ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ
ОТЧЁТ
о лыжном туристском путешествии второй категории сложности по Полярному Уралу,
совершенном с 4 ноября по 16 ноября 2016 г.
Маршрутная книжка № 13/2016
Руководитель группы Иванов В.М.
Королёв, Московская область.
Тел. +7 919 729 37 58
e-mail: ivanov_tour@mail.ru
Оглавление
- Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
- Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её
достижения, особенности, новизна.
- Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников
и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация
ПСО.
- Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
- Изменения маршрута и их причины.
- График движения.
- Техническое описание прохождения группой маршрута.
- Потенциально опасные участки маршрута.
- Перечень наиболее интересных природных объектов и явлений на маршруте.
- Дополнительные сведения о походе.
- Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
- Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
1.1. Проводящая организация:
Федерация спортивного туризма г. Королёва Московской области.
Клуб туристов «Абрис».
1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.
Полярный Урал.
1.3. Общие справочные сведения о маршруте.
Вид туризма |
КС похода |
Протяжённость похода (км) |
Продолжительность |
Сроки проведения |
лыжный |
вторая |
139 км |
9 дней |
с 4 ноября по 16 ноября 2016 года |
1.4. Подробная нитка маршрута.
ст. Елецкая – р.Харута – верховья р. Харута – попытка восхождения по ребру на Пай-Ер через пер. Седло (1А) – пер. Арка-Матолоу(н/к) – пер. Хара-Матолоу(н/к) – пер. Шуги(н/к) – ст. Полярный Урал.
1.5. Определяющие препятствия маршрута.
Попытка восхождения на Пай-Ер (1А) по ребру с перевала Седло, восхождение на п. Седло (н/к) (рад), прохождение пер. Арка-Матолоу (н/к), Хара-Матолоу (н/к),пер. Шуга (н/к).
1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.
N |
Ф.И.О. |
Г.Р. |
Тур.опыт |
Обязанности |
Адрес |
Фото |
1 |
Иванов Владимир Михайлович |
1953 |
6лр Полярный Урал |
руководитель |
Королев |
|
2 |
Сашов Алексей Анатольевич |
1975 |
6лу Корякское нагорье,
5гу, 3лр, 2гр |
зам.руководителя, снаряженец, печник |
Москва |
|
3 |
Чистякова Мария Сергеевна |
1981 |
6лу Камчатка |
завхоз |
Москва |
|
4 |
Заславский Федор Андреевич |
1981 |
3лу Полярный Урал |
реммастер |
Москва |
|
5 |
Куликов Владимир Павлович |
1957 |
6лу Кодар |
|
Раменское |
|
6 |
Рыжков Андрей Васильевич |
1958 |
6лу Кодар |
|
Саров |
|
7 |
Леонова Татьяна Игоревна |
1992 |
3лу Приполярный |
летописец |
Москва |
|
8 |
Савельев Виктор Петрович |
1967 |
3лу Хибины, 2лр |
медик |
Москва |
|
1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.
Печатный экземпляр в библиотеке МКК ФСТ Московской области.
Отчёт опубликован на сайте: http://www.manturs.narod.ru/
1.9. Поход рассмотрен МКК ФСТ Московской области. (шифр МКК 150-00-555550020).
2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
Поход проводился в межсезонье с целью тренировки и “акклиматизации” перед следующими походами в сезоне и собственно восхождения на Пай-Ер в межсезонье молодым поколением туристов-лыжников.
В результате, запланированный вариант 2 к.с. путешествия был таков:
Даты |
Дни пути |
Участки маршрута |
Км |
Способы передвижения |
06.11.16 |
1 |
Елецкая-высота172м |
7 |
лыжи |
07.11.16 |
2 |
высота.348м |
15 |
лыжи |
08.11.16 |
3 |
Верховья Харуты |
16 |
лыжи |
09.11.16 |
4 |
Кольцо – п.Седло-в.Пай-Ер(1Б)-п.Северный(1Б-2А) |
10 |
кошки |
10.11.16 |
5 |
п. Аркаматолоу(н/к) |
15 |
|
11.11.16 |
6 |
п.Хараматолоу(н/к)-высота384 м |
20 |
лыжи |
12.11.16 |
7 |
Р.Яйю- |
21 |
лыжи |
13.11.16 |
8 |
р.Леквож-п.Шлем(н.к) |
20 |
лыжи |
14.11.16 |
9 |
Ст. Полярный Урал |
4 |
лыжи |
|
|
Запасной вариант на случай незамерзания р. Елец
1-3 6.11-8.11 ст. Пол.Урал – р. Харута 45 |
|
|
|
|
В случае пурги под Пайером:
6-9 11.11-14.11 Харута-р.Яйю-ст. Пол.Урал |
|
|
|
|
В случае свободного времени:
8 13.11 высота 1069(н.к) рад 6 |
|
|
И т о г о активными способами передвижения:122 км
Указанные времена – московские, хотя надо учитывать, что смена дня и ночи происходит в районе путешествия на 2 часа раньше, чем в Москве с учетом перевода времени на зимнее.
Использованные картографические материалы: километровые карты района.
Использовался «Классификатор перевалов Урала».
Обозначения «правый», «левый» берег, склон применяются в соответствии с орографией, если не оговорено иное.
3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.
В октябре-ноябре 2016 г. относительно Москвы было следующее расписание:
№22 Москва-Лабытнанги «Полярная стрела» 20.35 отправление из Москвы, 2 раза в неделю
№376 Москва-Лабытнанги (прицепной вагон) 13.30 отправление из Москвы
№ 376 Москва - Воркута, отправление 12ч 30 мин
№ 042 Москва - Воркута, отправление 21ч 50 мин
№ 041 Воркута - Москва, отправление 18ч 35 мин
№ 21 Лабытнанги - Москва, отправление 10ч 25 мин от ст. Полярный Урад
№953Р Лабытнанги-Воркута, отправление 9.05 из Лабытнанги
№953М Воркута-Лабытнанги, отправление 9.35 из Воркуты
Мы добирались поездом №22 Москва-Лабытнанги до ст.Елецкая и поездом №21 Лабытнанги- Москва обратно .Цена плацкарта туда – 5377 руб, обратно – 2930 руб.
4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Аварийными выходами на всех этапах маршрута являлись выходы к железной дороге.
5. Изменения маршрута и их причины.
???
6. График движения.
День |
Дата |
Участок
маршрута |
Время
Час.мин |
Путь |
Перепад высот
м |
Высота |
Рельеф |
1 |
06.11 |
Ст.Елецкая - р. Елец
высота134м |
13.00-14.40
Чистое ходовое время 1.30 |
2,26
2,74 |
+40 |
126 |
Река замерзла,, дорога, 3см снега, пешком или на лыжах |
2 |
07.11 |
Дорога до обеда,
До долины р.Харута,
По р. Харута |
6.32-14.28,
Ч.х.в. 6.40 |
11,77
6,81
5,08 |
+50 |
173 |
Дорога до Харуты, на реке наледи, тонкий лед, холмы, пешком или на лыжах |
3 |
08.11 |
Р. Харута вверх |
7.00-14.00,
Ч.х.в. 5.40 |
15,76 |
+310 |
485 |
Наледи, в верховьях легкая тропежка по террасе,подъем вверх |
4 |
09.11 |
Попытка восхождения на Пай-Ер до высоты 1091 м с перевала Седло |
7.00-12.40,
Ч.х.в. 5.40 |
12.75 |
+610-610 |
1091
485 |
Под п. Седло на лыжах, далее в кошках по насту, по гребню между больших камней |
5 |
10.11 |
Пурговка |
|
|
|
485 |
|
6 |
11.11 |
Р. Харута - пер. Арка-Матолоу - р.Хара-Матолоу |
7.00-13.36
Ч.х.в. 5.00 |
8,93 до обеда,
7,42
|
+85
-80
+30
-140 |
570
507
534
395 |
Лыжи,выше ГЗ кустов,обледеневший наст, камни |
7 |
12.11 |
Оз. Монта-Лор - пер. Хара-Матолоу - левый исток ручья Янас-Шор - выше ГЗ кустов азимут 50̊ |
7.24-14.30
Ч.х.в. 5.45 |
1,71
16,57 |
+60
-230 |
395
455
221
214 |
Лыжи, спуск с перевала с пробиванием ступенек в насте,крутизна 30̊, 20 м, далее лыжи |
8 |
13.11 |
Вдоль Уральского хребта азимут 50̊
пер Шуги |
6.45-13.54
Ч.х.в. 8 |
17,88 |
+205
-140 |
214
420
281 |
Лыжи, пустые места в водораздельных поднятиях, заросли кустов в руслах ручьев |
9 |
14.11 |
Ст. Полярный Урал |
7.15-8.56
Ч.х.в. 1.30 |
5,86 |
-105 |
281
174 |
Лыжи, река и озеро замерзли, большие кусты |
|
|
Всего на маршруте: |
39 часов 45 мин
Ч.х.в |
116 км
пути |
+1390
-1340
Итого:2730 |
|
|
Карта
7. Техническое описание прохождения группой
маршрута.
4.11.16.
В 20.35 выехали из Москвы 22 поездом, в Москве -1◦C.
5.11.16.
Едем в поезде. Распределяем снаряжение. Из забытого – не взяли динамик для прослушивания песен. Температура до -10◦C, реки замёрзли, но есть промоины.
1 день 6.11.16.
Утром в Инте подсел Виктор Дисненко, наш старый походный товарищ. Он нас провожает и встречает после похода. Дал на поход ареометр (ветромер), микрофлэшку с картами района для навигатора и бахилы для Куликова.
12:52 приехали, выгрузились.
13:08 сделали общую фотографию. Облачно, безветренно, t = −12◦C, 3 см снега.
Пешком по дороге пошли в сторону реки, далее на развилке налево 800 м до острова и брода. В 13:30 надели лыжи и начали её переходить. После острова незамёрзшая местами шуга. Дальше по совету Виктора продолжаем идти по дороге. Почти все на лыжах, кто- то пешком, так как снега очень мало.
14:21 привал. 14:48 встали на ночёвку в кустах, уже темнеет. Нашли сушняк для печки.
Ветер 6,9 м/с (если верить ареометру), t = −15◦C. Андрей дежурный.
Вечером перед сном Маша по традиции наших походов с ней начала читать книжку. В этот раз это был Пелевин “Generation Пи”.
2 день 7.11.16.
3:00 подъем дежурного - чистка палатки от изморози изнутри и розжиг примусов. 5:00 общий подъем. t = −11◦C, безветренно.
6:32 вышли на маршрут. Продолжаем идти по дороге.
6:58 привал, показалось солнце.7:52 привал.8:52 привал.
10:08 обед. Небольшой ветер, t = −12◦C, малооблачно.
10:27 пошли дальше, почти все сняли лыжи.
11:23 привал. Один командир упорно идёт на лыжах.
12:27 привал. Ветер 3,8-4,2 м/с. Дальше хотели азимутнуть и выйти на другую дорогу, когда вышли на неё, свернули к речке, вниз, и дальше пошли по реке. А оленная дорога - ворга, которую советовал Виктор Дисненко, пошла вправо по берегу. Возможно, надо было идти по ворге.
13:23 привал. Видели песца. Он совсем не боится – бежал параллельно, нас изучал. Пошли дальше, через некоторое время командир провалился обеими ногами по колено. Далее прошли влево от реки километр по заболоченному лугу с камням (болотистому кочкарнику) и до края лиственного леса, и там нашли ровную площадку для лагеря. Маша нашла воду у лагеря.
14:28 встали на ночёвку. Володя дежурный.
3 день 8.11.16.
3:00 подъем дежурного, 5:20 общий подъем.
t = −20◦C, малооблачно, безветренно.
7:00 вышли на маршрут. Шли по реке без лыж.
7:52 привал. 8:52 привал, солнечно. Собрали дров на сегодня и завтра. При лидировании по льду, который местами тонкий, командир опять провалился несильно, но четыре раза – придётся опять сушиться вечером.
10:00 обед на солнце, не доходя несколько сот метров до поворота реки на 90 градусов влево по ходу, 10:38 пошли дальше.
11:32 привал, почти все (кроме Володи и Андрея, которые продолжили идти по реке) надели лыжи. Небольшой ветерок. 12:16 привал, уже все на лыжах. Поворот долины вправо. Ветер. Далее ещё немного прошли и начали подниматься влево по ходу на пологую террасу из начавшегося каньона.
13:10 привал. Ощутимый подъем по террасе. 14:00 встали на ночёвку после устья левого по ходу ручья. Вокруг палатки построили стенку из снежных кирпичей. Есть вода в ручье под снегом.
Ветер 3 м/с, облачно, t = −13◦C. Командир дежурный.
4 день 9.11.16.
3:00 подъем дежурного, 4:30 общий.
t = −12◦C, ветер встречный, облачно.
7:00 вышли в противоветровом снаряжении, вроде проясняется. С собой взяли термоса, пуховки, верёвки, кошки, системы, лопаты...
7:57 подошли под перевал. Ветровая тень. Привал. Надели кошки и в 8:20, оставив лыжи, начали подниматься траверсом вправо, потом влево. Облачно. 9:15 немного постояли, отдохнули. Ветер 8 м/с с порывами до 11 на седловине перевала Седло. Высота – 808 м. Поднимаемся по широкой части между камней по насту, сильный боковой ветер. Володя и Таня подморозили щеки – вовремя растёрли. Видимость упала до 200 метров. Высота 1091 м. 10:25 из-за сильного ветра (21 м/с по ветромеру. При порывах сильнее) решили повернуть назад. При спуске видимость падала до 20 м. Следов уже нет. Идём по компасу и навигатору, не теряя друг друга из вида плотной группой. Самостраховка палками и ледорубами. 11:17 дошли до лыж – из облака падает снег, далее покатили – ветер в спину, видимость минимальная. По навигатору вышли к лагерю в 12.40. Пурга. Поставили палатку на кол, по новой растянули. Сходили за водой. Маша дежурная. Ветер усилился, после ужина идти из-за пурги за водой на утро уже невозможно. Проверили стенку – устойчива.
Всю ночь дул ветер, падал снег.
5 день. 10.11.16.
В 3 часа пурга продолжается. Подъем дежурного перенесён. 5:00 подъем дежурного, 8:00 общий. Дежурная топила воду из снега. Ветер стих, падает снег. Видимости нет. Температура -1◦C
Решено день посидеть, подождать хорошей погоды. Заново откопали воду в ручье. Почистили палатку и вход от снега. Федя дежурный.
6 день 11.11.16.
3:00 подъем дежурного, 4:11 общий. Видимость не очень хорошая, порывы ветра, небольшой снег. Выпало до 10 см снега. Решаем на вершину не ходить.
7:00 вышли на маршрут до перевала Арка-Матолоу. Проясняется.
Катим вниз до поворота долины Харуты влево, там идём траверсом склона вправо.
7:52 привал на перегибе выше зоны кустов. Совсем прояснилось.
Пересекаем русло ручья, потом русло речки с обрывистыми берегами.
8:36 привал. Ветерок, ясно. Поднимаемся вверх вдоль левого орографически берега каньонистой реки Харута-Шор – слияния ручьёв из-под перевала Блюхера и Трехозерного, из-под перевала Западный Пай-Ерский.
Там, где каньон выполаживается, спустились к реке. 9:20 привал. Далее пологий подъем на седловину водораздельного хребтика с ручьём Вонкурьеган. Встречный умеренный ветер.
10:28 обед за большой грудой камней на водоразделе. Высота 570 м. Ветер, малооблачно, t = −11◦C. 11:05 пошли дальше. Пологий спуск по ручью в долину ручья Вонкурьеган. Далее пологий подъем
11:55 поднялись на перевал Арка-Матолоу. Высота 534 м. Это даже ниже предыдущего водораздела. Строго говоря, по карте перевал правее, южнее, там спуск летней тропы в долину Б. Хара-Матолоу, но мы и так на водоразделе Европа-Азия южнее вершины 642 м. Безветренно. Немного посидели у останца с профилем Пушкина и начали спускаться.
12:28 привал. Дошли по широкой долине до слияния ручьёв. Бегают зайцы. На месте запланированной ночёвки на слиянии ручьёв Арка-Матолоу и Хара-Матолоу дров не было, поэтому пошли дальше – вверх по Хара-Матолоу.
13:36 встали на ночёвку у самой речки. Есть кусты. Но мало дров – что-то на вечер набрали, вода под снегом на речке есть. У палатки соорудили стенку со стороны перевала до густых кустов.
t = −11◦C Лёша дежурный.
7 день 12.11.16.
3:00 подъем дежурного, 4:40 общий. t = −15◦C.
7:24 вышли на маршрут. Долина поворачивает вправо. Сначала было ясно, но наплывало облако. Поворот долины налево, на север.
7:56 привал. Дальше практически сразу же вышли на озеро Монта-Лор. Идём по льду озера на север. Поднялись на северный берег. Далее перевальный перегиб, но виден крутой каньонистый спуск вниз – без верёвок непроход. Прошли 150 метров налево, на запад за ближайшую горку – там спуск 20 метров с самостраховкой и битьём ступеней участниками в пластиковых ботинках в занастованном склоне до 30 градусов. Не будь так мало по высоте– можно было бы дать категорию зимнему перевалу. В общем, в 8:30 поднялись на перевал Хара-Матолоу. Высота – 455 м. После описанного крутого спуска выположение налево по ходу в долину.
В выположении посидели и дальше уже на лыжах спускались. Облачно, небольшой снег. Спокойный спуск на лыжах до выхода из гор.
9:54 обед, полчаса. Снег небольшой, безветренно. Перед общим поворотом долины реки налево повернули направо. Теперь наш генеральный азимут на два дня - 50◦ Выбираем линию движения по белым пятнам тундры – они без кустов. А чем темнее пятно впереди – тем гуще и выше кусты в этом месте.
11:17 привал. Поля без кустов ограничиваются ручьями с легкопроходимыми неширокими линиями кустов 12:04 привал. Впереди поля кустов...
13.05 привал, снег к этому времени уже перестал идти. Набрали дров и в 13:20 пошли дальше. Широкий пояс кустов. Местами непроход. Тяжело продираться с санками. 14:00 наконец то вышли из кустов левого истока Нангыт-Югана.В сумерках пересекли 2км-вый безлесный водораздел до начала кустов правого истока Нангыт-Югана.
14:30 встали на ночёвку. Нашли под снегом воду ручейка. Светим фонариками отставшим Лёше и Вите. Витя натёр палец. Облачно, t = −13◦C. Дежурный Витя.
8 день 13.11.16.
3:00 подъем дежурного, 4:40 общий. Для ускорения готовки дежурный с вечера залил кипятком термосы, с утра докипятил и снова залил. Потом сходил за водой для утреннего чая.
t = −13◦C, ветерок, вроде ясно.
6:45 вышли на маршрут.
7:27 привал в попавшихся кустах на водоразделе на траверзе в. Яй-Мыльк и в. 312. Далее пересекаем полосу кустов р. Яй-Ю и идём безлесной зоной. Лидер тропёжки меняется – генеральный азимут 50◦, визуально на в. 1069м. Сильный ветер справа по ходу.
8:14 привал в попавшихся кустиках. Ветер усиливается.
9:10 привал. Ветер усиливается до ураганного. Сносит влево.
9:50 обед, очень быстрый, в попавшихся кустиках, так как сильный ветер. После обеда скатились до больших кустов в русле р. Елец. 10:45 привал. Ветер в этом месте утих.
11:51 привал на р. Лек-Вож. Солнышко, ветра нет. Попили чай. Далее подъем в сторону перевала по ручью с перевала Шуги. Это левая по ходу седловина от седловины перевала Шлем. Назван нами так при прохождении его в 2010 году. Смотри отчёт о походе 3 к.с. под руководством Иванова В.М. за 2010 год. На перевал Шлем не пошли – оттуда сдувает ветер, а соседний с ним перевал Шуги прикрыт от ветра.
13:05 поднялись на перевал Шуги. Высота 420 м.
Пологий спуск с перевала до зоны кустов.
13:54 встали на ночёвку на берегу ручья с перевала в зоне больших как деревья кустов.
Когда ставили лагерь подъехал налегке Виктор Дисненко. Он съездил в Инту, приехал снова и 2-ой день стоит в кустах у озера напротив спуска с перевала Шлем.
t = −19◦C, ясно.
9 день 14.11.16.
4:00 подъем дежурного, 5:00 общий.
t = −19◦C, ясно.
7:15 вышли на маршрут. t = −19◦C. По показаниям термометра Виктора и на станции с утра было -33̊. Мы стояли выше – возможно у нас было потеплее.
7:54 привал на пересечении р. Хребет-Шор. Пересекаем р. Собь у озера.
Долго шли вдоль путей. Там стоял товарняк.
8:56 пришли к станции. Морозно. Налегке сбегали за 900 м на восток до знака Европа-Азия. Почистили санки, связали лыжи, посидели в тепле вокзала. Дежурная показала, как работает жезловая система пропуска поездов. В 10.25 подошел наш поезд.
8. Потенциально опасные участки маршрута.
Пай-Ер.
9. Перечень наиболее интересных природных объектов и явлений на маршруте.
Пай-Ер.
10. Дополнительные сведения о походе.
(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные
с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности
общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения
и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)
Общее описание района путешествия.
Полярным Уралом принято считать отрезок Урала от истоков реки Хулги на юге до горы Константинов Камень на севере. На западе и востоке хребты Полярного Урала примыкают к таежным и тундровым пространствам Печорской и Западно-Сибирской низменностей. Территория горной области Полярного Урала занимает площадь более 25000 кв.км. По характеру рельефа и геологическому строению Полярный Урал разделяется на северную и южную резко различающиеся части. Северная часть (от г.Константинов Камень на севере до р.Собь на юге) представляет собой сложную систему коротких хребтов и массивов северного или северо-восточного направления, разделенного продольными и поперечными долинами рек. Особо выделяются хребты Оче-Нырд, Большой и Малый Пайпудынский, Ханмейский, Борзова, Енганэ-Пэ. Относительные высоты этих хребтов над долинами рек достигают 800-1000 м, а ширина долин 3-4 км, Ширина горной области резко увеличивается к югу (от 5-7 км у Константинова Камня до 125 км в районе кряжа Енганэ-Пэ). Западный склон более крутой, чем восточный, Восточный склон спускается постепенно к Западно-Сибирской низменности. Характерная особенность северной части Полярного Урала - исключительно глубокое расчленение хребтов и массивов сквозными поперечными долинами и незначительная высота перевалов. Абсолютные высоты большинства перевалов через главный водораздел не превышает 300 м над уровнем моря; в то же время относительные высоты хребтов достигают 1000 м. Из высших точек отметим Нэтем-Пэ 1368, Хайды-Пэ 1260, Хуута-Саурей 1304, Пендирма-Пэ 1254.
Южная часть Полярного Урала (от долины р.Собь до истоков Хулги) значительно уже северной (до 25-30 км). Главный водораздельный хребет простирается в юго- западном направлении более чем на 200 км. Поперечными долинами хребет разделен на отдельные массивы - Рай-Из, Макар-Рузьский, Собской, массив г.Блюхера, Пай-Ерский, Сомкепайский, Хойленско-Лагортинский, Хордъюзский, Пальник-Шорский, Каровый, Кокпельский, Лемва-Из. Абсолютные высоты хребтов достигают 1100-1200 м и лишь отдельные вершины поднимаются выше 1400 м над уровнем моря - Пай-Ер 1499 м, г.Блюхера 1427 м, Грубе-Из 1435, Лемва-Из 1427 м. Склоны хребта круто опускаются к предгорным понижениям, которые отделяют от подножия гор предгорные гряды с абсолютными высотами до 350-400 м (Малый Урал). В южной части Полярного Урала представлены, как альпийские, так и платообразные формы рельефа. Горы здесь сильно расчленены глубокими ущельями, долинами рек и карами, заполненными небольшими ледниками. Глубина расчленения долин достигает 600-800 м. По сравнению с северной частью Полярного Урала перевалы здесь расположены на значительно большей высоте (400-1000 м над уровнем моря) и подъем на них более крут и высок.
Высшая точка Полярного Урала представляет собой интересный объект для туристских путешествий. В массиве можно выделить три основные вершины - Западный (Южный) Пай-Ер (1330), Пай-Ер (1499), Восточный Пай-Ер (1217). Гора Пай-Ер представляет собой резкое скальное поднятие с плоской вершиной. Относительный перепад высот составляет 600-750 м. Выделенность массива Пай-Ера, к которому примыкает и массив г.Блюхера хорошо чувствуется при траверсе г.Географов и Сомкепайского массива. Видно, как на фоне плоских и в общем-то невыразительных хребтов резко вздымается протяженная скальная стена. Простой путь подъема на Пай-Ер проходит по северному отрогу, разделяющему истоки р.Харута и Правый Кечпель с плато пер.Седло (825, н\к). Вначале широкий гребень постепенно сужается и переходит в последовательность простых жандармов, часть из которых необходимо обходить по крутому западному склону, что и представляет основную трудность при восхождении. Сложность подъема 1Б-1Б*. Несколько более сложные подъемы идут с перевала Северный 1Б-2А и Южный 2А. Номинально подъем с перевала Пай-ерский также считается 2А, хотя объективно он несколько сложнее и протяжённее предыдущих.
В заключение несколько слов о подходах и подъездах. Большинство маршрутов начинается с железной дороги. В массив Собской, Рай-Из, Макар-Рузьский, Пайта- Нелский, Пай-Ерский и Сомкепайский путь лежит от станций Собь, Харп, пос.Полярный, Полярный Урал, Хорота и Елецкая. К Сомкепайскому, Хойленско- Логортинскому,Хордъюзскому, Пальник-Шорскому и Каровому массивам можно добраться от станции Сивая Маска. К самым южным массивам, включая Пальник- Шорский и Каровый, можно добраться от станций Абезь и Шор.
Наибольшее удаление Полярного Урала от железной дороги составляет около 60 км.
Список группового снаряжения.
1. Палатка восьмиместная
2. Полиэтилен низ
3. 2 слой верх
4. Пила,топор
5. Стеклоткань
6. Основная и вспом. веревка - 50 м,60 м (9 мм,6 мм)
7. Ледоруб - 3 шт.
8. Снеговые листы и лопаты - 2 шт.,1 шт.
9. Светильник подвесной+ зап. Батарейки - 1 шт.
10. Термос – 2 шт., 2 л. + 1,2 л.
11. Плексиглас - 100 г
12. Мочалка
13. Щетка-сметка
14. Котел – 1шт., на 7,5 л.
15. Котел– 1шт. на 7,5
16. Половник
17. Клеенка
18. Спальники – 2 шт. (3-местные сдвоенные)
19. Спальник-эгоист – 2 шт
19. Конденсатор спальный
20. Фотоаппараты - 1 штука
21. Рукавицы костровые – 1 пара
22. Печка железная с трубой
23. Карабины общ. - 4 штуки
24. Примусы -2 шт.
25. Бензин – 13 л.
26. Ремонтный набор
27. Аптечка
28. Петли веревочные – 4 шт.
29. Гвозди 100 мм. – 8 шт. (для крепления палатки в грунте)
30. Термометр
31. Струбцины
32. GPS-навигатор с картой района
33. Спирт – 3,2 л.
Общий вес – 42,15 кг
11. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
???
12. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
Поход в плане восхождения на Пай-ер – не сложился. Зато очень познавательно прошли обзорный перевал Арка-Матолоу, потом Хара-Матолоу и Шуги. Взятое нами лыжное снаряжение было задействовано полностью. Пригодились и термос, и примусы, Основная верёвка, системы и ледорубы не пригодились в связи с отменой восхождения из-за погодных условий. Санки были нужны – рельеф достаточно ровный.
650-граммовая раскладка была вполне съедобна, и её хватило, учитывая сюрпризы и личное карманное питание.
Ремнабор нам пригодился –починили один из насосов примусов. Чинили задник скитуровского ботинка.
В качестве будильника использовался мобильник, включаемый с функцией звонка на ночь. В личном снаряжении – оправдали себя полярные сапоги типа ”Baffin” и пластиковые ботинки под скитуровские крепления, но там было больше потертостей у участников. В связи с вегетарианством одного из участников не стали брать скороварку, а взяли алюминиевый котёл 7,5 л. В связи с этим время утреннего приготовления увеличилось на полчаса. Возможно, как мы делали раньше, надо было обеденные термоса заливать вечером. Из 13 л бензина (2 л добавили из-за отсутствия скороварки) осталось 6. Это связано с топкой печки каждый вечер, водой на каждой стоянке и относительно высокой температурой. В таких условиях надо брать бензин из расчета 150 мл, а не 180 мл. в день на человека.
Оценка категории сложности маршрута
Оценка производится согласно “Методике оценки сложности лыжного похода”.
Перепад высот брался из следующих данных по навигатору:
Задача: оценить, соответствует ли пройденный маршрут заявленной 2 категории сложности ?
Характеристики маршрута:
t=9
пройденный путь = 116 общий,
П 100*1.2 (коэф. учитывающий набор и сброс высоты в горной местности) = 139
км.
Продолжительность t = 9 полных дней, перепад высот В =(+1390, -1340) = 2730 м,
число категорированных препятствий КП = 1 , ТС > 0.
Расчёт сложности маршрута:
1.соответствие минимальной протяженности:
П = 139 км П min=100 км
2.соответствие минимальному количеству КП :
КП = 1 КП min= 0
3.совершенная работа :
Т > 0, восхождение до высоты 1093 м по ребру Пай-Ера с крутизной до 30̊ – 1А, Т=2
4.соответствие минимальной технической сумме :
ТС = ( В + Т ) = 2.73 + 2 = 2,73
5.фактическая эквивалентная протяженность маршрута группы:
ЭП = П + 5 х ТС = 139 км + 5 х 2,73 = 152.65 км > 140 км
Вывод: количество категорированных препятствий, продолжительность и эквивалентная протяженность соответствуют походу второй категории сложности.