на главную
На главную
 походы отчёты документы  в народ
Admin
 

Через утес Степана Разина

ОТЧЁТ

о велосипедном туристском походе первой категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям,
совершённом группой туристов г.Саратова в период с 27.04.08 по 02.05.08

Маршрутная книжка № 9Л - 2008
Руководитель группы Милькин А.С.
413113, Энгельс, ул. М.Расковой 3, кв. 82.
тел. 8 (845 3) 720 592, e-mail: rus_kraft@rambler.ru

Оглавление

  1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
    • 3.1. Варианты подъезда и отъезда.
    • 3.2. Расположение пограничных зон, заповедников, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений.
  4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  5. Изменения маршрута и их причины.
  6. График движения.
  7. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  8. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
  9. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
  10. Дополнительные сведения о походе.
    • 10.1. Питание.
  11. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
  12. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Саратовский клуб туристов. Саратов, ул. Мичурина, 69, турклуб.
e-mail: saratov-tur@narod.ru
http://saratov-tur.narod.ru/

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Поход проводился в пределах Российской Федерации. В административном плане: в Саратовской и Волгоградской областях. В географическом районе - Приволжская возвышенность.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

вело

первая

308,3 км

6дней

27.04.08 - 2.05.08

1.4. Подробная нитка маршрута.

ст.Россоша - с.Белогорское - ут.Степана Разина - с.Щербатовка - с.Верх.Куланинка - с. Верх.Добринка - с.Дубовка - с.Терновка - с.Верх.Липовка - г.Камышин - г.Николаевск - с.Очкуровка - пос.Быково - с.Молодежный - с.Новоникольское - г.Волжский - г.Волгоград

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Категория сложности маршрута определялась километражём и пересечённостью местности, а также протяженностью грунтовых участков маршрута, прохождение локаль-ных препятствий не предусматривалось.

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

N

Ф.И.О.

Г.Р.

Тур.опыт

Обязанности

Адрес

Фото
1 Вальтер
Михаил Юрьевич
1985 II -УГ, З.Кавказ Хронометрист Саратов
2 Ватрушкин
Дмитрий Александрович
1987 II -УГ, З.Кавказ Пом. механика Саратов
3 Кабанова
Ирина Владимировна
1976 I-У Пензенская обл. Завхоз Саратов
4 Каричева
Людмила Геннадьевна
1968 III-У Ц.Кавказ,
II-У Кольский
Медик Энгельс
5 Машников Александр Николаевич 1963 VI-Р Ямал,
V-Р Кодар,
V-Р В.Саян
Механик Саратов
6 Милькин
Александр Сергеевич
1987 II -У Г, З.Кавказ Руководитель rus_kraft@rambler.ru Энгельс
7 Мозжилин Александр Владимирович 1989 ПВД Механик  
8 Юлаев
Александр Николаевич
1985 VI-УЛ Ямал,
IV-УГ, Ц.Кавказ
ЗИП, фотограф uan85@yandex.ru Саратов

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Саратовский областной клуб туристов (Саратов, ул. Мичурина, 69), 2й экземпляр у руководителя группы (Энгельс, М.Расковой 3, кв. 82, т.89271145106, e-mail: rus_kraft@rambler.ru).

1.9. Поход рассмотрен Саратовской областной МКК (шифр МКК 164-00-545520200).

2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.

Общая идея похода заключалась в посещении памятника природы - утеса Степана Разина, а также с более подробным ознакомлением с районом. Существует много исторических описаний утеса, которые можно найти как в краеведческой, так и спортивной ли-тературе. Ранее не было представлено отчетов о спортивных велопоходах в этом районе. Но имеются подробные описание посещения этих мест спортивными группами пешком. Для всех участников этот район оказался новым. Динамика маршрута заключается в разнообразии рельефа и способах прохождения некоторых его участков. Часть маршрута планировалось преодолеть пешком и в завершении похода посетить мемориальный комплекс "Мамаев курган" в г.Волгограде.
Кроме того, почти все участники столкнулись с велосипедным туризмом впервые. Дешевые подъезды, разнообразие в дорожном покрытие и рельефе местности, а также отсутствие сложных технических участков делают район благоприятным для совершения путешествия первой категории сложности.

3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

3.1. Варианты подъезда и отъезда.

В качестве стартовой точки маршрута была выбрана станция Россоша. Подъезд осуществлялся на электропоезде с ж/д вокзала г.Саратова. Отправление электрички "ст.Сенная - ст.Россоша" в 17:50, стоимость проезда 112руб. + 35руб. за велосипеды(если велосипед находится в упакованном виде, то оплата за него не взимается), но на данном участке следования контроллеры не спросили у нас билеты на велосипеды. Также возможен подъезд и на проходящем поезде.
Для переправы с правого берега р.Волга на левый можно воспользоваться речным транспортом. В г.Камышине с интервалом в полтора часа ходит теплоход ОМ, на нем можно перевозить велосипеды. Цена билета - 42руб. + 10руб за багаж и велосипед. Время в пути - около часа.
Отъезд осуществлялся с ж/д вокзала г.Волгограда. Отправление электропоезда Волгоград - "Петров Вал" в 7:30 утра (цена билета - 149руб. + 46руб. за провоз велосипедов), без билетов на велосипед в электропоезд не пускают. Далее на электропоезде до Са-ратова(цена 162руб. + 37руб. за велосипеды). В 7:40 также идет прямой скоростной элек-тропоезд до г.Саратова (цена 3 класса - 305руб.), но в нем не предусмотрен провоз багажа, так что вариант с велосипедами исключается. Но есть возможность уехать на проходящих поездах, цена при этом порядка 500-600руб., и велосипеды должны быть упакованы в со-ответствии с правилами провоза багажа (т.е. в чехлах и разобранном виде). Есть еще один вариант - это отъезд на автобусе, цена около 400р., но также проблематично провозить велосипеды.

3.2. Расположение пограничных зон, заповедников, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений.

Весь район проходит невдалеке от федеральных трасс и не представляет собой зону ограниченного доступа.

4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

В крупных населённых пунктах имеются медучреждения. Почти на всех участках пути доступна мобильная связь. С любой точки маршрута возможен выход в ближайший населённый пункт или на федеральную трассу.

5. Изменения маршрута и их причины.

Маршрут пройден полностью, без изменений и использования аварийных вариантов.

6. График движения.

Дата / день пути Участок пути км   Характер пути    Метеоусловия   Примечание 
28.04.08
2
с.Первомайское трасса - с.Белогорское - берег р.Волга утес Степана Разина - овр. Тюрьма - балка Даниловкий овраг(33,6км, из них асфальт 10км, грунт 23,6км ) 36,6 Грунтовые дороги, каменистый берег, полевая заросшая тропа, асфальтовая дорога тепло, солнечно 33,6км, из них асфальт 10км, грунт 23,6км посещение ут.Ст.Разина, овраг Тюрьма
29.04.08
3
Балка Даниловский овраг - с.Воднобуерачное - с.Щербатовка -Верхн.Куланинка - с.Верхн.Добринка - с.Нагорное - с.Дубовка - с.Верхн.Липовка - г.Камышин - г.Николаевск 74,2 Асфальтовая дорога, грунтовая дорога, переправа на пароме через р.Волга у г.Камышина тепло, солнечно 74,2 км, из них грунт - 13,4 км, асфальт - 60,8 км
30.04.08
4
г.Николаевск - с.Очкуровка - трасса Самара-Энгельс-Волгоград(Р226) - с.Солодушкино - пос.Быково - с.Молодежный - канал у с.Новоникольское 108 Грунтовая дорога, асфальтовая дорога прохладно, пасмурно, ветрено 108км, из них грунт 4км, асфальт 104км
01.05.05
5
с.Новоникольское - г.Волжский - г.Волгоград 84,2 Асфальтовая дорога. тепло, облачно 84,2км, асфальт 84,2км; посещение Мамаевого кургана
02.05.08
6
г.Волгоград(Мамаев курган - ж/д вокзал) 5,3 Асфальтовая дорога прохладно, пасмурно, дождь 5,3км, асфальт 5,3км
ИТОГО   308,4      

7. Техническое описание прохождения группой маршрута.

День первый 27.04.08
ст.Россоша - озеро у с.Первомайское (3км, из них грунт 3км)

В 21:00 вышли из электрички на ст.Россоша. Используя налобные фонарики и двигаясь плотной группой, продвигамся через с.Первомайское на восток. Примерно в километре от села находится озеро и ручей. Не доезжая до озера, ищем удобное место для ночёвки и встаем. В овраге можно организовать костер, рядом ручей с проточной водой, много дров. Место также плохо просматривается из населенного пункта. У озера есть места для стоянки, но оно часто посещается местными жителями, даже в 22:00 там были видны машины, и слышалась играющая музыка.

День второй 28.04.08
с.Первомайское - трасса (Самара-Саратов-Волгоград) Р228 - с.Белогорское - берег р.Волга утес Степана Разина - овр. Тюрьма - балка Даниловкий овраг(33,6км, из них асфальт 10км, грунт 23,6км)

Спуск к ВолгеДежурные встали в 6:00, в 7:00 общий подъем. Собравшись и проверив велосипеды, в 8:20 выходим. Возвращаемся немного назад к с.Первомайское и продолжаем движение на юго-восток по хорошей асфальтовой дороге, машин мало, дорога широкая. До пересечения с федеральной трассой Р228 примерно 8км. Пересекаем ее и продолжаем движение по полевой грунтовой дороге, которая идет параллельно трассе на юг. Через 9-10км на пересечении с дорогой, с твердым покрытием из щебня, поворачиваем налево, эта дорога, через 3км, заканчиваясь захватывающим спуском, приводит к с.Белогорское, которое расположено у р.Волга. Дорога с достаточно сложным рельефом - затяжные подъемы и скоростные спуски встречались несколько раз. Нашли единственный в селе магазин, за продавщицей пришлось идти к ней домой, дорогу узнали у местных старожилов (две старушки сидели на лавочке возле магазина). Выяснилось, что хлеб в это село привозят 2 раза в неделю. Отъехав от села на 400м, спустились по меловому оврагу к воде и устроили обед. Заодно и искупались, вода +9°С и бодрит.
К утёсу Пообедав, в 14:00 выходим и двигаемся вдоль берега Волги. Вид очень похож на море. На протяжении всего участка над головами нависают высоченные, до 40м, утесы. Снизу все очень похожи друг на друга, поэтому долго гадали, какой же из утесов принадлежал Стеньке Разину. Доходим до последнего оврага, рядом с которым в воде находится старая деревянная лодка. В описаниях фигурирует название оврага - Тюрьма, по легенде, разбойники держали своих узников в темницах, высеченных в его склонах и никто не мог из него выбраться. Овраг действительно крутой, но по правому склону проходит хорошо утоптанная тропа, по ней мы и выбираемся из оврага-темницы. Сверху открывается захватывающий вид на реку Волга. Сразу же замечаем один утес, отличающийся от других, и решаем, что это и есть утес Степана Разина. С другой стороны оврага возвышается Дурман гора(186,2м). Здесь же устраиваем перекус куличом, припасенным после Великого праздника Пасхи. На вершине оврага виднеются места от костровища и куча мусора, оставленная, видимо, после многочисленных пикников. Время 16:00. На юго-запад ведет хорошая грунтовая дорога, по ней и решаем двигаться. Через километр она упирается еще в одну грунтовку, направо - с.Белогорское, а нам налево. Грунтовка поросшая травой, с двумя колеями, изрытыми кротами, судя по-всему, ей давно не пользовались. Дорога весьма крутая, поэтому приходится идти пешком. Через 2 км упираемся в еще одну развилку, едем налево. В месте, где один из крайних отрогов оврага Тюрьма подходит к дороге, сворачиваем направо, на юг, и, пройдя еще порядка нескольких километров, оврагами спускаемся на дно балки Даниловский овраг. Упираемся в ручей и заросшие сады. Попродиравшись через заросли кустов и деревьев, попадаем на заросшую колею по которой двигаемся параллельно ручью и еще через метров 500 в него упирается. Ищем место для ночевки, рядом с дорогой виднеются следы от деревянного загона, когда-то здесь была кабанья ферма. Есть дрова, вода, ровное место для палаток и костровище. О чем еще мечтать после трудового дня. Время 19:00, встаем на ночевку. 33,6км позади, что укладывается в наш план.

День третий 29.04.08
Балка Даниловский овраг - с.Воднобуерачное - с.Щербатовка -Верхн.Куланинка - с.Верхн.Добринка - с.Нагорное - с.Дубовка - с.Верхн.Липовка - г.Камышин - г.Николаевск(74,2 км, из них грунт - 13,4 км, асфальт - 60,8 км)

Утро оказалось достаточно холодным, хотя и солнечным, палатки покрылись инеем. За завтраком дежурные рассказали, что видели стадо кабанов, мы встали недалеко от водопоя, во время утреннего моциона обнаружили следы у ручья. Во время сборов обнаружили прокол колеса, но его быстро устранили, из-за этого немного задержались с выходом.
В 8:15 вышли и продолжили наш путь по дороге вверх, на юг, сначала пешком. Наверху развилка, нам нужна дорога прямо (на юго-запад), двигаемся вдоль посадок и выезжаем на накатанную сельскохозяйственной техникой грунтовку, широкую и ровную. Через несколько километров уже видно село, это и есть Воднобуерачное, поворачиваем с дороги налево. Ехали меньше часа. Въезжаем в село и через некоторое время поворачиваем на центральную улицу (на юг), которая приводит нас к магазину, где под руководством бдительного завхоза совершаются необходимые покупки.
От магазина по той же улице движемся прямо, никуда не сворачивая и, когда заканчиваются жилые дома, выезжаем на ровную асфальтовую дорогу, по которой движемся в сторону с.Щербатовка. Местность очень живописная - сосны, ели, поля изумрудно-зеленого цвета, небольшие села - и все время - спуск-подъем, ровных отрезков почти нет. Между Щербатовкой и Верхн.Куланинкой, на вершине очередного подъема, устраиваем перекус колбасой, купленной в Воднобуерачном.
Проехав с.Верхн.Добринка обнаруживаем очередной прокол, и все у Александра Мозжилина, вот невезуха. Время близится к полудню, поэтому часть группы едет вперед, искать воду и организовывать обед, двое остаются устранять прокол. Через 30мин нас догоняют отстающие, и, не найдя воды в канале, решаем встать у с.Нагорное. У одного из крайних домов замечаем колодец и встаем на обед в роще, в 150м от колодца. Позади 37км. Пока готовится обед, Александр Машников с одним из механиков занимаются ремонтом велосипеда, не выдержали спицы. Пришлось сходить в село, т.к. нужно было сточить спицы, которые оказались слишком длинными и могли пропороть камеру, напильника или надфиля с собой не оказалось.
Погрузка на паромТем не менее, в 14:40 отправляемся в путь, опять на юг. На небе появилось палящее солнце. Едем до Камышина, опять подъемы-тягуны и скоростные спуски, на одном из которых ставим рекорд скорости - 62км/ч. Но мало машин и довольно широкая дорога. Въезжаем в Камышин и спрашиваем дорогу до Речного вокзала. Никто внятно не может объяснить дорогу, но один дедушка на потрепанной ШЕСТЕРКЕ любезно согласился проводить нас до пристани. На часах 17:20. Так что выиграли время до отправления, успеем докупить продукты. Вскоре к нам подъехал студенческий товарищ Александра Машникова, увиделись спустя 20лет, сделали фото на память. К общей радости он сделал нам небольшой СЮРПРИЗ из продуктов. В 18:00, на последнем ОМике отправляемся в г.Николаевск. Билет обошелся в 42руб. за билет + 10руб. за велосипеды и багаж. В 18:50 прибыли на левый берег Волги, правый же провожал нас красивым закатом.
От пристани крутим на юг, вдоль Волги и упираемся в нефтехранилище "Лукойл", объехав его, в 19:40 встаем в овраге, недалеко от берега, между заброшенным заводиком и с.Очкуровка. Волга неглубокая, берег глинистый, но воду набрали, есть дрова. День закончился праздничным ужином, в СЮРПРИЗЕ оказалась курица-гриль и пиво. Позади 74,2км.

День четвертый 30.04.08
г.Николаевск - с.Очкуровка - трасса Самара-Энгельс-Волгоград (Р226) - с.Солодушкино - пос.Быково - с.Молодежный - ка-нал у с.Новоникольское (108км, из них грунт 4км, асфальт 104км)

Утро оказалось облачным, дежурные встали в 6:00, в Волгу лезть не захотелось, поэтому взяли бутылки и съездили в Николаевск (500м), у одного из крайних домов набрали воды в колонке.
В 8:10 выехали в восточном направлении обратно к Николаевску, через 500м попали на асфальтовую дорогу, которая через километр повернула на юго-запад. Вскоре отремонтированный участок дороги закончился и начался разбитый асфальт, вдоль которого шла ровная грунтовка, движение можно продолжить по ней. Покрутив 2 км, на повороте к с.Солодушино, упираемся в оросительный канал, поворачиваем на восток. Через километр выезжаем на федеральную трассу Самара - Энгельс - Волгоград и движемся по ней на юг. Трасса Р226Дорога ровная и почти без поворотов, перепады высот не более 25м, сильный боковой (восточный) ветер, облачно. Машин не очень много, но дорога узкая, поэтому, когда обгоняет крупногабаритный транспорт, чувствуется дискомфорт. Через 20 км заезжаем в пос.Быково и пополняем поредевшие запасы продовольствия (11:00). Двигаемся дальше по трассе. 12.50. Останавливаемся на обед, проехав село Молодежное, в посадках за ним и набрав предварительно в селе воды, поскольку никаких речек здесь нет, только редкие оросительные каналы. Проехали 55 км, "ездовое" время - 3 ч. 12 мин.
С обеда выезжаем в 14:30 и продолжаем движение по трассе на юго-запад. Дорога никак не изменилась, разве что ухудшилось качество покрытия, а так один сплошной прямик, без ярко выраженных спусков и подъемов.
В 18.30 останавливаемся, доехав до оросительного канала (ближайший к нашему места обеда), на повороте к с.Новоникольское. Проехав 150м от трассы вдоль канала на запад, останавливаемся в посадках. Воду можно набрать в канале. В итоге сегодня мы проехали 108 км, общее "ездовое" время дня - 6 ч. 10 мин.

День пятый 1.05.08
с.Новоникольское - г.Волжский - г.Волгоград (84,2км, асфальт 84,2км)

ВолжскийВ 7:55 выезжаем, и, возвратившись на трассу, опять двигаемся в южном направлении, сегодня нам нужно попасть в Волжский. В 11:00, проехав порядка 50км въезжаем в г.Волжский. Проехав поворот на ст.Паромная, едем в юго-западном направлении, пока не упремся в Т-образный перекресток и на нем поворачиваем направо, к Волге. Доехав до ж/д переезда, поворачиваем налево, а проехав под эстакадным мостом, на следующем перекрестке поворачиваем направо и едем все время по этой дороге, через Волжскую ГЭС. Переехав через р.Волгу, на въезде в Волгоград, у памятника, переезжаем на другую сторону дороги и по грунтовке спускаемся в парковую зону перед заливом. Время 12:30, по-зади 60км. Там решаем встать на обед. В праздник было много отдыхающих, но мы нашли место у воды. Пришлось побродить по округе в поисках дров. Мамаев курган
В 14:10 выезжаем с обеда, и, вернувшись на асфальтовую дорогу, вкручиваем по городу. Все время двигаемся по центральной улице - Ленина и через 10-15км , в 15:30, подъезжаем к мемориальному комплексу "Мамаев курган". Устроили небольшую экскурсию, всем очень понравилось. В 16:30 продолжаем движение в том же направлении в сторону ж/д вокзала. По пути заехали посмотреть на "дом Павлова" и музей "Панорама". В 17:00 мы на вокзале г.Волгограда. Узнаем расписание электричек и решаем ехать на пригородном электропоезде до Петров Вала в 7:40.
Ночевать решаем на Мамаевом кургане, позади центрального входа. Костер не разжигаем, ужинаем сухим пайком.

День шестой 2.05.08
г.Волгоград (Мамаев курган - ж/д вокзал) (5,3км, асфальт 5,3км)

В 6:00 выезжаем с места ночевки и возвращаемся на вокзал. Там встречаем группу велотуристов из велоклуба "Орион" г.Волгограда, которые отправлялись в велопоход 1к.с. из г.Урюпинска. В 7:40 садимся в электропоезд до Петров Вала и едем. В Петров Вале мы в полдень. Покупаем билеты на электропоезд до Саратова, который отправляется в 13:50, устраиваем перекус перед электричкой и в назначенное время отправляемся в Саратов. В Саратове мы в 18:20, нас встречает дождь.

 

8. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Потенциально опасных участков на маршруте не значится. Следует соблюдать ППД при движении по трассе и городам.

9. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

Одно из популярных волжских стихотворений А. Навроцкого "Утес Степана Разина" стало излюбленной народной песней. Узнав о том, что слагаемый в песне утес находится в Саратовской области, возникает желание узнать о нем побольше.
1838 год - Два художника - братья Григорий и Никанор Чернецовы совершили первое в России так называемое "художественное" путешествие по Волге, как раз в тот год, когда мимо Саратова прошел первый пароход. Они делали многочисленные остановки и выполняли зарисовки. Вот отрывок из описания братьями Чернецовыми:

"…Разин городок, находясь в цепи прибрежных гор, отделен от других оврагами; он представляет правильную каменную скалу, возвышающуюся со стороны Волги отвесною стеною, с берега взойти на нее можно только оврагами, и то с великим трудом. На вершине этой скалы находится площадка Стеньки Разина, приводившего в трепет всех, плававших по Волге на судах. На вершине городка, где площадь соединяется с горною стороною, существуют еще следы земляного укрепления, состоящие в тройном земляном вале. Тут видны разные ямы, вероятно остатки землянок, служивших жилищем разбойников; валяющиеся черепья глиняной и чугунной посуды обозначают еще бывшее жилье. Тут мы нашли серебряную монету, очень поврежденную, и несколько зерен от бус".

Где именно это место, из описания непонятно. Судя по описанию вершины бугра и по рисунку, это может быть бугор, находящийся рядом с Дурман горою.

1839 год - В "Статистическом описании Саратовской губернии", составленной Андреем Леопольдовым, а также в "Историческом очерке Саратовского края", выпущенного в 1848 году, описывается бугор Степана Разина.

"Огромный этот курган, называемый Курганом Стеньки Разина, и известный также у окрестных жителей, неизвестно почему, под названием Раковой горы, нахо-диться ниже Саратова по течению Волги, выше города Камышина в 20 верстах, в цепи приволжских гор. Он стоит отдельно от прочих приволжских холмов, и от русла Волги, возвышается около ста сажень. Основанием ему служит утесистый каменистый берег Волги. К верху постепенно сужается, оканчиваясь впрочем не острою, а плоскою вершиной, несколько покатою к северу; площадь вершины сей в длину около 50, в ширину 30 сажень."

Судя по всему, у Леопольдова описывается совсем другое место - а именно Уракова гора, которая находиться в Камышинском уезде.

1857 год - Тарас Шевченко после длительной ссылки попадает в Астрахань, а оттуда поднимается на пароходе вверх по реке. Вот что он записал 29 августа 1857 года в своем дневнике:

"Берега Волги с каждым годом делаются выше и привлекательнее… Выше Камышина в 60 верстах, на правом берегу… лоцман парохода показал мне бугор Стеньки Рази-на. Это было на рассвете, и я не мог хорошо рассмотреть этой замечательной местно-сти… Мне еще досаднее, что я не мог сделать …очерка с этого весьма прославленного бугра…"

К сожалению, жаль, что Шевченко не сделал подробнее описания.

1861 год - братья Боголюбовы Николай Петрович и Алексей Петрович, в будущем основатели Саратовского художественного музея совершили путешествие по Волге с целью осмотреть облик, быт и нравы волжских городов и сел и сделать зарисовки красивых мест. Долгое плавание по Волге завершилось в Астрахани. В 1962 году появился совместный труд братьев Боголюбовых "Волга от Твери до Астрахани". К тексту были проложены около 40 литографированных иллюстраций, в том числе "Бугор Стеньки Разина".

"...С верстою от Банной, жители показывают обрыв, отделенный от соседних ему обрывистых берегов, широкими промоинами; он венчается плоскостью, на которой по преданию жил Стенька Разин. Говорят, что в нем и теперь еще видна яма, в которой содержались пленные и в ней находятся кости; а жилье Стеньки было обито бархатом".

Судя по указанию местоположения бугра (с верстою от Банной) Боголюбовым местные жители показывали совсем другое место. В этом специфика - все путешествующие много общались с местными жителями, и каждый старался показать то место, которое он знал. Вот только рисунок бугра очень напоминает бугор, который описывают рядом с Дурман-горой.

1884 год - вышел в свет "Иллюстрированный спутник по Волге" С. Монастырского. В нем приводиться иллюстрация бугра Степана Разина из путеводителя Боголюбовых.

"Шихан или бугор имеет вид столбообразного утеса саженей в 60 вышиной, отделяющийся оврагами…"

Наверное, Монастырский привел рисунок и описал место, которое указали местные жители Боголюбовым.

Далее в описании местности встречается упоминание ущелье Стенькина тюрьма. Ниже Камышина описываются еще два бугра - тоже Стенькины. Описывается Уракова гора с точным местоположением. Ничего удивительного - Разин прошел по Волге многие километры и в народных легендах в каждой местности встречается об это напоминание.

Жалко, что нет точных указаний о местоположении утеса, но упоминание о Стенькиной тюрьме позволяет лишь предположить, что возможно бугор описан рядом.

1894 год - известный к тому времени нижегородский фотограф Максим Петрович Дмитриев приступил к новой грандиозной работе. Темой огромной серии стала великая русская река Волга. Он снимал ее через каждые 8 верст от истока до устья, ее исторические и природные достопримечательности, живописные места, населенные пункты. Около 10 лет фотохудожника, немало денежных средств ушло на выполнение этой труднейшей задачи. В итоге появилась знаменитая "Волжская коллекция". По предложению Семенова-Тян-Шанского М. Дмитриев за свои работы был избран действительным членом Географического общества. Его снимки использовались во многих научных трудах.

В коллекции находится фотография "Утес Стеньки Разина". Получается, это первая фотография утеса. По ней трудно сделать вывод, какое место сфотографировано.

1901 год - выходит книга "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" под общим руководством вице-председателя Императорского Русского Географического общества П.П.Семенова-Тян-Шанского. В 6 томе описывается территория нашего края.

"Верстах в 15 от Банновки, немного ниже с. Лаптя, между буераками, выходящими к Волге, возвышается утес, известный под названием кургана или бугра Стеньки Разина, со следами старинного городища на нем."

Приводится стихотворение А. Навроцкого "Есть на Волге утес". Описываются легенды, по-видимому, народные предания, связанные с Разиным и его кладом.

"Бугор Стеньки Разина состоит из пород меловой системы: песка, фосфоритового песчаника, белых мергелей, мела с фосфоритом и зеленого песка. Тотчас за бугром Стеньки Разина горы снова подходят к Волге, и обвалы достигают 100 метров мощности. Саженях в 200 от бугра Стеньки находиться ущелье, прозванное Стенькиной тюрьмой или Дурманом. Здесь будто бы Стенька запирал в подземельях захваченных в плен".

Семеновым-Тян-Шанским приводится описание бугра - находящегося рядом с Дурман горой. Первый раз приводится упоминание о нахождении на утесе городища.

1901-1915 гг. - целую эпоху в издании путеводителей по Волге составила деятель-ность саратовского владельца типографии Петра Силовича Феокритова. С 1901 года почти каждый год он выпускал большие, альбомного формата, путеводители под названием "Спутник по реке Волге и ее притокам Каме и Оке".

В путеводителе даны замечательные фотографии - Дурмановой горы и самого уте-са. Местоположение утеса описывается ниже деревни Лапоть. Впервые высказывается сомнение насчет величественности утеса.

"Утес ничего величественного не представляет из себя и отнюдь не соответст-вует своему громкому названию, на Волге его гораздо правильнее называть не утесом, а бугром. Он мало выделяется из окрестных берегов, только по бокам его идут глубокие овраги. …Недалеко от бугра возвышается громадная и совершенно голая гора Дурман, а рядом с ней глубокое ущелье - Стенькина тюрьма. Это ущелье раньше было окружено непроходимой лесной чащей"

Впервые публикуется интересная, цветная карта, на которой нанесены Дурман гора и бугор Степана Разина.

1902 год - известный саратовский краевед А.Н. Минх выпустил "Историко-географический словарь Саратовской губернии". У Минха указывается 2 бугра Степана Разина. Первый - это Уракова гора в Камышинском уезде. Второй указан рядом с Дурман горой.

Находится "…между селом Лапоть, в 3 верстах от него, и слободой Даниловкой, в 4 верстах выше ее. Расположен между бараками, выходящими в Волгу, полукруглый бу-гор, вышиною от подошвы в 20 сажень (до 400 футов над уровнем Волги); на нем сохранилось городище, состоящее из трех канав, глубиною каждая до 2-х аршин, проведенных от одного барака до другого; по середине канав оставлено непрорытое место. … Оно помещено на высоком месте на берегу р.Волги, близ барака, поросшего лесом и называемого в народе "Тюрьмою". Городище сохранилось в настоящее время не вполне: заметно, что оно раскопано во многих местах искателями кладов… Бугор этот носит в народе название бугра, или кургана Стеньки Разина."

1907 год - Б.В.Зайковский, известный искатель старины, член Саратовской ученой Архивной комиссии был на легендарном бугре. Свои наблюдения и результаты поисков он опубликовал в Трудах ученой Архивной комиссии. Он описывает утес рядом с Дурмановой горой. По его словам это является главной достопримечательностью для туристов, путешествующих по Волге. Б.В. Зайковский после путеводителя Феокритова опять поднимает вопрос: Почему именно этот, ничем не выделяющийся мыс носит столь громкое название? На целый ряд вопросов и сомнений ответ есть только в ссылках на народные предания, так как на самом деле основательных доказательств пребывания Разина на утесе нет. Нет также сведений о проводившихся научных исследованиях и раскопках.

Зайковскому удалось сделать ряд находок во время его экскурсии по территории, прилегающей к городищу. Из предметов, имеющих отношение к эпохе Разина, найдены обломок старинного крестика со славянской надписью "оружие" и сломанная серебряная серьга. Эти предметы найдены в ущелье "Тюрьма" и отнесены к эпохе Разина на том основании, что они очень похожи на такие же, находимые на развалинах Старого Саратова, разоренного Разиным. На самом утесе в развалинах городища были найдены монеты времен Разина и рукоятка настоящего разбойничьего кинжала.

Зайковский высказывает надежду на дальнейшие исследования этого места силами членов Архивной Комиссии. Если посчастливиться найти в окрестностях бугра хотя бы осколок сосуда или оружья с надписью, заключающей в себе имя любого разоренного Разиным царства, - мы тогда могли бы смело сказать: да, здесь некогда был стан Стеньки Разина.

1937 год - Выходит много путеводителей, довольно кратких и условных. Путеводитель по Волге и судоходным рекам Волжского бассейна на навигацию 1937 года.

"За пристанью Нижняя Банновка (правый берег) - утес Степана Разина, со следами старинных укреплений. За утесом - алебастровый завод, недавно построенный. Внешне утес ничем не замечателен, и без указаний его трудно отличить от ряда других утесов, показать его может администрация парохода. Почти рядом с утесом громадная обнаженная гора Дурман или Стенькина тюрьма, куда "добры молодцы" приводили пленных. По народному преданию здесь были непроходимые лесные чащи, пленному некуда бы-ло выбраться, один путь - в Волгу."

Приведена фотография утеса. Она не похожа ни на одно изображение, опубликованное ранее. Откуда она взялась? В 1934 году в ущелье рядом с утесом действительно был построен завод, из чего можно сделать вывод, что в путеводителе описывается место невдалеке от Дурман горы. Где сделана фотография - остается загадкой.

1946 год - В 1930-1940-х годах в Москве работал журналист И.И. Феденко, страст-ный коллекционер материалов по волжскому судоходству. На протяжении двух десятков лет он становится автором многочисленных путеводителей по Волге. В справочнике-путеводителе И.И. Феденко от 1946 года "Москва - Астрахань" издательства Министерства речного флота мы читаем:

"Ниже пристани Нижняя Банновка - утес Степана Разина, отделенный от соседних возвышенностей оврагами, буераками. Утес этот (по местному - шихан) внешне ничем не отличается от других многочисленных утесов и бугров правого берега."

1968-1970 год - на утесе проводятся археологические раскопки силами студентов исторического факультета Саратовского университета под руководством профессора И.В. Синицина и В.А. Фисенко. Было обнаружено три культурных слоя: позднее средневековье, раннего железного века и эпохи средней бронзы.

В краеведческой литературе упоминания про утес довольно часты:

Малинин Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области. Саратов, При-волжское книжное издательство, 1974.

В.И.Игошин, Н.В.Терешкова, А.И.Углов "Туристские маршруты Саратовской области", Саратов, Приволжское книжное издательство, 1983.

Н. Палькин "Город волжской судьбы", Саратов, Приволжское книжное издательст-во, 1990.

"…Чем ближе мы подходили к утесу, тем больше мной овладевало нетерпе-ние…. Между двумя глубокими оврагами, или, точнее, ущельями, утес выступал к Волге отвесной стеной, и подняться тут на него мог разве только опытный альпинист со специальным снаряжением… Когда я наконец взошел на утес с тыла и остановился, чтобы отдышаться, я увидел перед собой ровную площадку, сплошь заросшую высокой травой… Площадка оказалась только на вид ровной… То проваливаясь в заросшие ямы, то выбираясь из них (скорее всего это были остатки археологических раскопок), я не без труда добрался до края утеса и огляделся вокруг. Внизу под утесом плескалась Волга, похожая на море. Налево, в сторону Саратова, река просматривалась километров на сорок… Только тут, на вершине утеса, и можно понять, почему атаман выбрал это место для своей ватаги."

Бугор Степана Разина официально признан геологическим памятником природы Саратовской области.

"Бугор Степана Разина, ниже с.Белогорское на границе с Волгоградской областью - эрозионный останец, ограниченный оврагом Невольничьим и р.Волга. Сложен кварцево-глауконитовыми песками сеноманского яруса (100 млн. лет) и меловыми породами туро-на-сенона (90 млн.лет). Имеет научное, историко-культурное значение."

10. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

10.1. Питание.

Питание по организовывалось по схеме:

завтрак - молочная каша, печенье, конфеты, чай;
обед - суп, хлеб, колбаса, чай, печенье, конфеты.
ужин -каша или рожки с тушёнкой, хлеб, печенье, конфеты.
Во время движения завхозом устраивались перекусы: печенье, конфеты, шоколад.
При необходимости продукты докупались во встречающихся на пути населенных пунктах.

11. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

 Статьи расходов 

 На 1 человека 

 На группу  

Саратов - ст.Россоша 112 896
Камышин - Николаевск 52 416
Волгоград - Петров Вал 195 1560
Петров Вал - Саратов 199 1592
Итого билеты 558 4464
Питание на маршруте 400 3200
ЗИП, аптечка 50 400

Итого

1008 руб.

 8 064 руб.

12. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Маршрут пройден полностью без изменений и использования запасных и аварийных вариантов. В процессе движения группа посетила утес Степана Разина, находящийся на границе Саратовской и Волгоградской областей, а также посмотрела мемориальный комплекс "Мамаев курган" в г.Волгограде. Также группа более полно познакомилась с велосипедным туризмом и теперь имеет необходимый опыт для участия в более сложных походах.
По организации питания можно отметить следующее. Расклад продуктов питания состоит из относительно дешёвых и доступных составляющих и признан участниками как наиболее удачный. Приведённый вариант расклада может быть рекомендован для использования в походах и более высшей категории сложности с незначительной корректировкой.
По окончании путешествия можно отметить, что каждый участник с одной стороны повысил свой индивидуальный уровень общетуристской подготовки, с другой - способствовал организации работы команды, как единого целого.
Пройденная нитка маршрута может быть рекомендована как один из вариантов, совмещающих в себе: посещением памятника природы и исторического места с одной стороны и организации спортивного похода первой категории сложности с другой. Безопасность маршрута по Саратовской и Волгоградской областям, а также простота подъездов в район, могут послужить причинами выбора данного района для проведения походов в рамках детского или семейного туризма.

Оценка сложности  маршрута

Характеристики маршрута: П = 308,4км; t = 6 дней.
Минимальная протяженность: П = 308,4км > Пmin = 250км.
Из них грунтовых дорог: 40км
асфальтовых дорог: 268км
Продолжительность: t = 6 дней = tmin = 6 дней.


 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную