 ГеншаФт
Михаил
Яковлевич
1959 У-5Л Икатский хр-87
Р-4Л Приполярный Урал 90
  ТОО "Берг" директор Саратов
3 Бабанов
Дмитрий
Юрьевич
1963 У-4Л Вост.Саян 92
Р-4Л Г-Алтай 91
  КБ "Электроприбор" инженер Саратов
4 Гоннов
Дмитрий
Владимирович
1963 У-ЗЛ Кузн.Алатау 82
Р-5Г Ц.Кавказ 90
  НВНИИГГ инженер Саратов
5 Петров
Андрей
Вячеславович
1957 У-4Л Г-Алтай 91 фотограф з-д им. Орджоникидзе, инженер Саратов
6 Машников
Александр
Николаевич
1963 У-4Л Г-Алтай 91
Р-ЗЛ Камчатка 89
финансист ТОО "Амис" товаровед Саратов
7 Муранова
Елена
Дмитриевна
1963 У-4Л Приполярный Урал 90 завхоз "Трансстрой" бухгалтер Саратов
8 Дагадин
Михаил
Владимирович
1965 У-4Л Г-Алтай 91 зип ТОО "Берг" рабочий Саратов
9 Поросятников
Евгений
Константинович
1950 У-5Л Икатский хр-87   ТЭЦ-5 нач.цеха Саратов
10 Слаутенко
Владимир
Юрьевич
1953 У-4Л Г-Алтай 91 врач Энгельский дворец пионеров рук. кружка Энгельс

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Библиотека Саратовского областного клуба туристов (saratov-tur@narod.ru).

1.9. Поход рассмотрен Российской МКК (шифр 100-00-5555555).

2. Варианты подъезда и отъезда.

Основная магистраль, связывающая Полярный Урал с цивилизацией - Северная железная дорога. Из Москвы идут два поезда (скорый и пассажирский) до Воркуты. От основной магистрали отходят две ветки.
1. Сейда - Лабытнанги.
2. Воркута - Халмер-Ю.
Обе ветки одноколейные и местные поезда ходят по ней 1 раз в день. Поезд Сейда - Лабытнанги выходит из Сейды после прихода туда скорого Москва-Воркута (1-2 вагона со скорого перецепляют на местный). Поезда Сейда - Лабытнанги и Лабытнанги - Сейда встречаются на ст.Елецкий, где стоят вместе минут 20. На ст.Елецкий есть большой зал ожидания, где можно переночевать. На станциях Сейда и Халмер-Ю залы ожидания небольшие. На ст.110км вокзала нет.

3. График движения.

Дата/
День пути
Участок маршрута км/
час
Характер пути Погода Ночлег
23.03
1
ст.Елецкая - р.Воргашор 6
2
долина ручья, легкое тропление ясно, ветра нет.
-5/0
палатка сн.стенка
24.03
2
р.Воргашор - р.Харута 245.5
Пологие водоразделы, наст, легкое тропление снегопад, начало пурги, вечером пурга.
+1/-15/-20
-"-
25.03
3
Восхождение на зап.плечо г.Пайер (рад.выход) 35
8
Наст, камни, снежные склоны ясно. ветра нет.
-10/-23
-"-
26.03
4
р.Харута - пер. Хара-Матолоу -р.Хара-Матолоу 24
6
подъём на пер.- наст, спуск - пологие снежные склоны, долина - наледи. легкое тропление ясно, ветер слабый.
-14/-5/-20
-"-
27.03
5
р.Хара-Матолоу -устье р.Макар-Рузь 28
7
Долина реки, тайга, глубокий снег, тропление ясно, ветра нет.
-10/-15
-"-
28.03
6
р.Макар-Рузь 26
6
долина реки, наст, наледи ясно, ветер, вечером сильный.
-15/-20
балок
29.03
7
пер.Собский -пос.Полярный (110 км) 26
5.5
пологие склоны, наст утром ветер, днем ясно, тихо дом
30.03
8
р.Б.Пайпудына -пос.Мраморный 27
5.5
долина реки, тракторный след пасмурно, слабый ветер балок
31.03
9
р.Пайпудына - пер.Усинский - Р.Б.Уса 24
6
долина реки, легкое тропление ясно.
-20/-12
палатка сн.стенка
1.04
10
Р.Б.Уса (дневка) - - сильный снегопад, пурга.
-5/-10
-"-
2.04
11
р.Б.Уса - пер.ИГАН - оз.Б.Хадата 25
7
долина реки, тропление, участки наста, снежные склоны ветер, ясно.
-20/-15
дом
3.04
12
оз.Б.Хадата _ _ сильный ветер, пурга.
-15/-15
дом
4.04
13
Пер.Обручева - оз.Чанты 25
6.5
горная долина, наст, легкое тропление встречный ветер, затем тихо, пасмурно.
-10/-12
палатка сн.стенка
5.04
14
Оз.Чанты - р.М.Уса - тундра 23
5.5
легкое тропление, тундра, азимут 285° пасмурно, слабый ветер, начало пурги.
-5/-10
-"-
6.04
15
тундра - - Пурга.
-5/-3
-"-
7.04
16
тундра - ст.Хальмер-Ю 30
5
Тундра, азимут 285°, наст, легкое тропление слабый ветер.
-5/-20
-"-

4. Техническое описание прохождения группой маршрута.

День 1. Ст.Елецкая - руч.Ворга-Шор.

ЕлецкаяНа станцию Елецкая поезд Сейда - Лабытнанги прибывает во второй половине дня. Возможна ночевка на станции. В поселке есть магазин и почта. Со станции, на юге, хорошо виден (в ясную погоду) Пайерский массив и перевал Хара-Матолоу соответственно самое высокое и самое низкое место хребта. За станцией - река Елец, на ее берегах высокий кустарник, есть дрова. Напротив - устье ручья Ворга-шор. Прошли по его долине 4 км (наст, местами легкое тропление) и встали в кустах на ночлег. Дрова в избытке.

День 2. руч.Ворга-Шор - р-Харутта.

Двигались по руслу ручья 5 км, затем вышли на правый борт долины и по распадку стали пересекать водораздел на ЮВ. Плотный наст, местами камни. Вокруг - волнистая тундра. Ветер усиливается, дымка, видимость 2-5 км. Через 4 км вышли к слиянию двух истоков руч.Бадья-Вож. На берегах узкой полосой кустарник. Устроили привал, костер.
По правому истоку поднялись на невысокий перевал увала Качамыльк (раст. 9 км). На перевале началась настоящая пурга, видимость 0,5 км. Ветер южный, встречный. Вынуждены были свернуть на восток и через 4 км встали на ночевку у одинокой лиственницы. Пурга стихла ночью.

День 3. Западное плечо г.Пайер (рад-выход).

ПайерУтром ясная погода, мороз. С удивлением обнаружили, что находимся в центре широкой и плоской долины Харуты, напротив перевала Хара-Матолоу. До Пайера казалось недалеко. Вышли всей группой в радиальный выход на вершину. Двигались по наклонному плато вдоль склона хребта, пересекая невысокие увалы и русла истоков Харуты. Наст, участки каменных полей, присыпанных снегом.
Через 10 км вышли к руслу Лев.Харуты и по нему вошли в горную долину - много снега, тропление. По ней поднялись в северный цирк вершины и, сняв лыжи, вышли на седловину СЗ гребня вершины (снежный склон до 40°, 200м, возможен карниз). Высота седловины 850 м. По гребню, имеющему вид плато, поднялись на западную вершину. Высота 1200м. Гребень покрыт рыхлым снегом, участки наста. От западной вершины начинается скальный узкий гребень до главной вершины (1-5 км). Время 15-00, до лагеря 17 км, решаем повернуть назад. Возвратились по своим следам.

Денъ 4. пер.Хара-Матолоу.

долина Хара-Матолоупер.Хара-МатолоуУтром двинулись в сторону перевала Хара-Матолоу. Через 5 км вошли в горы, через 5 км подошли под перевал. Путь идет по пологой долине, наст. Перевальный взлет короткий и крутой. Высота 150м крутизна до 30 градусов. В 100м южнее низшей точки, гребень пересекает тракторная дорога - установлен металлический столб. За перевалом обширная котловина. Пересекли ее и пошли по неширокому руслу реки. В 3 км от перевала - расширение долины, слияние истоков, наледи. Через 3 км река входит в каньон длинной 500м. Здесь красивые наледи, местами мокрые. Далее шли все время по руслу. В 2 км выше устья первого левого притока - огромная мокрая наледь. На стрелке встали на ночлег, здесь начало кустарника.

День 5. р.Хара-Матолоу.

долина Хара-МатолоуДвинулись по руслу реки Хара-Матолоу. Через 4 км, от слияния со вторым левым притоком, начался лиственничный лес. Долина расширяется. Еще через 7 км на левом берегу стоит полуразрушенная баня. От нее лес смешанный - появляются береза и ель. Через 3 км от бани река входит в ущелье с крутыми осыпными склонами, длинной 1 км. В 3 км ниже ущелья - слияние Большой и Малой Хара-Матолоу. Долина поворачивает на восток, берега резко понижаются - горы кончились. Тайга густая еловая. Русло в скальных берегах петляет среди холмов. Идём по руслу - снег глубокий, тяжелое тропление. В устье р.Макар-Рузь (открытое место, на севере виден массив г.Черная) встали на ночлег.

День 6. р.Макар-Рузь.

Характер пути вверх по р.Макар-Рузь не меняется в течение 6 км. Выше устья ручья Покойник-Шор лес резко кончается - впереди широкая голая равнина, за ней высокие крутые горы. На реке огромная мокрая наледь. Идем по руслу. В последнем островке лиственничного леса (левый берег, под склоном г.Черная) устраиваем привал. Дальше - голая долина. К вечеру усиливается встречный ветер - Идем по долине - плотный наст. Под горой Макар-Рузъ обнаружили балок в хорошей сохранности с печкой и углем. В нём остановились на ночлег.

День 7. пер.Собский - пос-Полярный.

пос.ПолярныйНа Собском перевалеУтром встречный ветер не стих, но решили идти на Собский перевал. Подъём пологий, плотный наст. Перевал - широкое, платообразное понижение. Вокруг высокие хребты, кары. После 7 км спуска по истокам Соби вышли из гор, ветер стих. Впереди широкое плато долины Соби, за ней далекие массивы гор. По азимуту пересекаем плато в направлении пос.Полярный (11 км). В поселке имеются, почта, магазины, удалось организовать ночлег в доме.

День 8. р.Пайпудына - пос.Мраморный.

От поселка, вверх по долине Пайпудыны, до рудника Мраморный (27км) идет тракторная дорога. Пытались договориться с вездеходом, но после 2-х часового ожидания вышли на лыжах. Дорога идет по правому берегу. Долина широкая, редкий лес. По дороге встречаются балки, буровые. Рудник Мраморный - скопление складов, жилых и нежилых балков, техники. Есть сторожа. Ночевали в тепле.

День 9. р.Пайпудына - пер.Усинский - р.Б.Уса.

водораздел Пайпудына - УсаВыше рудника дороги нет. Двигались по широкой безлесной долине. В 12 км от рудника, у слияния истоков, заросли кустарника, дрова. На севере хорошо видно широкое понижение Усинского перевала. До него 8 км по холмистому плато. Идём по азимуту на отрог г.Пайпудыны и вдоль него незаметно переваливаем в долину р.Бол-Уса. Снега становится заметно больше - тропление. В русле реки встаем на ночевку.

День 10. Дневка.

Ночью начался сильный снегопад с ветром, сыро. Решено устроить день отдыха и переждать непогоду. Снег шел весь день. Выпало 80 см.

День 11 р.Б.Уса - пер.ИГАН - оз.Б.Хадата.

пер.ИГАНУтром ясно, мороз с ветром. Выходим в верховья Б.Усы. Через 1 час ветер стих, погода отличная, снег прибило. Идем по руслу реки - легкое тропление. В верховьях реки вправо по ходу видно правильную седловину перевала на р.Гэна-Хадата, мы идем на север - вдоль хребта Изъя-Хой с подъёмом на плато к перевалу ИГАН. Подъём крутизной до 30 градусов, 150м, дальше - пологий длиной 3 км. С перевала открывается широкая панорама гор Полярного Урала и вид на цирки вершины Хар-Наурды-Кеу. Спуск с перевала не просматривается. Спуск начали на западном краю широкой седловины перевала, где проходит летний путь подъема. Спуск шел по снежному склону крутизной 10-20°, на скально-осыпной отрог, затем по отрогу. Ключевой участок - спуск с отрога на дно цирка - крутой снежный склон (до 45°, Н=250м). Более простой путь спуска - с восточного края седловины. Далее по дну ущелья быстро скатились в долину р.Хадата, пересекли её и вышли к домикам строящейся турбазы "Хадата". Ночевали в домике сторожа. Турбаза рассчитана на прием валютных туристов, с остановкой могут возникнуть сложности.

День 12. оз.Б.Хадата.

В этот день планировали радиальный выход на вершину Хар-Наурды-Кеу (1246), но ночью начался ветер, который за день достиг ураганной силы. День отдыха.

День 13. оз.Б.Хадата - пер-Обручева - оз-Чанты.

Хадатаоз.Б.ХадатаУтром ветер стал стихать, и решили выходить в верховья Хадаты. Озеро и долина завалены снегом, плотный наст. Пересекли озеро при встречном ветре. Затем ветер внезапно стих. Впереди видны скальные вершины района ледника Обручева, идем по руслу ручья до ледника. Перевал Обручева - узкая, глубокая седловина, ведущая из цирка ледника на север. Подъём, высотой 50м, выводит в узкую, долину перевала, длинной 1 км. Спуск - некрутой, выводит в долину р.Чанты-Шор и по ней к озеру Чанты (8 км от перевала). На берегу озера встали на ночевку.

День 14. оз.Чанты - р.М.Уса - тундра.

Утром пересекли небольшое озеро Чанты по льду (1,5 км) и через пологий водораздел вышли в долину ручья - притока М.Усы. Еще через 6 км движения по широкой долине горы внезапно кончились - впереди лежала тундра. Весь день дул умеренный ветер, видимостъ 5 км, дымка. С места выхода из гор был высчитан азимут движения на ст.Хальмер-Ю - 285°, и далее мы шли всё время по нему. Через 6 км спуска по пологим склонам предгорного плато вышли к руслу реки М.Уса (вдоль него заросли кустарника, дрова) и пересекли его. За Усой начинается "классическая" тундра. Прошли около 8км, когда ветер стал резко усиливаться - начиналась пурга. Срочно поставили лагерь и остановились на ночлег.

День 15. День Дневка.

Отсидка продолжалась весь день.

День 16. Тундра - ст.Хальмер-Ю.

на подходе к Хальмер-ЮХальмер-ЮУтром ветер практически стих. За сутки намело сугробы, но стенка была цела. Двигались по азимуту 285°. Ориентиров нет совершенно. Местность слабохолмистая, русла ручьев. Снег уплотненный, местами настовая корка. Через час движения, точно по курсу увидели шлейф дыма, ещё через час - кончик трубы. Пройдя со стоянки 20 км вышли на борт долины р.Халмер-Ю и увидели шахту и поселок (труба была от котельной шахты). До станции прошли еще 10 км, из них 2км проехали на рейсовом автобусе, курсирующем между поселком и шахтой. На шахте есть столовая, баня, магазин. В поселке - магазин и почта. На станции ничего нет, ее полуразвалившееся здание стоит в 1,5 км от поселка. Ночевали на станции. Поезда перед нашим приходом не ходили 4 дня, замело пути, но утром пришел снегоочиститель, и мы выехали в Воркуту.

5. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

5.1. Географическое положение и туристские особенности района.

Полярным Урал - одна из наиболее возвышенных частей древних Уральских гор. Гребни хребтов здесь поднимаются до 1100 -1300м над уровнем моря, а отдельные вершины достигают еще большей высоты.
По характеру рельефа и геологическому строению Полярный Урал разделяется на северную и южную резко различающиеся части. Северная часть (от горы Константинов Камень до долины реки Собь) представляет собой сплошную систему коротких хребтов и массивов северного и северо-восточного направления, разделенных продольными и поперечными долинами рек. В рельефе особенно выделяются хребты Оче-Нырд, Большой и Малый Пайпудынский, Ханымейский, Борзова, Енганэ-Пэ и др. Относительные высоты этих хребтов над долинами рек достигают 800 - 1000м, а ширина долин 3-4 км (долины рек Пайпудына, Ния-Ю, Щучьей).
Ширина горной области резко увеличивается к югу (от 5-7 км у Константинова Камня до 125 км в районе хребта Енганэ-Пэ). Западный склон Полярного Урала более крутой, чем восточный. Почти на всем протяжении он резко обрывается к предгорным понижениям, по которым текут многоводные реки Уса и Кара. Восточный склон спускается постепенно к Западно-Сибирской низменности, заканчиваясь широкой полосой предгорных увалов. Западная часть горной области расчленена реками и ручьями значительно сильнее восточной.
Характерная особенность северной части Полярного Урала -исключительно глубокое расчленение хребтов и массивов сквозными поперечными долинами и незначительная высота перевалов. Абсолютные высоты большинства перевалов через главный водораздел отделяющий Европу от Азии, не превышают З00 и над уровнем моря. В то же время относительные высоты хребтов 6лиз перевалов достигают 1000м. Особенно низкие перевалы ( от 200 до 300 и над уровнен моря) расположены между истоками реки Исзья-ШорС (правый приток Б.Усы) и озером Малое Хадата-Юган-Лор, между верховьями М.Кары и озером М.Щучьим между верховьями Б.Кары и озером Б.Щучьим и между истоками М.Усы( оз.Усьва-Ты) и верховьями М.Щучьей.
Южная часть Полярного Урала (от долины реки Собь до истоков Хулги) значительно уже северной (до 25-30 км). Водораздельный хребет простирается в юго-западном направлении более чем на 200км. Поперечными долинами хребет разделен на отдельные массивы (Рай-Из, Пай-Ер, Войкар-Сыньинский) с абсолютными высотами 1000-1200м и лишь вершины поднимаются выше 1400м над уровнен моря (Пай-Ер - 1499м, Лемва-Из 1473м).
Склоны хребта круто спускаются к предгорным понижениям, которые отделяют от подножия гор предгорные гряды с абсолютными высотами до 350-400м (Малый Урал).
Южная часть Полярного Урала носит характер плато, сильно расчлененного глубокими ущельями, долинами рек и карами, заполненными небольшими ледниками. Глубина расчленения достигает 600-800м. По сравнению с северной частью Полярного Урала перевалы здесь расположены на значительно большей высоте (330-500 н над уровнем моря), подъём на них более крут и высок (до З00м на протяжении 10-15 км).

5.2. Климат

Климат Полярного Урала суровый, резко континентальный; холодная дождливая осень быстро сменяется зимой, а короткая прохладная весна - летом. Обычно уже в начале сентября вершины хребтов одеваются снежным покрывалом, и только в июне в горах начинает сходить снег.
Зима с обильными снегопадами, сильными метелями и буранами, продолжительная и очень морозная. В декабре-феврале на предгорных равнинах температура опускается иногда до -50-54 градусов. В горах - на наиболее возвышенных плато хребтах и массивах зима примерно на месяц длиннее, чем на равнинах, она продолжается здесь 8-9 месяцев, но морозы слабее, чем на равнинах, и редко достигают -45 градусов.
Осадков на Полярном Урале выпадает много: в горах от 800 до 1200см в год, причем на западном склоне в 2-3 раза больше, чем на восточном. На равнинах количество осадков снижается до 400-600 мм. из которых примерно половина выпадает зимой, а остальная часть весной, летом и осенью. Средняя годовая температура воздуха в различных районах Полярного Урала изменяется от -5 до -8 градусов. Самый холодный месяц - февраль. Средняя температура февраля в горах и на равнине около 19 градусов мороза. Почти также холодно в декабре, январе и марте. Средняя температура этих месяцев нигде не выше -16 . Значительно теплее становится лишь в апреле (от -8-9 на равнине до -10-12 в горах). В мае на равнине начинает таять снег, вскрываются реки, но ночью еще мороз и средняя месячная температура воздуха еще отрицательная ( -2 на равнине, до -5 в горах). Зимние дни на Полярном Урале очень коротки. Во второй половине декабря к северу от Полярного круга - полярная ночь.
С октября до мая на Полярном Урале дуют в основном западные, северо-западные, юго-западные и северные ветры. Ветров восточной четверти горизонта зимой почти не бывает. Наибольшей средней скоростью обладают северо-западные ветры (12 м/с), наименьшей - юго-западные (8 м/с). По имеющимся данным, зимой в различных районах горной области бывает от 56 до 118 дней с бурным ветром, дующим со скоростью более 15 км/ч. Наиболее часты сильные ветры на горных плато в районе ледника ИГАН и на массиве Рай-Из. На равнинах число дней с бурным ветром в 2-3 раза меньше, чем в горах.
По количеству метелей горная область Полярного Урала занимает одно из первых мест в нашей стране и сравнительно немногим уступает побережью Антарктиды в районе Мирного. Ежегодно в северной части Полярного Урала бывает в среднем 165 дней с метелью, в южной - 137. Особенно иного метелей с ноября по март. Ежемесячно в этот период в различных горных районах бывает в среднем от 14 до 24 дней с метелью. В некоторые годы в северной части Полярного Урала в феврале или в марте метет почти ежедневно ( до 26 дней с метелью), но в эти дни обычно тоже можно идти- На равнинах метелей в 2-3 раза меньше, они менее продолжительны и ветер не достигает такой большой скорости, как в горах.

6. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Пройден интересный маршрут V категории сложности. В отличие от эталонных, маршрут охватывает сразу два района Полярного Урала (южный и северный), что мы считаем его преимуществом. Группа впервые совершала поход в "безлесном" районе и такое построение являлось логичным. Для подстраховки бралась печка и была возможность ее использования. Дрова и сухие кусты можно при знании, найти практически на каждой стоянке, но проще и удобнее оказалось без нее. Большую роль в удачном прохождении маршрута сыграли хороший моральный климат (все участники неоднократно были в совместных походах); достаточный опыт (все имели как минимум опыт 4 к.с. лыжной и горной); хорошая физическая подготовка; благоприятные погодные условия, состояние снега и, как правило, попутный ветер. Это позволило пройти заявленный маршрут в 330 км за 12 ходовых дней при средней скорости 4,5 км/час. На опыте этого похода мы можем порекомендовать:
1. Использовать данную нитку маршрута за базовую.
2. Полностью отказаться от печки (в марте - апреле - мае).
3. Отлично зарекомендовавшие себя двойные спальные мешки (из двух тонких летних).
4. Котлы самоварного типа на примусы (количество примусов не менее 3-х).


 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную