на главную
На главную
 походы отчёты документы  в народ
Admin
 

ФСТ ”Объединение туристов Москвы”
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРКЛУБ

БОЛЬШЕЗЕМЕЛЬСКАЯ ТУНДРА - ВАЙГАЧ

ОТЧЁТ

о лыжном путешествии 6 категории сложности, совершённом в марте-апреле 2013 года
по побережью Карского моря, острову Вайгач, Большеземельской тундре.

Маршрутная книжка № 1/2-601
Руководитель группы Иванов В.М.
тел. 513-68-97(раб)  8919-729-3758(моб) 
e-mail: ivanov_tour@mail.ru

Аннотация.

Побережье Карского моря от Ярынской до посёлка Амдерма зимой совершенно не посещаемо людьми. Вайгач – единственный в Арктике остров, на котором расположены наиболее древние из известных святилищ главных богов ненецкого народа. Вместе с островами архипелага Новая Земля Вайгач занимает пограничное положение между Европой и Азией. С запада он омывается водами Баренцева, а с востока – Карского морей. От материка остров отделен узким проливом Югорский Шар, а от Новой Земли – проливом Карские Ворота. Большеземельская тундра, отроги хребта Пай-Хой редко в зимнее время посещаются туристами.
Часть из участков маршрута ранее не описаны в отчётах о путешествиях, собранных в библиотеках московских туристских клубов и в ТССР. Разработанный маршрут ограничивался бюджетом и временем: он должен был уложиться в 4 рабочие недели и не использовать авиацию, но опираться на вновь построенную ведомственную автодорогу.
Хочется верить, что техническая информация о пройденном маршруте окажется полезной при организации туристских мероприятий в этом районе.

Оглавление

  1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  2. Транспортные возможности района.
  3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  4. Изменения маршрута и их причины.
  5. График движения.
  6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
  8. Дополнительные сведения о походе.
    • Краткий обзор района путешествия.
    • Работа с GPS.
    • Адреса для справок и консультаций.
    • Материальное обеспечение.
  9. Походные расходы.
  10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
  11. Литература.

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Поход организован Московским городским центральным туристским клубом.
Выпускающая организация - Маршрутно-квалификационная комиссия Московского городского центрального турклуба.

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Россия.
Район – побережье Карского, остров Вайгач, хребет Пай-Хой, Большеземельская тундра.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

лыжный

шестая

641 км;
на автомашине от Воркуты до пос. Яры – 220 км

26 дней, в том числе 2 полудневки ; всего на маршруте  185 ходовых часов

с 15 марта по 16 апреля 2013 года

1.4. Подробная нитка маршрута.

пос.Ярынский - побережье Карского моря - пос. Амдерма- пролив Югорский Шар - остров Вайгач - пролив Югорский Шар- хр. Пай-Хой–Большеземельская тундра– Воркута.

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Маршрут относится к категории походов с минимальной технической сложностью (Т = 0). Отсюда вытекает его большая протяженность.

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

N

Ф.И.О.

Г.Р.

Тур.опыт

Обязанности

Адрес

Фото

1

Иванов
Владимир
Михайлович

1953

6 лр Ямал
5лр Вайгач

руководитель

Мытищи-5

2

Лапшин
Евгений
Владимирович

1955

6лр Ямал
5лу Вайгач

зам. руководителя

Москва

4

Акимов
Антон
Николаевич

1981

4лу Зап.Саяны
4гу

метеоролог

Москва

5

Дисненко
Виктор
Иванович

1959

4лу Вост.Саяны
4лу Прип.Урал
3лу Пол.Урал

штурман

Респ.Коми, Инта

3

Петров
Алексей
Алексеевич

1984

5лу Ямал

летописец

Новомосковск

6

Белоусова
Светлана
Владимировна

1968

6лу Ямал
5лу Вайгач

завхоз

Москва

7

Лобастов
Сергей
Александрович

1984

5лу Ямал

реммастер

Домодедово

8

Черных
Михаил
Алексеевич

1970

6лу Ямал

врач

Челябинск

9

Рыжков
Андрей
Васильевич

1957

6лу Ямал

 

Саров

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

г. Москва, Студеный проезд, д.7, библиотека ТССР (копия)

1.9. Поход рассмотрен МКК МГЦТК (шифр МКК 177-00-566662520).

2. Транспортные возможности района.

В 2013 г. были следующие поезда:
N 376 Москва-Воркута отправление 12.30, 46 часов
N 42 Москва-Воркута отправление 21.50, 40 часов, прибытие 14.21
N 375 Воркута – Москва отправление 16.49,прибытие 15.43
N 41Воркута– Москва отправление 17.56,прибытие 10.30.

Стоимость Москва-Воркута 1999.6 руб-плацкарт за 45 дней до отбытия.

От Воркуты до Усть-Кары регулярно по зимнику через брошенный Хальмер-Ю ходят грузовые машины.

Вдоль вновь построенной ветки ямальского газопровода функционирует ведомственная насыпная круглогодичная дорога до поселка Яры. Через турфирму Воркута-Тур был заказан микроавтобус до Ярынской. Связь через Андрееву Т.Б 8919-1773795   vorkuta-tour.ru

Авиасообщение: Архангельск – Амдерма          9914 рублей, раз в неделю
Амдерма – Нарьян-Мар          6825 рублей, раз в неделю
Раз в неделю по расписанию летают самолеты АН-2 до Каратайки и до Усть-Кары из Нарьян-Мара.
Могут быть вертолёты из Воркуты, четкого расписания нет.

В район путешествия в 20-километровую зону побережья и Вайгач необходим доступ от пограничников. Коллективный пропуск был получен от ПУ ФСБ по Архангельской области. 163030 Г. Архангельск, ул Русанова 1А

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Вариант движения:

27.03 –12.04 Амдерма-Югорский Шар-восточное побережье о.Вайгач-мыс Болванский Нос - западное побережье о.Вайгач - п.Варнек-гмс Белый Нос-Каратаиха - 270 км (до Варнека) +128 км; всего 613,5 км

Запасные варианты:

1. 01.04 – 02.04 в.55 - бывшая погранзастава Югорский Шар-мыс Канин- южное побережье о.Вайгач - м. Хабарово - 44,5 км
2.02.04-12.04 п.Варнек- гмс Белый Нос - Каратаиха 128 км.

Аварийный сходы:

поселки Усть-Кара, п. Амдерма, п.Каратаиха.

4. Изменения маршрута и их причины.

ПЛАН  ПОХОДА  (ЗАЯВЛЕННЫЙ)

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

15-17.03

 

Москва-Воркута

2200

поезд

17.03

 

Воркута-Ярынская

220

автомашина

18.03

1

Ярынская-Осовей-Яха-р.Сольбей-Яха

22.6

лыжи

19.03

2

Побережье залива Тарасавэй

22

лыжи

20.03

3

Р.Пэкоцяяха-р.Лабияха

23.1

лыжи

21.03

4

Карская губа-Мыс Юрбэйсаля-оз.Пармато

22.4

лыжи

22.03

5

м.Вылкин Нос-побережье

24

лыжи

23.03

6

В.39м-изба Новый Дом-в.98м

24.1

лыжи

24.03

7

р.Нензаяха-изба Ливар

25.9

лыжи

25.03

8

Р.Хубтъяха-изба Шпиндлера

25.3

лыжи

26.03

9

м. Нгарка-Пэсаля-

26.1

лыжи

27.03

10

м.Андреева-в.55м

26.9

лыжи

28.03

11

м.Ярасале-пр. Югорский Шар

26.9

лыжи

29.03

12

м. Белый-залив Дровяной-с-в побережье острова

26.5

лыжи

30.03

13

м.ГомсаСале-р.НядэйяхакоНюдяСармик-

26.3

лыжи

31.03

14

р.НюдяЮнояха-о.Ямбто-о.Б Цинковый0устье Талаты

26.9

лыжи

01.04

15

о.Пайхато-огоньВарнек-Варнек-м.Приметный

26.9

лыжи

 02.04

16

пр.Югорский Шар-Хабарово-М.Нгою

26.2

лыжи

 03.04

17

мал.Нгою

26.4

лыжи

 04.04

18

оз.Нгакато-

26.9

лыжи

 05.04

19

в.220-Б.Талата-Васьяха

26.2

лыжи

 06.04

20

гряда Яркасимсюр-р.Янгарейвож

26.65

лыжи

 07.04

21

в.176=р.Юрьяха

26.4

лыжи

 08.04

22

р.Хэйяха

28

лыжи

 09.04

23

р.Нямдою-р.Лымбинаю

28.1

лыжи

 10.04

24

р.Сярнаю-р.Сядею

28.7

лыжи

 11.04

25

в.242-р.Янейтовис

29.4

лыжи

 12.04

26

В.205-Воргашор

16.2

лыжи

13.04

27

 

 

 

 14.04

28

 

 

 

15-16.04

 

Воркута-Москва

2200

поезд

И т о г о    активными способами передвижения: 665 км

Варианты заявленного маршрута на карте:

Пройденный маршрут:

Изменения в маршруте связаны с более восточным заездом к месту старта, чем планировалось. Местоположение поселка Ярынский было неизвестно. И он оказался восточней бывшего поселка Большие Яры, откуда планировалось согласно заявленному маршруту стартовать.
Время проведения похода время (февраль-март) соответствовало срокам путешествий в данном районе.

5. График движения.

ДЕНЬ ПОХОДА

ЧИСЛО

УЧАСТОК МАРШРУТА

КМ

ХОДОВОЕ ВРЕМЯ

ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

МЕСТО НОЧЕВКИ

 
 этап 1: Воркута - пос. Ярынский - побережье Карского моря – пос. Амдерма


1

18.03

От Ярынской к побережью и в сторону Б.Яры

18,4

Дорога по озеру,увалам до побережья,по побережью

Тундра,лед, тропежки нет
Видимость 200 м

Побережье, не доходя до изб Б.Яры

2

19.03

Побережье у дельты р. Осавэйяха

19,7

7ч 40м

Побережье,увалы дельты

Тундра,лед, тропежки нет

Побережье, перейдя дельту р.Осовейяхи

3

20.03

Побережье у усьтья р. Нгойяха

21,8

Побережье, холм,припай

Тундра,лед, тропежки нет

Устье безымянного ручья

4

21.03

Пересечение основания полуострова Торасовэй

23

6ч 50 м

 

Кромка торосов

Равнина, лед, трава под снегом

Устье Любияхи

5

22.03

До обеда увалы, пересечение Карской губы

26,2

6ч 50 м

Холмы, припай

Увалы, ряды торосов на губе,5см снега

На льду припая

6

23.03

Днем движение к избе Вылкин дом

23,4

7ч 30м

По заснеженном берегу у кромки припая

5 см снега на припае, мороз

После избы Тыко Вылка.

7

24.03

Побережье

27,7

7ч 40м

Вдоль гряд торосов, вдоль побережья

Узкая полоска пляжа между торосами и отвесным берегом

Заячий холм

8

25.03

Днем движение мимо избы Новый дом и Русанова

26,4

7ч 30м

Увалами побережья

Соленый снег на льду торосов – отсутствие скольжения, мороз

На льду припая.

9

26.03

Мимо избы Ливар к избе Шпиндлера

28,7

7ч 40м

Увалами побережья, после обеда - припай

Узкая полоска пляжа между торосами и отвесным берегом, потом тундра

У избы Шпиндлера

10

27.03

Побережье к 3 Песчаной

26

7ч 30м

Торосами побережья, после обеда – дорога, побережье

Тундра,
5 см снега

Балок на 3 Песчаной

11

28.03

Сквозь Амдерму

27,8

Брошенными кварталами, лиман, тундра

Наст,увалы

Тундра,р Юдесядъяха


В С Е Г О:   11 дней,    269,1 км (активным способом),  за  78ч 10 м.



ДЕНЬ ПОХОДА

ЧИСЛО

УЧАСТОК МАРШРУТА

КМ

ХОДОВОЕ ВРЕМЯ

ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

МЕСТО НОЧЕВКИ


этап 2: подход к проливу Югорский Шар- пролив Югорский Шар-остров Вайгач-пролив Югорский Шар


1 (12)

29.03

Тундра до бывшей ГМС Югорский Шар аз.270°.

27,8

7ч 30м

Холмы прибрежной тундры, побережье,

Наст, лед

Палатка у фактории

2 (13)

30.03

Пролив Югорский Шар, мыс Канин,тундра до Варнека аз. 220°.

31,4

8ч 20м

По заснеженному льду, тундре

Заструги,ряды торошения сильный ветер, мороз,подъем на крутой берег Вайгача

Пос. Варнек

3(14)

31.03

Радиально на бывшие шахты и мыс Раздельный

7,47

1ч 30 м

Заснеженный лед залива налегке

Подъем на берег

П. Варнек

4 (15)

01.04

Прол. Югорский Шар

26

7ч 50м

По занастованному льду, на лыжах по острову

Заструги, ветер

После Хабарово


В С Е Г О:   4  дня,    92,67 км, за   25ч10м



ДЕНЬ ПОХОДА

ЧИСЛО

УЧАСТОК МАРШРУТА

КМ

ХОДОВОЕ ВРЕМЯ

ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

МЕСТО НОЧЕВКИ


этап 3: хребет Пай-Хой – Большеземельская тундра – г. Воркута


1 (16)

02.04

                       Берег Большой Ойю    ,

20,5

6 ч

По насту

Туман, ветер

закрытая долинка  ручейка Маиртеяха

2 (17)

03.04

Междуречье Ойю

11,1

5 ч

По увалам

Пурга, встречный ветер

Междуречье  Ойю

3(18)

04.04

Междуречье Ойю

26

7ч 30м

По увалам

Белая мгла, тропёжка 5 см, постепенный подъем

Плоскотина

4 (19)

05.04

Пересечение хребта Пай-Хой

28

8ч 40м

По холмам и крутым долинкам рек

Белая мгла, тропёжка 7 см

У горы Б.Падея

5(20)

06.04

Р. Васьяга

28,7

8ч 40м

По холмам и крутым долинкам рек

Белая мгла, тропёжка 7 см

Р. Б.Юрсуки

6(21)

07.04

Р. Янгарей

28,1

8 ч

Плоскотина

тропёжка 7 см

После р. Юрьяхи

7(22)

08.04

Р. Хэйяха

27,8

8 ч

Плоскотина, долины рек

тропёжка 7 см

приток р. Нядэйтаю

8(23)

09.04

Р. Нямдою

28,1

8 ч

Плоскотина, долины рек

тропёжка 7 см

После р. Ламбинаю

9(24)

10.04

Р. Сярнаю

25,8

8 ч

Плоскотина, долины рек

Низовая метель

После р. Сярнавож

10(25)

11.04

Р. Сэдэйю

29,4

8 ч

Плоскотина, долины рек

Низовая метель

На горизонте справа по курсу Варгашор

11(26)

12.04

Р. Воргашор

24,3

6 м

Плоскотина, долины рек

Тропежка 5см

Пос. Промышленный


В С Е Г О:   11 дней,     277,2 км,    81ч 50м.



В С Е Г О:   26  дней(2 полудневки),    641 км,    185ч 10 м.




6. Техническое описание прохождения группой маршрута.

Маршрут состоял из трёх частей. Первая представляла собой передвижение из Воркуты до посёлка Амдерма. Вторая часть – переход на остров Вайгач и перемещения по острову и выход с острова. Третья и заключительная состояла в движении по Большеземельской тундре и возвращение в Воркуту.
Склонение восточное, 27º, поэтому все азимуты и направления отсчитаны от направления на географический полюс. Чхв не учитывает время, проведенное на привалах. Как правило, переход занимал 50 минут, привал 10 минут.

Этап 1: "Воркута - пос. Ярынский - побережье Карского моря – пос. Амдерма".

15.03.13-16.03.13. Дни  -2, -1
Поезд Москва-Воркута.2200 км.

17.03.13. День 0
Газель. Газпромовская дорога 220 км
С утра в Инте к нам подсел девятый член нашей группы – Виктор. Пообедали домашними вкусностями. В Воркуте встретил нас шофер микроавтобуса Андрей Шалашин (8912-1231077). Свету, Женю и всю группу провожают старые воркутинские знакомые. Споро загрузились в Газель и в 15.50 выехали. Новая дорога насыпная, чистится от снега. Трафик движения оживленный. Через притоки Кары построены мосты. Через 4,5 часа доехали до Ярынской. А в 2004 году до Усть-Кары добирались с двумя ночевками в караване кунгов.
В поселок газовиков нас не пустили. Договорились насчет ночевки в соседнем поселке механизаторов местного карьера. Выделили нам бытовку из 2 комнат по 4 кровати. Всё обито сайдингом, пластиковые окна. Тепло и сухо. Раскидываем продукты, бензин и снаряжение по участникам. В поселке есть сотовая связь МТС.

1 день, 18 марта 2013 г.

Вышли в 9.15. – после начала рабочего дня у администрации поселка и официальной сдачи бытовки материально-ответственной. Весь день температура -20, ветер 4 – 6 м/с по анемометру, восточный, ~100º (здесь и далее, т.е. дует с востока) - попутный. За день пройдено 6 переходов, не считая получасовую переправу через строящийся газопровод На 2 переходе пересекли гигантскую траншею с трубой второй нитки газопровода. Глубина её 4 метра. Веревку пришлось использовать.
После обеда вышли на побережье, окаймленное валом льда, вдоль которого и шли далее несколько дней. Лед на море покрыт снегом и гладкий, без торошения. Берега чаще всего низкие, заливаемые летом водой в прилив. Прошли мимо разрушенной избы в бывшем поселке Малые Яры. В поселке Большие Яры – две избы нежилых и большой сарай.
До обеда 3 перехода, после обеда 3 перехода, чхв ~ 6 часов. Тропежки нет, снега немного. Стоянка под крутым берегом.

Выводы по подъездам: В целом, подъезды произошли по плану, хотя в Москве у нас были некоторые радужные надежды на более быстрый вариант. Дело в том, что в центральной печати появились сообщения об уже завершенном строительстве моста через реку Юрибей, которые оказались "сильно преувеличенными".

2 день. 19 марта 2013 г.
Выход в 7.13, ясно, температура утром -25, днем и вечером -18. Ветер 5 м/с, северо-западный (~280º), несильный в лицо, видимость до горизонта.
Прошли мимо нежилых промышленных строений на побережье. За день пройдено 8 переходов, 5 до обеда и 3 после обеда. Переходы по 50 минут, привалы по 10 (здесь и далее). Чхв 7 ч. 40 мин. После обеда азимутом прошли       по проливу Торасавей к дельте реки Нгосавэйяха, пересекли её и опять вышли на побережье. Перед уходом на материк для пересечения дельты самые зоркие в полукилометре в торосах видели передвигающееся существо, по-видимому медведя.   Вечером сломалась одна горелка.

3 день. 20 марта 2013 г.
Выход в 7.53. Завтрак готовили на одной горелке – вторая сломана. За день пройдено 7 переходов, 4 – до обеда и три перехода после обеда. Чхв 6 часов. Температура – 22, весь день тихо, солнечно, ветер 1-2 м/с.
Перед обедом встретились руины избы и стойка дров, их разбираем на дрова. Сломалось крепление у Жени. Готовим на одной горелке. Это, конечно, дольше. У поврежденной горелки протекает бензиноотводящая металлическая трубка из насоса. После ужина починили горелку при помощи нитки и двухкомпонентного клея. Потом прогрели у печки. Число качков при накачке полного примуса уменьшили до пяти. Дежурному чаще приходится подкачивать работающий примус. Незаменимую помощь оказали рукодельные Виктор и Михаил.

4 день. 21 марта 2013 г.
Выход в 7.14. Дежурный встал в 4.30. За день пройдено 8 целых переходов, из которых 5 до обеда и еще 800 метров. Чхв. 6 ч. 50 м. Стоянка была у берега – снега мало, ставим на лед на ледобурах. Утром -35, днем и вечером -22. До обеда ветра не было, после обеда и вечером ветер 3-5 м/с, юго-восточный (140º), солнечно. Характер местности не меняется.  Идем равниной – кое-где лед, где-то трава виднеется. Прошли основание залива Торасавей азимутом 300 ̊ и вышли на побережье мимо вязанки дров, взяли часть с собой. Далее по побережью азимут 200 ̊. Прошли мимо летней рыбацкой избы Каменка и встали лагерем после устья реки Лабияха. Море забито полями торошения. Михаил видел, как какой-то пернатый хищник упал сверху на зайца, но тот отскочил в сторону и скрылся.

5 день. 22 марта 2013 г
Выход в 7.20. Весь день солнечно, температура не измерялась, до обеда тихо, после обеда ветер 4-5 м/с, восточный (80º). За день пройдено 8 переходов с обедом после пятого и еще 1000 метров. Чхв. 6 ч. 50 м. К вечеру проходим в нескольких километрах мимо поселка Усть-Кара сквозь урочище Шарки к мысу Толстик, в поселок не заходили. Далее через Карскую губу к триангуляру на мысе Юрбэйсаля На губе встречаются ряды торошения. Слева сзади по ходу видны строения поселка. Вечером сильный ветер. Лагерь разбили на побережье. Лед на море до горизонта в полях торошения. И такой вид у прибрежного льда не менялся до самой Амдермы. Этим этот поход отличается от похода 2004 года. Тогда торошение было только в отдельных местах.  Из тонкого снега в найденных наддувах сделали стенку, укрепили её санками. Сзади в 5 километрах светится в темноте Усть-Кара.

6 день. 23 марта 2013 г
Выход в 7.05. Температура утром -22, днем и вечером -21. Утром сильный ветер 12 м/с, к вечеру 8 м/с, юго-восточный (135º), в спину. За день пройдено 9 переходов, с обедом после пятого. чхв 7 ч., 30 м. Низовая пурга, и, вероятно, временами небольшой снег. Видимость минимальная. Идем азимутом 280º вдоль линии разлома льда на побережье. На втором переходе прошли мимо триангуляра. Первым идет Михаил. Задает скорость группе так, чтобы никто не отставал.
Кое-где на лыжных переметах лыжи совсем не скользят. Видели на берегу выброшенные морем рыбацкие грузила – похожи на ядра средневековых осадных орудий. Сетей нет – ненцы их срезают и зимой плетут из них веревки. Попадаются выброшенные морем бревна. Пилим на дрова, висящие в воздухе сушинки. На последнем переходе прошли мимо избы Тыко Вылка у мыса Вылкин Нос Изба в нормальном жилом состоянии – летом там обитают.

7 день. 24 марта 2013 г.
Выход в 5.53, дежурный встал в 3.30, группу поднял в четыре. Пройдено 9 переходов с обедом после пятого, и еще 850 метров. Чхв 7 ч 40 м. Утром -19, ветер 4 м/с, восточный (100º), после обеда -17, ветер 4 м/с, северо-восточный (50º). Первый переход от реки у избы азимутом 276º по крутому прибрежному рельефу. Стало понятно, что берегом идти легче и быстрее. На втором переходе повернули вправо и вышли к побережью. Но сам берег забит всторошенным льдом – приходится искать проходы. Видели руины маяка, следы медведя. Много дров на берегу Лагерем встали в заячьем урочище – в конце небольшого заливаемого морем озера, отделенного от моря косой из бревен. Весь близлежащий холм изрыт косяками жирующих здесь зайцев. Питаются они корнями мелких кустов. По сведениям ботаников, только здесь. на Карском побережье да где-то на якутском побережье Северного Ледовитого океана зайцы собираются в косяки в сотни голов – так им легче выживать в соседстве с полярными совами.

8 день, 25 марта 2013 г.
Выход в 6.04. утром -25, ветер 1 м/с, северо-западный. Днем -15, светит солнце, вечером -26, тихо. За день пройдено 9 переходов с обедом после пятого, и еще 730 метров. Чхв 7 ч. 40 м. Сегодня прошли мимо развалин избы Новый дом и избы Русанова.  Дома разрушаются. А в 2004 году там можно было ночевать. Пятый переход – по полям торошения- торосы вздыбились прямо у отвесных берегов – пришлось брать мористее. После обеда опять стали попадаться выброшенные морем бревна.

9 день, 26 марта 2013 г
Выход в 6.26, утром -20, тихо, солнечно, днем -17, ветер 1,5 м/с, юго-восточный, вечером -25, ветер 3 м/с северо-восточный. За день пройдено 9 переходов, и еще 1 км. Чхв 7 ч. 40 м
Прошли мимо берегового знака на первом переходе и мимо избы Ливар на третьем. Изба брошена, крыша проломлена.После избы Ливара шли по прибрежной тундре – по берегу идти трудно. На первом переходе встретили встречные следы машины –кунга. По всторошенному берегу он не проехал и уехал в тундру. В конце дня дошли до развалин избы Шпинглера. Встали лагерем около неё.

10 день. 27 марта 2013 г.
Выход в районе 6 утра, за день прошли 9 переходов. Утром -25, ветер 4 м/с, восточный (110º), днем и вечером -25, ветер в обед 8 м/с, вечером 10 м/с, в порывах 11 м/с, низовая пурга. Чхв. 7 ч. 30 м. К ночи пурга усилилась. Ночуем в балке.
Попутный ветер поначалу. Идем тундрой. Потом попытались выйти на берег
Шли то по полям торошения, но потом опять поднялись в тундру и пошли прибрежной дорогой Прошли 5 переходов.
Видели косяки зайцев, следы медведей.
Обедали около океана, Идем поверху. Попадаются разрушенные рыбацкие домики. Виден вдали локатор, идем на него. Встали вечером в домике на Третьей Песчаной. Дрова на косе есть. Замотали дырявую трубу стеклотканью, напилили досок на топчан для двух групповых спальников и в тепле переночевали. На улице сильно дует.

11 день. 28 марта 2013 г
Выход в шесть утра, за день прошли 9 переходов, Чхв 7 ч. На первом переходе видели следы медведя.
К концу 4-го перехода подошли к РЛС. Фермы брошенного локатора сильно гудят от попутного нам ветра. Виктор слазил на крышу здания. На пятом переходе прошли правее белых шаров локаторов другой конструкции. Они бездействуют, но поддерживаются в законсервированном состоянии.
Обед после пятого в 11 часов на окраине поселка Амдерма, на территории бывшей погранзаставы. Осмотрели Амдерму в бинокль со старой пограничной вышки. Для сохранения автономности похода решили никуда в поселке не заходить, а проехать его насквозь. После обеда прошли через поселок (кварталы брошенных домов) и бывшую промзону, пересекли единственную улицу со следами вездеходов, спустились на лед лагуны и покатили вдоль ВВП аэродрома, на который когда-то садились стратегические бомбардировщики, азимутом на далеко видимое желтое здание аэропорта. Поехали левее аккуратного здания аэропорта в сторону Югорского Шара мимо зданий бывших воинских частей. Оглядываясь назад, разглядывали неожиданно разноцветный поселок. 9 лет назад он выглядел более заброшенным.
Людей мы не видели, но нас заметили и кому надо сообщили. В районе аэропорта к нам подъехали пограничники на снегоходах и проверили пропуск в погранзону и документы. Пропуск советовали оформлять индивидуально на каждого, а не списком и настоятельно рекомендовали отмечаться у пограничников в населенных пунктах в погранзоне.   Температура сегодня -17, ветер утром 12 м/с, восточный, в обед 5 м/с, вечером 8 м/с. В районе поселка, а также в районе ночевки, есть сотовая связь МТС. Далее едем азимутом 255̊ холмистой тундрой на бывшую погранзаставу Югорский Шар. Левее по ходу видны огромные танки топливохранилища. По ходу встречаются развалины военных капониров. Через три перехода в русле речки Юдесядъяха встали лагерем. На ближайшем холме сарайчик с бесхозными досками для нашей печки.

Выводы о первом этапе путешествия:
Ярынская оказалась восточнее, чем мы ожидали и планировали. Из-за этого произошел сдвиг на полтора ходовых дня в движении по маршруту. Снега в этот год гораздо меньше, чем раньше. Поставить палатку на хороший глубокий наст не всегда удавалось. Приходилось искать лёд и использовать ледобуры. Пригодились бы гвозди-двухсотки, которые можно вбивать в мерзлую землю. В ремнабор надо было взять запасной насос для примуса. Заторошенность льда у берега была максимальна – никакого гладкого льда после Усть-Кары, по которому можно было скостить расстояние между мысами побережья, не было. Избы, обозначенные на генштабовских картах, реально не жилые и быстро ветшают, кроме избы наследников Тыко Вылки. Зайти на погранзаставу в Амдерме – настоятельно рекомендуется; у нас был дефицит времени, но и работу пограничников надо уважать…

Этап 2: "подход к проливу Югорский Шар- пролив Югорский Шар-остров Вайгач-пролив Югорский Шар

12 день. 29 марта 2013 г.
Выход в 6.02, тихо, солнечно, -22 в обед -11, ветер 4 м/с восточный, вечером -20, ветер 2 м/с. Вечером идет снег, ставим палатку с тентом. Пройдено 9 переходов, чхв 7 ч. 30 м. Проезжаем до обеда каньонистые русла ручьев. Снега мало – трава, наст, лед. После обеда до пролива Югорский Шар идем по виртуальной дороге, отмеченной бочками через каждые несколько сот метров. После обеда по ходу движения видна ажурная конструкция радиомачты. Правее движения видно темное пятно маяка на мысе Ярасаля. Станция состоит из центрального дома (полуразрушенного), казармы (разрушенной) и здания фактории (относительно целой). Последнее здание – железная крыша, стены без окон, окно только под крышей. Куда можно залезть по крыше пристройки. Лучшее место для стоянки – между центральным домом и факторией. Там низина, закрытая от ветра. Ветра нет, но валит снег из проносящегося выше нас воздушного потока – пришлось и тент на палатку натягивать. В 300 м виден столб “Европа-Азия”. Здание казармы, где мы ночевали 9 лет назад, сильно разрушено – вставать там как-то и не захотелось. В фактории нашли ржавую невскрытую еще советскую банку “чего-то с томатом”. Как стемнело в разрывах тумана виден слабо светящийся маяк на мысе Канин азимутом 229°. В проливе – заструги и поля торошения.

13 день. 30 марта 2013 г.
За день пройдено 11 переходов. Чхв 8 ч. 20 м. Днем -17, ветер 3 м/с, южный. С утра дежурный встал по ошибке на час раньше. В 3.30 поднял группу. Выходим в 5.45, от точки ночевки проходим 300 метров и фотографируемся у знака Европа-Азия в 5.55. Далее азимутом 229° через пролив на мыс Канин Утром туман, падает снежок, температура -17, ветер 1 м/с западный, за два первых перехода прошли через пролив по полям торошения на остров Вайгач. Выпало 4 см снега. Гладкий лед перемежается взломами высотой до колена. Идти на лыжах можно.  Мыс Канин – выступающий угол вертикальных 10-метровых берегов. Мы там в 7.54. Маяк стоит на мощной деревянной конструкции. Внизу металлический шкаф с оборудованием, поставленным санкт-петербургской фирмой Техномарин. На маяк успел в перекур слазить Сергей. Далее поднимаемся по долине речки на ровную поверхность острова с постепенным подъемом и азимутом идем к поселку Варнек. Пересекаем долины 3 ручьев. Видны следы оленей. Поселок открылся внезапно – на берегу моря. В 19.00 мы в поселке. Дома те же, что когда-то, еще с лагерных времен, но покрашены. Глава администрации поселка Владимир, мужчина лет сорока, селит нас в местный клуб бесплатно. Про нас ему сообщили пограничники, и он уже сообщил им, что мы пришли. Он тут живет и работает уже 4 года. Говорит, приехал сюда в отпуск и остался – остров не отпускает. Предыдущий глава поселка, Иван Алексеевич, с которым мы ранее общались, жив, на пенсии. Единственная улица получила название. На Морской, 11 - администрация. Потом началось паломничество продавцов и просто желающих выпить – предлагались шкурки, рыба, поделки. Общим решением за 1500 р купили мешок гольца и за 1000р 8 кг мяса. Готовим на примусах – печка только для таяния снега в огромном местном котле.

14 день. 31 марта 2013 г.
Дежурный встал в 7 часов, тихо, солнечно, -20 в обед -11, ветер 4 м/с западный с залива. Чхв 1ч 30 мин. После 10 сходили радиально на другую сторону залива к заброшенным шахтам, работе заключенных на которых посвящена известная песня Городницкого. Азимут на шахты – остов трактора на перегибе, расстояние примерно километр. Сейчас вход на шахту завален снегом. Летом туда можно попасть. Кругом обломки подъемников и другого шахтного оборудования.

Далее сходили на мыс Раздельный (примерно 1,8 км). Там, якобы, сохранился бюст Сталина. Но бюста мы не нашли. С мыса видны вдалеке скалы материкового берега и слева мыс Дьяконова. На нем когда-то было ненецкое святилище с сотнями идолов. Вернулись в поселок через залив по диагонали.

15 день. 1 апреля 2013 г.
Оставили в подарок Владимиру комплект карт острова. Выходим из поселка в 6.20. Температура утром -15, температура в обед -13, ветер 4 м/с, юго-западный. За день пройдено 9 переходов, и еще 1350 метров. Чхв 7 ч. 50 м.  На третьем переходе вышли левее на 600 метров мыса Крестовый.
Ширина пролива здесь около 3 километров, пересекается за один переход. Пересекли замерзший канал от прошедшего недавно ледокола. В 11.20 пройдено 5 переходов, и встаем на обед в поселке Хабарово – поселок нежилой, несколько полуразваленных домиков. После обеда еще 4 с половиной перехода.
Прошли правее высокой деревянной конструкции маяка Глинистый. Ровный характер местности не меняется. Вечером -8, ветер 10 м/с, южный – дует в лицо справа. Встали у 2 домов, заготовили побольше дров на несколько дней. Печку в связи с теплой погодой не топили и с купленной рыбой отметили день рождения Сергея.

Выводы о втором этапе путешествия:
Маршрут пошел по одному из запасных вариантов в связи со сдвигом в днях, появившемся в связи с реальным местом старта путешествия.
Решили не идти по восточному побережью острова. А направиться прямо к поселку Варнек, так мы сэкономили двое суток. К сожалению, не посетили месторасположение истукана Семиликий на острове Малый Цинковый. Было ожидаемое торошение в проливе Югорский Шар. Пересекли и замерзший след от ледокола – т.е. движение судов осуществляется и в зимнее время. По словам местных жителей осенью медведь разорвал целое семейство – мужа, жену и ребенка, переправлявшихся на материковый берег. Медвежья опасность реальна.

Этап 3: "хребет Пай-Хой – Большеземельская тундра – г. Воркута".

16 день. 2 апреля 2013 г.
Выход в 6.30. Температура -10, ветер 5 м/с, южный, солнечно. За день пройдено 7 переходов и еще 960 метров. Чхв 6 ч. Во время 2 перехода пересекли извивы реки Малая Нгою азимутом 91̊. Видели вдалеке слева по ходу, на севере, несколько новых домиков – возможно, для ночевок шоферов зимника или для рыбаков.  Во время третьего перехода повернули правее идем азимутом 125̊ - идем вдоль живописного каньона реки Большая Нгою (Великая). Наш путь на сегодня и завтра – между каньонами и увалами двух рек Нгою по относительно ровной местности. К концу 7-го перехода найдено удачное место под палатку в закрытой долинке ручейка Маиртеяха, и решили сегодня дальше не идти.

17 день. 3 апреля 2013 г.
Выход в 6.24, за день прошли пять с половиной переходов, чхв 5 часов. На улице -2, ветер утром 10 м/с, юго-восточный, к обеду 15-17 м/с, в порывах до 20 м/с, сильная низовая пурга, встречный ветер, видимость несколько десятков метров, после пятого перехода приняли решение ставить палатку - идти дальше невозможно, и строить ветровую стенку. Хотели дойти до закрытой долинки левого притока Малой Нгою, но не удалось.
  Последний километр шли 50 минут. Ставим палатку на льду озера на ледобурах. Есть наст для стенки.  Полудневка.
Процесс установки палатки в пургу должен быть отработан заранее. Каждый участник должен знать за какой угол палатки он отвечает.

      1. Несколькими участниками раскатывается палатка входом по ветру. Все 4 угла фиксируются, на центре палатки лежат рюкзаки или участник.
      2. Растягиваются и укрепляются 2 наветренные угловые оттяжки на палках и ледобурах, на каждой оттяжке по 2 человека. Фиксируется на палке центральная наветренная оттяжка.
      3. Фиксируются на палках две подветренные угловые оттяжки
      4. Фиксируются на палках остальные оттяжки
      5. Устанавливается центральный кол и закатываются по углам палатки рюкзаки
      6. Строится стенка.

Понятно, что печку не ставили и накидку на палатку не вешали.

18 день. 4 апреля 2013 г
Выход в 6. 15. Видимость несколько десятков метров, белая мгла, температура -2, утром ветер 4 м/с, юго-западный, к вечеру 2-4 м/с. За день пройдено 9 переходов, до обеда - 5, чхв 7 ч. 30 м. Азимут 105̊. Тропежка 5 сантиметров, иногда идет небольшой снег. Постепенный подъем высоты. После обеда развиднелось – иногда видны силуэты сопок. Растопили печь, отметили день рождения Виктора, повесили накидку на палатку. Ночью было жарко.

19 день. 5 апреля 2013 г.
Выход в 5.45. Температура утром -5, ветер 5 м/с, западный. После 2 перехода ветер стал северный. – в спину. Днем -2, ветер 3 м/с, северо-западный, вечером -10, тихо, идет небольшой снег.  За день прошли 10 переходов.  Чхв 8 ч. 40 м.  Тропежка 7 см.Азимут 125̊̊.
С утра туман. Два перехода шли в белой мгле. Строго по компасу. Потом прояснилось, и в прогалах видно голубое небо. Идти азимутом стало легче – ориентиры – заструги, камни, силуэты возвышенностей видны дальше, не надо часто контролировать направление движения. Слева по ходу прорисовывается силуэт горы Большая Падея. Подъемы и спуски в крутые долинки многочисленных речек. Пересекаем хребет Пай-Хой. Видели трех зайцев. У руководителя сломался компас, и в его очередь тропления проявлялся устойчивый 5-градусный уклон вправо.

20 день. 6 апреля 2013 г. м.н.
Выход в 6.15. Сегодня -5, ветер 5-7 м/с, юго-западный. Пасмурно. Прошли 10 переходов. Чхв 8 ч. 40 м. Тропежка 10 см.
До обеда прошли долину большой реки Васьяга и её относительно мелкие притоки Васьшор,Васьгачишор.В долинах появились первые отдельно стоящие кустики, самые большие до колена. До этого растительности не было никакой. Белая мгла, иногда прояснения и переметенный снег. Ветер дует справа по ходу.
После обеда 3 перехода опять тропили в белой мгле по азимуту 126̊.  Последние два перехода – проснилось. Потеплело. -2̊ - весна. Пересекли речки Харючейяха, Вылыс-Харючейяха, Большие Юрсуки.

21 день. 7 апреля 2013 г.
Выход в 6.15. Утром -15, днем -5, вечером -10, утром пасмурно, целый день светило солнце, к вечеру облака, утром ветер 3 м/с, восточный, днем ветра не было, вечером 5 м/с, северный. За день прошли 10 переходов, чхв 8 ч, тропежка 7 см.
На выходе стало плохо Алексею. Упало давление на фоне переутомления. Разгрузили полностью. Алексей пошел в одной пуховке. Два перехода шли по ровной тундре. На третьем спустились в большую и глубокую долину реки Янгарей.
Поднимались из неё по ручью Коматывис, далее более-менее ровная тундра. После обеда пересекли долину еще одной большой реки Юрьяхи. Видели в долине реки стадо диких оленей из пяти голов. При виде нас они неспешно цепочкой удалились.  Алексей идет – врач за ним присматривает. Как поставили палатку он сразу лег спать.

22 день. 8 апреля 2013 г.
Выход в 6.15. Пройдено 10 переходов, чхв 8 ч., тропежка 7 см.  Утром -15, пасмурно, на первом переходе солнечно, на четвертом – снегопад, белая мгла, ветер справа. Пересекаем гряду Ворга-Мусюр, по которой, судя по названию, летом гонят оленей. После обеда облачно, ветер усилился, местами до пургового. Пересекли крупную реку Хэйяху. Кустов стало больше. На последнем переходе пересекли крупный приток Хэйяхи Нядэйтаю, и уже в притоке её в закрытом от ветра овраге поставили палатку. Не дуло совсем – повезло с лагерем. Алексей чувствует себя лучше. Груз личный частично несет сам.

23 день. 9 апреля 2013 г.
Выход в 6.30, температура весь день – 18, ветер 5 м/с, южный. За день прошли 10 переходов, чхв 8 ч, ясно, солнечно. Тропежка 7 см.
С утра ветер поменялся на встречный, умеренный. До обеда ровная тундра без крупных рек, плоскотина. Долгое время шли азимутом на брошенную газовую вышку. В конце дня пересекли относительно крупные долины рек Нямдою и Лымбинаю. Кустов в долинах становится всё больше, попадаются кусты и в тундре. Вдалеке видали чум ненцев.

24 день. 10 апреля 2013 г.,
Выход в 6.10. За день пройдено десять с половиной переходов, чхв. 8 ч.. Температура утром -9, днем -12, вечером -10. В обед ветер 8 м/с, западный, низовая и верховая пурга.
С утра ветер в спину, за ночь ветер поменялся на противоположный, небо чистое. До обеда прошли мимо очередной вышки.
После обеда прошли пять с половиной переходов, к 3-му переходу довольно сильно запуржило, ветер дул 8 м/с, в правое ухо, была низовая и верховая пурга, температура -10. В порывах пурги народ справа в нескольких сотнях метров вдруг увидел ровно едущую грузовую машину.  Эта машину вдруг резко поехала в обратную сторонуJ Это был одиночный волк, следы его мы пересекли.  К вечеру развиднелось. Пересекли небольшие реки Сярнаю и Сярнавож.

25 день. 11 апреля 2013 г.,
Выход в 5.40. Ясно, тепло. Ветер утром 5 м/с, западный, в обед 8-10 м/с, в порывах до 13 м/с. Вечером низовая метель в спину.                          
Пройдено десять с половиной переходов, чхв 8 ч.
Дежурный встал в 3 часа. Ветер умеренный до сильного, справа. Пересекаем речку Сэдэйю, мелкие притоки, плоскотину, кусты по колено, иногда по пояс. Обед на увале, на дороге. В обед, осталось 37 км до финиша. Справа впереди видны строения, проходим мерки геофизиков.
Вечером в лагере прямо по курсу видна труба поселка Промышленный. Красивый красный закат. Правее в окнах большого здания шахты Воргашор отражается заходящее солнце. Отблески похожи на красный фонарь, но эта иллюминация кончается в течение 2 минут.

26 день. 12 апреля 2013 г
Выход в 5.30. 6,5 переходов, чхв 6 ч. Сегодня солнечно, тепло и тихо. Прошли на зимнике мимо свалившегося в кювет крана Ивановец. 5 переходов до обеда. Пересекли реку Воргашор с рыбацкой избой на берегу. В 15. 21, на втором переходе после обеда, дошли до п. Промышленный и вышли на трассу.
Поселок Промышленный брошен. Разруха, похожая на Амдерму. Сразу остановили газель и доехали на ней до автобусной остановки на Воргашоре. Шахта работает – народу много на улице. Оттуда на автобусе до Воркуты, и на городском рейсовом автобусе до ж-д вокзала, успели взять купейные (других не было) билеты на 2 вечерний поезд отправлением 17.56. Михаил купил билет на другой поезд до Челябинска. Теплое купе после 26 дней мороза это что-то ирреальное.

Выводы о третьем этапе путешествия:
Последняя часть похода полностью уложилась в запланированные сроки. Места ночевок совпадали с записанными в маршрутной книжке. Красива и необычна река Большая Нгою, текущая в многокилометровом каньоне. При переходе через хребет Пай-Хой столкнулись с большой изрезанностью местности, пересечением множества долин ручьев, рек, относительно большим перепадом высот. Пластиковые лыжи приходилось подмазывать от проскальзывания назад. Первая растительность появилась во второй части последнего этапа. Дров для печки в Большеземельской тундре нет. Большие санки, которые были у группы в количестве двух штук, полностью себя оправдывали на побережье и на плоскотинах, но при пересечении Пай-Хоя при спусках очень сильно разгонялись, плохо контролировались при траверсах склонов долин рек. Сдвоенные маленькие санки безболезненно переворачивались, но их дольше укладывать и выше центр тяжести, да и меньше они по объему, чем большие.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

К потенциально опасным участкам маршрута следует отнести пересечение пролива Югорский Шар при наличии там канала, проделанного ледоколом. МКК особо оговорило отсутствие ночевок в проливе Югорский Шар в связи с возможным движением в ночное время ледоколов.

Потенциально опасны встречи с белыми медведями. Численность их в последние годы резко возросла. Для отпугивания у нас имелась ракетницы и фальшфееры у каждого участника. Но, вообще говоря, необходимо ружьё 12 калибра с жаканами, но для этого в группе должен быть охотник.

8. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

8.1 Краткий обзор района путешествия.

Геоморфология района хорошо описана в старом отчёте воркутинцев от 1965 г. Ильюшонка. Сравнительное описание всех районов Заполярья в районе Полярного Урала исчерпывающе полно дано в отчётах Тиунова. Одной из целей путешествия было посещение острова Вайгач, отмеченного присутствием человека в дохристианские времена. А вот об этом немного подробнее. Местоположение и природа острова Вайгач расположен на северо-востоке европейской части России, между Новой Землей и Югорским полуостровом. От материка он отделен узким проливом Югорский Шар, достигающим ширины от 3,7 до 11,0 км, а от архипелага Новая Земля ограничен проливом Карские Ворота и удален почти на 60 км. Вместе с Новой Землей Вайгач составляет один из самых больших архипелагов в Российской Арктике. Остров простирается с юго-востока на северо-запад всего на 105 км, а ширина его не более 50 км. Вайгач - типичный шельфовый остров. Вся его суша покрыта чахлой тундровой растительностью, занята горными грядами и озерами. В озерах водятся голец и омуль, в тундре пасутся стада северного оленя, встречается много песца и гнездовий гусей и казарок. В море вокруг острова в прежнее время было много моржа, тюленей и китов. Суровый арктический климат с полярной ночью, отсутствие пригодного для строительства жилья и топлива леса, скудные запасы природных ресурсов - вот главные причины, по которым до 1930-х годов на Вайгаче никогда не было оседлого населения.

История освоения и исследования.

Кто открыл Вайгач не установлено. Остров был известен, по-видимому, давно и упоминался в письменных источниках, начиная с XV в.  Автор "Толкового словаря живого русского языка" В.И.Даль слово "Вайга" расшифровывает как проход для судов, глубь, стрежень, русло, ворота, фарватер. Ненцы, живущие на острове, называют его "Вайнгаць". Адекватный перевод названия острова с ненецкого на русский может звучать, как остров Лихих Молодцев, или Разбойничий остров. Вайгач - остров на пути к Новой Земле, в Сибирь (в древнюю Мангазею, на Обь и Енисей). Он всегда был своеобразным запасным вариантом для промысловиков и моряков. Часто "ворота" в Сибирь - проливы Карские Ворота и Югорский Шар - были забиты льдом. Нередко в Карском море и у Новой Земли бушевали многодневные штормы. Тогда, в удобных и защищенных от ветров бухтах, и заливах острова отстаивались суда в ожидании окончания штормов и очищения проливов ото льда.  Первые сведения о Вайгаче добыли европейские мореплаватели. В середине XVI в. английский шкипер Стивен Барроу во время своего плавания к устью Оби встретил у острова много поморских лодей, занимающихся промыслом моржа и белухи. Один из поморов-промысловиков знал о существовании святилища на современном мысе Дьяконова и привел сюда англичан. В тот период на территории святилища было найдено около 300 идолов.  Несколькими десятилетиями позже, во время плаваний Виллема Баренца, голландцы в первой же экспедиции в 1594 г. обнаружили следы пребывания на острове архангельских поморов-зверобоев и ненцев-охотников. На одном из мысов, который они назвали "Мыс Идолов" (современный мыс Дьяконова.), голландцы нашли около 400 деревянных идолов, стоявших на подпорках и обращенных лицами на восток. Некоторые из идолов были с ликами мужчин, женщин и детей, а часть из них имела несколько ликов - до 4. Вокруг святилища европейцы обнаружили массу костей и черепов оленей, свидетельствующих о том, что это святилище - древнее, часто посещаемое ненцами, где они постоянно приносили жертву своим богам. Голландцы разглядели даже орнамент на идолах. Здесь европейцы впервые встретились с самоедами, которые приехали к ним на оленьих упряжках (на санках, как говорили голландцы). Однако "дикари" испугались их и убежали. Во время второй экспедиции, в 1595 г. в районе современной бухты Варнека, на юге острова, голландские мореплаватели увидели ненецкие нарты, груженые шкурами, посудой и другой непонятной им утварью; на берегу лежали туши только что освежеванных моржей. Через несколько дней они встретили и поморов-зверобоев.  Остатки многовековой культуры поморов на Вайгаче до сих пор сохранились в виде далеко заметных невооруженным глазом каменных кладок-гуриев и остатков, а то и целых, приметных крестов. Этими простыми инженерными сооружениями опытные поморские кормщики помечали опасные мысы и скрытые под водой камни у берега, места стоянок судов и богатые промыслы, закрепляли за хозяином промысловые участки.  Через 300 лет архимандрит Вениамин, занимавшийся в первой половине XIX в. обращением ненцев в православную веру, на южном мысе острова (мыс Дьяконова) отмечал почти такую же картину, какую наблюдали и голландцы. По его описанию 1826 года: "Вэсако... идол... был деревянный, трехгранный, тонкий и весьма ветхий, вышиною в два аршина (около 140 см.). Верхняя часть его имела семь лиц. Они вырезаны были на двух передних отлогих гранях, одно над другим таким образом: по середине вырезан рот и округлен нос; по сторонам его на гранках вырезаны впадистые щеки...над носом прорезаны по две черты для обозначения глаз; по бокам находилось по два рубежа для обозначения ребер. Нижняя часть идола состояла просто из трех граней, к концу сведенных; он воткнут был в землю...  Этому идолу, сверх особого положения, придавали важность следующие обстоятельства. На южной стороне от него стояли полукружием, в несколько рядов, 420 деревянных идолов... Из них 20 были побольше других и имели в вышину от 1 до 1,5 аршин (70-110 см.) ...  Голова у всех идолов... была с двух сторон гранками заостренная... На ребре были вырезаны рот и нос, на гранях глаза. В середине тела у некоторых, для обозначения пупа, было вбито по железному гвоздю. Прочие 400 идолов были вышиною в 1 фут (30 см.) и менее; головы у всех были двухгранные и остроконечные; у некоторых обозначен только один рот; у всех нижний конец заострен и воткнут в землю.  На северной стороне от Вэсако возвышалась груда голов от принесенных в жертву оленей... Около них на земле лежало 30 черепов белых медведей...  В 50 саженях от груды стояли на земле, в одном месте, 20 каменных идолов. каменные идолы представляли собой почти не обработанные, фигурные, белые, известковой породы камни с остроконечным верхом, представлявшим голову идола. Здесь не находилось ни оленьих рогов, ни привесок... Эти каменные и прочие деревянные идолы составляли как бы свиту главного идола Вэсако...  Находившаяся перед главным идолом плотно набросанная большая груда оленьих рогов с и черепов белых медведей была украшена ненцами. Так, к оленьим рогам были привешены топоры, стрелы, медные кольца, пуговицы, гвозди, разноцветные суконные лоскутки и т.д.  По существовавшему поверью "Никто не отправлялся на Вайгач, не принесши жертвы идолам, находящимся на матерой земле в Югорском шаре (в конце XIX в. здесь было 4 каменных и 356 деревянных идолов.), против Вайгача, а по переходе на этот остров каждый самоедин немедленно приносил жертву самому Вэсако, чтобы он дозволили промышлять возле него морских зверей и дал успех в промысле. При отъезде с Вайгача каждый снова приносил жертву Вэсако в благодарность за промысел и за дарование благополучной переправы через Югорский шар".

Святилища Вайгача.

Для ненцев (самоедов) Вайгач являлся священным островом. Они называют его "Хэбидя Я" - святая земля. В течение многих столетий здесь находились главные ненецкие святыни - идолы и святилища. На севере острова, на мысе Болванский Нос (старинное название – Северный Болванский нос.) стоял один из двух главных идолов - Ходако, а на юге, на мысе Дьяконова (старинное название - Южный Болванский нос.) - второе божество, Вэсако. Кроме того, на севере острова на Болванской горе, располагались святилища верховного ненецкого бога Нума и Матери Богов – Неве-Хэге.  Святилище "Гора Идолов" находится на горе "Приметная" 70 градусов 02 минут с.ш., 59 градусов 20 минут в.д.. ЕЕ высота 108 м.  В 1987 г. местный оленевод А. Валейский собрал разбросанных по склонам идолов и сложил их у вершины. Найдено их 9, среди них – семиликий "Вэсак". Первоначальное положение идолов неизвестно.  Ещё одно  святилище находится на расстоянии около 4,5 км от горы Идолов на северо-восток. Здесь, среди ровной болотистой тундры, под покрытой мхом поверхностью тянется низкая скалистая гряда средней высотой около 0,7 метра, на которой расположено святилище. Каменный идол святилища представляет собой выступ скалистой гряды высотой 2,4 метра. Скальный выступ имеет почти вертикальные (с трех сторон) склоны с торчащими на его верхушке плоскими с двух сторон камнем причудливой формы. Издалека в некоторых ракурсах он напоминает голову.
Проведенные на вайгачских святилищах в 1980-х годах археологические раскопки показали, что эти сакральные места очень древние. В земле вокруг идолов было обнаружено несколько сотен предметов волго-камского и западносибирского происхождения. Серебряные и бронзовые изделия датированы X - началом XIII века. Были найдены и более древние предметы, относящиеся к VIII-IX вв. (например, поясная бляшка). Среди находок - сакральные предметы языческих культов аборигенных народов Севера (бронзовая личина, фигурки лося-человека, полые ажурные фигурки зайцев и другие), предметы новгородского производства (бубенчики), эмалевые крестики эпохи Киевской Руси. Археологи находили и очень редкие в северных широтах предметы - части сабли XI-XIII вв., кресала с изображением хищников, бронзовую фигурку лебедя, оловянное обрамление иконки с оглавием и изображением "Нерукотворного Спаса", бронзовый амулет-топорик, серебряные однобусинные височные кольца, бусины и подвески. Поэтому, основываясь на результатах археологических раскопок на Вайгаче, можно предположить, что святилища существовали уже в X-XI веках.  Для поклонения своим богам и ритуальных жертвоприношений ненцы с материка, из просторов Большеземельской тундры, с Урала, даже с Ямала и с низовьев Оби стремились попасть на Вайгач. Каждый из них сооружал еще и своего небольшого идола. Поэтому на месте каждого из святилищ скапливалось по несколько десятков и даже сотен деревянных идолов.  Преодолевая узкий пролив Югорский Шар либо после освобождения его ото льда на утлых лодках, либо еще по льду весной на оленьих упряжках, ненцы ориентировались на мыс Дьяконова, где располагалось первое святилище; оно было видно за много километров.  Когда в конце ХVIII-XIX вв в течение пяти лет почти все ненецкое население было обращено в      христианство, а их старые культовые места на материке, в Большеземельской тундре, на Тимане, на полуострове Канине были Уничтожены, то, как оказалось в дальнейшем, ненцы все же сумели сохранить некоторые святилища, утаив их от миссионеров. Так, например, на Вайгаче они перенесли идолов в глубину острова и надежно спрятали их в горах (современная гора Большая Болванская).
Посетивший в 1898 г. Вайгач художник А.А.Борисов с большим трудом уговорил самоедов показать ему это святилище. В июне на оленях он вместе с ненцами совершил поездку на эту гору. Главная святыня острова оказалась высокой скалой с трещиной. Ненцы называли ее "Неве-хэгэ"  ("Мать-идол"). Впечатление от увиденного Борисов красочно описал затем в своей книге "От Пинеги до Карского моря" (1907). "Не доезжая версты три до главной самоедской святыни, мы остановились, у предуверия так сказать
самоедской Мекки. Я опрометью бросился осматривать эти интересные места и наткнулся между двух скал на огромную груду идолов. Она была так велика, что, если бы потребовалось перевезти ее на другое место, пришлось бы нагрузить 30-40 возов. Кроме божеств, в особенности с западной стороны, лежало множество оленьих черепов с рогами и черепов
белого медведя. За несколько шагов от них попадались огромные кучи топоров, ножей, цепей, обломков якорей, очевидно взятых с судов, потерпевших аварии, гарпунов, обломков от ружей и замков, пуль и проч. Сюда самоеды едут за тысячи верст, чтобы здесь, у подножия жилища властелина полярных пустынь, принести в жертву оленя и кровью его окропить святыню. Очень многие думают, что самоеды теперь уже этого не делают, но они жестоко ошибаются: самоеды так же чтут своих "хаев" и "сядэев" как и в былое далекое время. Свидетельством этому служили глаза, уши и губы только что убитых оленей и кровь, только что засохшая на некоторых богах. Шагах в двадцати валялись три оленьи желудка и недавно погасшие священные костры". Но главная святыня была за рекой Хэхэяха. Борисов продолжает: "Мы направились туда. Еще задолго до места стали встречаться груды топоров, ножей и проч. Самые идолы лежали на двух высоких, огромных, известняковых столбах. Столбы эти отделялись от горы расщелиной, шириной в сажень, и на них можно было попасть благодаря только тому, что над этой страшной расщелиной образовалось из камней что-то в роде арки.  Божеств и костей было меньше, и это меня поразило. Но самоед мне пояснил, что здесь приносить в жертву домашних оленей нельзя: "Здесь дом "Хая" (бога) и сюда можно приносить только голову откуя (белого медведя) (видимо, правильно - ошкуя; ошкуй по-поморски - белый медведь.), да голову "дикаря" (дикого оленя). А с тех пор, как много стало людей на Вайгаче, дикари переселились, - ну, значит, и ходить сюда нельзя. А там, где мы были раньше, можно жертвовать и домашнего оленя…".
Художник Борисов оказался единственным русским, документально запечатлевшим для потомков Большую Болванскую гору со скоплением на ней ненецких идолов - "Главная самоедская святыня на о.Вайгаче" (1898 г.).  Эта картина хранится в Архангельском музее изобразительных искусств.

8.2 Работа с GPS.

В походе использовались 3 навигатора фирмы Garmin. В Etrex-30 была возможность использовать склеенные листы растровых генштабовских 2-километровок, во втором и третьем – использовались векторные карты. Качество использовавшихся векторных карт было низким. В третьем, использовавшемся хронометристом, отмечались точки перекуров и стоянок. Местоположение на третьем навигаторе можно было определить относительно заранее введенных в память навигатора путевых точек, отмеченных и на напечатанных походных картах.
В навигаторе Etrex-30 с пропатченной прошивкой использовался формат jnx.  Склеенные в 4 склейки листы карт хранились на sd-флэшке навигатора.

Для определения координат точек использовался пакет OziExplorer v.3.95.5n. При калибровании карт устанавливались следующие опции:
Map Datum                  Pulkovo 1942-2
Map Projection                  Transverse Mercator
В окне Transverse Mercator Setup:
Latitude Origin               0.0
Central Meridian              87
Scale Factor                  1.000
False Easting                 500000
False Northing                0

Точки стоянок в походе:
OziExplorer Waypoint File Version 1.1
WGS 84
Reserved 2
garmin
1,18.03.13,  68.891042,  66.588427,41569.7062981,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
2,19.03.13,  68.982294,  66.219202,41569.7069839,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
3,17.03.13,  68.805154,  66.893747,41569.7087002,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
4,20.03.13,  69.054897,  65.771161,41569.7138055,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
5,21.03.13,  69.175682,  65.363725,41569.7156668,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
6,23.03.13,  69.432400,  64.503474,41569.7176249,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
7,24.03.13,  69.558648,  63.961589,41569.7223975,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
8,25.03.13,  69.647383,  63.380944,41569.7241162,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
9,26.03.13,  69.719251,  62.698076,41569.7259958,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
10,27.03.13,  69.734175,  62.086896,41570.5411210,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
11,28.03.13,  69.766895,  61.420380,41570.5417009,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
13,29.03.13,  69.819769,  60.754678,41570.5483471,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
14,30.03.13,  69.712444,  60.060256,41570.5505748,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
15,01.04.13,  69.606973,  60.618933,41570.6016174,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
16,02.04.13,  69.471815,  60.922104,41570.6044589,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
17,03.04.13,  69.393894,  61.047385,41570.6126014,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
18,04.04.13,  69.247561,  61.504357,41570.6141509,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
19,05.04.13,  69.049102,  61.877441,41570.6181993,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
20,06.04.13,  68.818780,  62.085070,41570.6231956,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
21,07.04.13,  68.617576,  62.399550,41570.6267922,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
22,08.04.13,  68.403601,  62.668076,41570.6285554,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
23,09.04.13,  68.191674,  62.984621,41570.7164005,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
24,10.04.13,  67.997779,  63.280657,41570.7193426,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
25,11.04.13,  67.776301,  63.615528,41570.7199103,  8, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,
26,finish,  67.603200,  63.911988,41570.7219575, 16, 0, 4,         0,     65535,, 0, 0,    0,   -777,10, 1,17,0,10.0,2,,,

8.3 Адреса для справок и консультаций.

Поисково-спасательные службы (ПСС): Воркутинская КСО, республика Коми, Воркута, ул. Ленинградская 10А, тел. (8-82151)-4-8566,  оперативный дежурный МЧС круглосуточно - -4-5584, Воркутинская АСП – 4-1444.
ПУ ФСБ по Архангельской области, Архангельск ул. Русанова,1А
Глава Администрации МО "Карский сельсовет" 8(478)340-99-02

Туристские клубы:

Центральный московский городской клуб туристов: 109004, г. Москва, ул. Солженицына, д. 17, телеграммы. "Москва Ж-4 Турклуб";

ТССР, г. Москва, Студёный пр-д, 7 тел. 478-63-02

Турклуб “Абрис”, г. Королев Московской области, Карла Маркса,14, abris-korolev.ru

Воркутинский городской туристский клуб “Дриада” г. Воркута ул. Гоголя д.6 driada@vorkuta.com

8.4. Материальное обеспечение.

Групповое снаряжение.

Перечень группового снаряжения.

Наименование Вес Наименование Вес Наименование Вес Наименование Вес

палатка 9 мест

7,80

котел

1,00

лопата снеговая

0,75

стеклоткань

1,00

2 слой палатки

1,50

скороварка

2,10

лопата снеговая

0,60

Щуп

0,30

полиэтилен низ

0,80

рукавицы

0,10

оргстекло,свеча

0,20+0,20

стяжки для кола

0,20

веревка 6 мм 20 м

0,50

мочалка

 

карты

0,50

ледобуры 8 шт

1,60

печка

3,70

половник

0,10

gps

0,20

карабины 8 шт

1,60

спальник гр4.

3,30

скатерть

 

сметка

0,20

спирт  10 л

8,00

спальник гр.3

3,30

деж.мешок

 

термос 1 л

1,60

чайный мешочек

 

конденсатор

3,20

ремнабор

1,20

примусы msr- 2

1,85

анемометр

0,05

топор

0,65

аптечка

0,95

стойка примусная

0,30

термометр

 

пила 2

0,25

лопата снеговая

0,60

бензин 42л, 28 по 1.5 л

28,00

   

ИТОГО

91,40

           

Кроме того, не учитывались как общественные, но были видеокамера, 3 фотоаппарата, личные навигаторы и другая электроника, походная мини-гитара.

Личное снаряжение.

Хотя в приводимом ниже списке личного снаряжения учитывается опыт всех предыдущих походов и критика участников очередного похода, он является чисто рекомендательным и выдаётся на первом собрании для облегчения поисков личного снаряжения, а перед походом - для облегчения сборов.

Примерный перечень личного снаряжения.

Наименование

Количество

Наименование

Количество

Рюкзак

1

Рукавицы ходовые – полар+капрон

1 пара

Лыжи "Бескид" с палками

1 пара

Рукавицы противоветровые – синсулейт+гортекс

1 пара

Пуховка

1

Носки шерстяные

2 пары

Анорака ходовая

1

Носки х/б

3 пары

Штаны ходовые

1 пара

Теплоизоляционный коврик

1

Анорака противоветровая

1

Очки солнцезащитные

1

Штаны противоветровые

1 пара

Кружка, ложка, миска, нож

1

Поларовые куртки

100,200,300

Спички в герметичной упаковке

1-5

Брюки синтепоновые

1 пара

Крепления запасные

1

Поларовые штаны

100,200

Саночки+мешок

1

Ходовая обувь,стельки

1 пара

Мешок для личных вещей, полиэт. мешок, компрессионный мешок

1,1,1

Бахилы

1пара

Документы, деньги

1 компл.

Чуни

1 пара

Спички в упаковке

 

Шапочка windblock

1

Фальшфеер+ракетница

1+1

Шлем противоветровой и ночной

1

Платок,туал.бумага,личный рем.набор,зуб.щётка

 

Маска

1

 

 

Бельё

2

 

 

ИТОГО

в рюкзаке не более 10 кг

Лыжи, в основном, были Бескид, но были и 3 пары пластиковых с насечками, которые приходилось на перекурах при подъемах подмазывать от проскальзывания. Были одни скитуровские крепления, ботинки и вкладыши от которых  грели в спальнике. Ходовая обувь – или сапоги типа Баффин, или треккинговые ботинки + бахилы. У каждого участника был фальшфеер  из аварийных наборов японских автомашин – они горят достаточно ярко до 7 минут + было несколько отечественных фальшфееров, которые вспыхивают ярко, но прогорают быстро. Санки в основном подмосковного изготовления стандартного размера. Но 2 санок были большие той же фирмы.

Питание.

Раскладка была групповая из расчета от 605 до 760 г в день на человека. Во второй половине похода несколько большая. Режим питания - трехразовый Вегетарианцев в группе не было. Предполагалось каждый раз готовить обед на примусах. Спирт из расчета не больше 30 г в день на человека, или вообще без него. К личному относились сухари. Желателен 0.5 кг пищевой сюрприз у каждого участника.

Примерная раскладка на 9 человек в граммах.

 

 

1-15 дни

16-26

Завтрак
(1 вариант)

Гречка

450

540

Мясо сушеное

225

225

Овощи сухие

75

75

Масло сливочное

150

150

Колбаса сырокоп-я

300

300

 

1200

1290

Завтрак
(2 вариант)

Картоф. пюре (сублимированное)

600

675

Мясо сушеное

225

225

Молоко сухое

180

180

Масло сливочное

150

150

Колбаса сырокоп-я

300

450

 

1455

1680

Обед

Суп-концентрат в пакетах

210

210

Халва или мармелад

300/450

300/450

Колбаса

300

450

 

810/960

960/1110

Ужин
(1 вариант)

Рис длиннозернистый

540

630

Овощи сухие

75

75

Мясо сушеное

225

225

Масло сливочное

150

150

Сало

300

300

 

1290

1380

Ужин
(2 вариант)

Макароны

675

825

Мясо сушеное

225

225

Масло сливочное

150

150

Сало

300

300

Лимон с сахаром(2:1)

300

300

 

1650

1800

Карманный перекус

Сухофрукты

675

825

Конфеты(карамель ассорти)

450

540

Ежедневно на группу
(в среднем)

Сахар

750

750

Соль

45

45

Чай

112,5

112,5

Специи

105

105

                                             Σ на одного человека            605/690                          650/760
Сухари – индивидуально, столовая ложка элеутерококка централизованно в обед в первой половине похода.

Состав ремонтного набора.

№ п/п

Название

Количество

№ п/п Название Количество

1.

Ножницы

1

16.

Тросик стандартный

2

2.

Плоскогубцы

1

17.

Планка для кошек

1

3.

Отвёртка под шлиц

2

18.

Пряжки ремешков

2

4.

Отвёртка под крест

1

19.

Проволока медная, стальная

10 м

5.

Шило

1

20.

Накладка для поперечных трещин лыж

2

6.

Стамеска

1

21.

Кусок расходной жести

100 кв.см.

7.

Напильник

1

22.

Пуговицы

20 шт

8.

Надфиль

1

23.

Шурупы разные

40 шт

9.

Коловорот

1

24.

Винты с гайками

40 шт.

 

(свёрла 2.5;4;5;7)

1

25.

Катушка наборная на 7 ниток

1

10.

Мини-ножовка

1

26.

Иголки разные

20 шт

11.

Носок для лыжи

1

27.

Крючок вязальный

1

12.

Тросик безразмерный

1

28.

Куски расходного капрона, разного

2 кв. м

13.

Репшнур

1

29.

Стропы разные

7 м

14.

Комплект тросиковых креплений

1

30.

Куски синтепона

0.4 кв. м

15.

Кольца для палок

2

     

Общий выходной вес ремнабора 1.2 кг. В ходе похода, в основном, рвались тросики типа Азимут. Желательно фиксировать лейкопластырем или изолентой защитную спираль на тросике напротив щёчек крепления. На биваке крепление чинилось заменой тросика репшнуром. Пригодился взятый Виктором 2-компонентный клей в тюбиках для изоляции бензиноотводящей трубки из насоса примуса. Чинились темляки палок, кольца, менялись щечки. Утепленные сапоги на -70°, купленные в Америке, оказались непрочными – развалились – пришлось лейкопластырем обмотать – вспененная резина не для лыжных походов, а для рыбаков.

9. Походные расходы.

N п/п

Статья расходов

На 1 человека(руб)

Сумма

1.

Проезд “Москва – Воркута” поездом

2000

 

2.

Проезд “Воркута – Ярынская”

2225

20000.00

8.

Проезд “Воркута - Москва” поездом

4700

 

 

Итого

8925.00

 

10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Пройден линейный маршрут, охватывающий большой по площади регион Карского побережья, остров Вайгач, хребет Пай-Хой, Большеземельскую тундру К сожалению, маршрут не охватил северные районы Вайгача. Для прохождения Вайгача по периметру в нашем походе понадобилось бы 33 ходовых дня. Район интересен и для последующих лыжных походов, преследующих спортивные и культурологические интересы. Пересечение Пай-Хоя внесло разнообразие в наш в основном плоскостной маршрут.  
Построенную ведомственную автодорогу до Ярынского следует использовать для подъездов и выездов из северной части Полярного Урала. Возможен поход с железной дороги на Ямале до Ярынской. Если же последующие маршруты прокладывать по побережью Баренцева моря, то заканчивать путешествие можно в посёлке нефтяников Варандей, где есть насыпная дорога в сторону Нарьян Мара и зимник в сторону Северной железной дороги.

Определение категории фактически пройденного маршрута.
(по методике категорирования лыжных маршрутов Вариант 6 от 23.09.05, Приложение 3 ЕВСКТМ)

Маршрут относится к категории ТС=0
1) Протяженность маршрута П=кД, где
Д – длина маршрута по навигатору 637,5 км, в зачет 637.5 км.
К=1.1, применяемый на картах, для данного рельефа местности, не применяем. Хотя моральное право имеем, так как путевые точки в треке определялись раз в 20 секунд. Имеет место быть эффект линеаризации маршрута, а морское побережье и тундра – это не ровная как стол поверхность. На втором навигаторе точки трека определялись с частотой в 40 секунд – ежедневный определяемый трек был меньше на 1.5 км. На третьем, где расстояние определялось суммой отрезков между перекурами, общее расстояние меньше еще на 30 км.
2) Перепад высот В=ΣВi = 0.3+0.25+0.15 = 0.7
Эквивалентная протяженность ЭП = П + 5*В = 637,5+5*0.7 = 641 км
ЭП min.ф = 580 + (26-24) *26 = 632 км
ЭП> ЭП min.ф   Сложность – 9 км, Напряженность – 24,66
Протяженность пройденного маршрута больше минимальной эквивалентной протяженности, значит, пройденный маршрут соответствует заявленной шестой категории сложности.

В целом, при предварительном рассмотрении, с учётом протяжённости, продолжительности, в том числе набору естественных препятствий заявленный маршрут был оценен шестой категорией сложности.

11. Литература.

Н.В Вехов “Святилища Вайгача”
П. Боярский, М. Глазов “Священный остров ненецкого народа”

Использованные отчёты М Г Ц Т К :
1145 Коленко, 1242 Ильюшонок, 1840 Иваненко, 1846 Шпаро, 2168 Милосердный. 2306 Громов, 3572 Иванов

Использованные отчёты ТССР:
Отчёты Тиунова (Екатеринбург)
Отчет Чижика С.Л. (Воркута) о лыжном походе 5 к.с. от 2002 года
Отчеты Лапшина (Москва)


 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную