на главную
На главную
 походы отчёты документы 
 
 

ПРИПОЛЯРНЫЙ УРАЛ

ОТЧЁТ

о лыжном туристском походе четвёртой категории сложности по Приполярному Уралу
с 2 по 17 марта 2015 г.

Маршрутная книжка №
Руководитель группы Батуев Е.А.
e-mail: carboksyl@ya.ru

Оглавление

  1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
  4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  5. Изменения маршрута и их причины.
  6. График движения.
  7. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  8. Дополнительные сведения о походе.
  9. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Федерация спортивного туризма Московской области.

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Россия, Приполярный Урал.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

лыжный

четвертая

245 км

15 дней

с 2 по 17.03.2015

1.4. Подробная нитка маршрута.

дер.Приуральское - радиально под г.Сабля 1А - пер.Аранецкий н/к - р. Седью - пер.650м н/к - база Озерная - пер.Сундук Ю. н/к - р.Вангыр - пер.Вангырский (№10) 835м 1А - пер.Ревда 1046м 1Б - р.Косью - радиально пер.Студенческий 1А -р.Манарага - пер.Зиг-заг 1А - пер.Балбан н/к - база Желанное.

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Всего препятствий: 9 перевалов.
Определяющих препятствий: 4 перевала 1А, 4 перевала нк, 1 перевал 1Б.

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

N

Ф.И.О.

Г.Р.

Тур.опыт

Обязанности

Адрес

1

Батуев
Евгений
Андреевич
1988 2ЛР Полярн.Урал,
3ГР Кавказ
руководитель carboksyl@yandex.ru

2

Запрометов
Илья
Александрович
1978 3ЛУ Полярн. Урал сомелье ilyazap@mail.ru

3

Кузнецов
Максим
Сергеевич
1975 3ЛУ Полярн.Урал тропильщик max75ku@yandex.ru

4

Нилов
Сергей
Викторович
1989 2ПУ Байкальск. хр.,
2ГУ Кавказ,
2ЛУ Хибины.
завхоз griffin_89@mail.ru
5
Подкорытов
Андрей
Николаевич
1987 3ЛУ Куз.Алатау,
5ПУ Камчатка
фотограф, связист thepompous@gmail.com
6
Насыпайко
Никита
Юрьевич
1987 4ЛУ Припол.Урал,
2ГУ Кавказ
печник nny_kom@mail.ru
7
Серов
Алексей
Юрьевич
1980 3ЛУ Пол.Урал,
2ЛР Ю.Урал
финансист auserov@mail.ru
8
Бирюков
Артём
Юрьевич
1988 2У Хибины медик irinavs@ya.ru

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Библиотека Туристско-Спортивного Союза России.
Отчёт опубликован на сайте: http://www.manturs.narod.ru/

1.9. МКК (шифр ).

2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.

Основная цель похода - пройти насыщенный тренировочный поход по Приполярному Уралу, посетить районы, в которых находятся основные вершины Приполярного Урала - Сабля, Манарага, Народная. Связать одной ниткой маршрута Саблинский хребет и район базы Желанное. По возможности совершить радиальные восхождения на вершины. Для некоторых участников это было первое посещение Приполярного Урала, что существенно расширило горизонты и создало базу опыта и знаний для более сложных походов.

3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Заезд
Поездом  Москва - Воркута, до станции Печора.

Заезд в район возможен на частном транспорте из г.Печора. Мы заказали автобус ПАЗ до деревни Приуральское от железнодорожного вокзала ст. Печора. Рейсового транспорта для заброски в зимнее время нет. Начать маршрут также можно от г.Инта, группы лыжников в этом случае заказывают транспорт до базы Желанное. Варианты заброски с этой стороны широко описаны в отчётах.

Отъезд
Поездом Воркута - Москва, от станции Инта.

Выезд с базы Желанное можно осуществить только на заказанном транспорте, вахтовке УРАЛ или на вездеходе ТРЭКОЛ. Сначала мы ориентировались на УРАЛ, но в процессе похода у встречной группы выяснили, что намного надежнее ТРЭКОЛ, и по спутниковому телефону заказали такой вездеход у руководства базы Желанное. ТРЭКОЛ идёт в Инту намного быстрее, меньше вероятность застрять. По оплате - сразвнимо с УРАЛом. Один ТРЭКОЛ свободно берет 6 человек с рюкзаками и лыжами.

4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

-Саблинский хребет - возвращение к посту спасателей и выход через Аранецкие болота в дер. Приуральское.
-район базы Озерная, возвращение через пер. н.к. и Аранацкий пер. к посту спасателей.
-район Манараги, наиболее простой выход к базе Желанное (пер. Кар-Кар или Зиг-Заг).

5. Изменения маршрута и их причины.

Пройденный маршрут: дер.Приуральское - Аранецкие болота - радиально под г.Сабля 1А - пер.Аранецкий н/к - р.Седью - пер.650м н/к - база Озерная - пер.Сундук Ю. н/к - р.Л.Вангыр - пер.Вангырский (№10) 1А - р.П.Вангыр - пер.Ревды 1Б - р.Юнка-Вож - р.Косью - р.Манарага - рад.г.Манарага (до 1200 м.) - радиально пер.Студенческий 1А - р.Манарага - пер.Зиг-Заг 1А - пер.Балбан н/к - р.Балбанью - база Желанное.

Пройденный маршрут отличался от заявленного. В верховьях реки Вангыр, вместо перевала Белка и дальнейшего кольца с выходом к хр.Неприступный, был выбран менее лавиноопасный перевал Ревды 1Б и дальнейший прямой выход к Манараге (сильный снегопад накануне, большое количество снега). Вместо заявленного перевала Кар-Кар 1А прошли перевал Зиг-Заг 1А. По причине неустойчивой погоды и недостаточной видимости решили, что выход к Зиг-Загу будет логичнее, чем движение через Кар-Кар. От восхождения на в.Народная и на плато Руин отказались по причине пурги и отсутствия видимости.

6. График движения.

День похода

Дата

Участки маршрута

Пройденное
расстояние (км)

Способ движения

1

02.03.2015

дер.Приуральское - Аранецкие болота

19

лыжи

2

03.03.2015

Аранецкие болота

17

лыжи

3

04.03.2015

Аранецкое болото - изба 40 окладов

21

лыжи

4

05.03.2015

изба 40 окладов - радиально под г.Сабля до выс.900 м. - Аранецкий перевал н.к. - р.Седью

15 рад.+11 маршр.

лыжи

5

06.03.2015

р.Седью - пер.н.к. - база Озерная

26

лыжи

6

07.03.2015

база Озерная - пер.Сундук Ю. н.к.. - р.Вангыр  - (руч.Медвежий)

16,5

лыжи

7

08.03.2015

руч.Медвежий - р.Вангыр - верховья р.Л.Вангыр

17

лыжи

8

09.03.2015

 р.Л.Вангыр - пер.Вангырский (№10) 1А - р.П.Вангыр

8 маршр.+ 2,5 рад.

лыжи

9

10.03.2015

р.П.Вангыр - пер.Ревда 1Б - р.Юнка-Вож

13

лыжи

10

11.03.2015

р.Юнко-Вож - р. Косью - р.Манарага

14 маршр.+3 рад.

лыжи

11

12.03.2015

р.Манарага - рад.г.Манарага до 1200 м. - рад. пер. Студенческий 1А - р.Манарага

15 рад.+11 маршр.

лыжи

12

13.03.2015

р.Манарага - верховья р.Манарага

18

лыжи

13

14.03.2015

верховья р.Манарага - пер.Зиг-Заг 1А - пер. Балбан н.к. - верховья р. Балбанью

16

лыжи

14

15.03.2015

верховья р. Балбанью - база Желанная

18

лыжи

15

16.03.2015

пурговка на базе Желанное

 

 

16

17.03.2015

пурговка на базе Желанное, выезд в Инту

 

спец.тр-т

7. Техническое описание прохождения группой маршрута.

1 день,  02 марта 2015
дер. Приуральское - Лагерь 1 (Аранецкие болота).

Приехали в деревню Приуральское в 7 утра, от города Печора ехали 3 часа на заказанном автобусе ПАЗ. Дорога в целом хорошо прочищена, ПАЗ прошел без проблем и застрял только на въезде в Приуральское, сказалась неопытность молодого водителя. Мы достаточно быстро его откопали и автобус уехал обратно в Печору. Мы остались на краю засыпанной снегом деревни, из крайнего дома почти сразу вылезли местный мужик удивляться нашему раннему появлению, вскоре подъехал снегоход, на котором сидели еще двое. Все они удивлялись куда мы собираемся отправиться на лыжах по бескрайним просторам.

Быстро перепаковали рюкзаки, достали сани, вышли на маршрут в 8.20 утра. По словам местных снегоходчиков буранка идет по р.Перебор, а не по классической летней тропе. Сразу спуск на замерзшую реку Печора, здесь ширина метров 700, перед нами прошел снегоход, идем по его следу спокойно, да и рядом тоже есть буранки. проходим вверх по р.Перебор 4 км, далее выходим на просеку через лес. До обеда шли в основном по старым буранкам, постпенно внедряемся в массив Аранецких болот. Встали на обед в 13.30 прямо на просеке, дров везде очень много. Снег глубокий, под костер приходится делать подкладку из  бревен. Идем по просекам до 17.00, на ночевку встаем на краю болотистой поляны, в месте с изобилием сушин. Выкопали яму для костра, глубина снега 1,2 метра. Ужинаем у костра, довольно тепло и комфортно. С вечера в палатке топили печку, ночью не топили, ночь в общем не очень холодная.

Пройденной расстояние: 19 км
Набор/Сброс +50/-50

IMG_1466.JPGIMG_1471.JPG

приполяр 1.jpg

2 день, 03 марта 2015
Аранецкие болота.

Подъем дежурных в 5-00, выходим в 8/8-30. Хорошее светло утро, солнечно с переменной облачностью. Тропим по лесу, потом выходим на старую буранку. Идем до 12.30, обедаем у просеки. Через час после выхода вываливаемся на магистральную буранку, ведущую на Аранецкую избу. Обед занимает 1,5-2 часа, это в свободном режиме, без спешки. По магистральной буранке прошли 3 ходки, всталив красивом лесу прямо у буранки. Выкопали гигантскую яму для костра, глубиной не меньше 2х метров. Ужинаем, правда, уже в палатке, слегка топим печку. Ночью тепло. Стоим на краю системы болот, до избы 40 окладов 20 километров. Планируем завтра ночевать там.

Пройденной расстояние: 17 км.
Набор/Сброс +57/-50

приполяр 2.jpg

IMG_0752.JPGIMG_0783.JPG

3 день, 04 марта 2015
Аранецкие болота - изба 40 окладов.

Почти весь день идем по большим полянам, в летнее время здесь, наверное, большие болотистые прогалины. Обедаем под защитой каких-то березок, слегка дует и, поэтому, долго сидеть зябко. Обедаем супом и чаем и выходим. Последние 2 ходки буранка идет немного в гору. К 16.00 подходим к домику спасателей напротив избы 40 окладов. Здесь сейчас дежурят 2 спасателя, у них есть снегоход и радиосвязь с Печорой. К нам отнеслись хорошо, рассказали о вариантах радиалки под Саблю. Около часа беседуем с ними, затем перемещаемся к избе 40 окладов, раскапываем вход. Внутри довольно уютно, есть предбанник для рюкзаков и лыж, внутри нары на 10-12 человек.Вода неподалеку в очень глубокой яме. Снега в этом году очень много. Саблинский хребет от избы должен быть виден как на ладони, но пока облачность скрывает верхнюю часть хребта, особо ничего не видим.
Готовим на примусах в избе, читаем журнал с многочисленными записями. На завтра планируем ранний выход и радиальный выход под Саблю. Многим, конечно, хотется взойти на гору, но это зимняя двойка, вряд ли такой большой группой мы сможем это сделать.

приполяр 4.jpg

18.JPGIMG_0164_1in_sign.jpg13.JPG

IMG_0168_1in_sign.jpg

5 день, 06 марта 2015
Долина р.Седью - база Озерная.

Вчерашний ветер, видимо, выдохся, сегодня отличный солнечный день, на солнце очень тепло. Выходим с стоянки и через километр уходим с реки Седью и начинаем подъем вверх по ручью к перевалу н.к. Лезем на перевал, тропя попеременно, часа 3. На подъеме в какой то момент даже деревянные Бескиды перестают держать, приходится наклеивать камус или вязать шкерты.  На широкой седловине перевала обедаем чаем из термосов и мясом с галетами, солнце сияет и греет нас, раздеваемся до пояса и немного загораем.С перевала спускаемся очень быстро, хорошее катание по неглубокому задутому снегу. Стараемся на всех парах идти к базе Озерная, палатку ставить сегодня не хочется. Погода хорошая, тихая, что позволяет нам развить хорошую скорость и еще засветло подойти к базе Озерная. Что нам вполне удается, за полчаса до сумерек мы в зимнем доме базы, он открыт, есть небольшие сени, где можно оставить лыжи, и большая комната с печкой. Все содержится в достаточно хорошем состоянии. Готовим ужин и с комфортом проводим вечер в обширной комнате дома. На улице небольшой мороз, приятно выйти и потом зайти в тепло натопленный дом. Очень хорошо, что база оказалась примерно в середине нашего похода, здесь можно хорошо отдохнуть перед предстоящими суровыми перевалами. Очень хороший длинный переход получился за день, около 20 км.

Пройденной расстояние: 26 км
Набор/Сброс +850/-900

приполяр 5.jpg

6 день, 07 марта 2015
База Озерная - пер. Сундук Южный н.к. - р.Вангыр.

приполяр 6.jpg

Выходим с базы чуть позже обычного, позволили себе утром немного подольше завтракать и собираться. Другие строения базы засыпаны снегом, под которым их почти не видно.По лесу постепенно набираем высоту и выползаем на перевал Сундук Южный (н.к). Перевал пологий, размазанный какой-то. Зато есть тур и записка в нем. Погода хорошая, солнечная, получаются хороший фотографии на фоне окружающих нас хребтов.Спуск с перевала траверсом вправо, а затем прямо вниз, хорошее катание. Снега везде очень много, не меньше двух метров лежит. Спускаемся к реке Вангыр и идем вдоль левого берега, на обед встаем на пологой террасе. Дрова в изобилии, вода из реки тоже есть, не нужно топить снег. После обеда проходим еще три ходки и встаем на ночь в лесу на небольшой поляне за ручьем Медвежий. Под вечер -5, вечер ясный, безветренно: очень комфортная погода пока установилась.

Пройденной расстояние: 16,5  км
Набор/Сброс +550/-450

25.JPG26.JPG

IMG_1591.JPGIMG_1592.JPGIMG_1181.JPG

7 день,  08 марта 2015
р.Вангыр - р.Мал.Вангыр.

приполяр 7.jpg

За три ходки прошли вдоль реки Вангыр до базы Вангыр. Здесь несколько невнятных засыпанных снегом строений, зайти можно только в один балок. Крыша слегка провалилась, внутри холодно и неуютно. Есть большая печь, но количество дыр в крыше и стенах зашкаливает, протопить невозможно. Видно, для зимнего отдыха эта изба не использовалась уже давно. Уходим дальше, на реку Малый Вангыр (Левый Вангыр), становимся на обед на низком левом берегу реки. Сегодня 8 марта - хороший повод позвонить домой, что мы и делаем. Спутниковый телефон - это замечательно! Андрей, хранитель прибора, включает его каждый вечер, иногда на него приходят смс с погодной сводкой от Ани Никифоровой, нашей связной в Москве.

После обеда делаем еще несколько переходов и становимся на ночлег на границе зоны леса в цирке под перевалом Белка. Погода после обеда начала портится, под вечер пошел сильный снег. По плану мы хотели идти перевал Белка и далее к хребту Неприступный, но, похоже, нам придется сегодня пересмотреть свои планы… Темп движения по маршруту очень хороший, но времени уже остается не так много, а впереди еще Манарага, куда очень хочется попасть. Да и перевал Белка может стать лавиноопасен, с учетом свежевыпавшего снега. Вечером от Ани приходит смс, что 8-9 марта ожидается ухудшение погоды, снегопад, затем, после 10-го, снова улучшение. Останавливаемся на том, что окончательное решение примем за завтраком утром.

Снег идет крупными хлопьями, сильно подтаивает на теплой палатке рядом с печной трубой. Тент не изолирует влагу полностью, и она стекает на стенки палатки. Немного сыровато внутри, но к этому можно привыкнуть.

Пройденной расстояние: 17 км
Набор/Сброс +200/-30

IMG_1208.JPGIMG_1193.JPG

8 день,  09 марта 2015
р.Л.Вангыр - пер. Вангырский 835м 1А - р.П.Вангыр.


приполяр 8.jpg

Всю ночь шел снег, выпало 20-25 см свежего снега. Видимости нет, вокруг молоко. Посмотрев на эту нерадостную картину, решаем использовать запасной вариант и не идти перевал Белка 1А, а через перевал Вангырский 835м (№10) уйти обратно на реку Бол.Вангыр и через перевал Ревды 1А выходить к реке Косью.

Выходим и за несколько ходок проходим перевал, тропёжка тяжелая, особенно в гору. Тропим по очереди, видимость плохая. Спускаемся обратно к реке П.Вангыр, в 14.00 становимся лагерем на правом берегу П.Вангыра. Половина группы остается в лагере на хозяйстве, а половина уходит наверх к перевалу Ревды тропить лыжню на завтра. Мы подозреваем, что тропить завтра под грузом нам будет тяжко, намного проще протропить сегодня налегке. Облачность вокруг слегка отступила, стали видны окружающие нас хребты, хорошо видна большая долина реки Вангыр. Протропили зигзагом примерно ⅔ пути до перевала, спустились в лагерь к 16.00. Место для ночевки хорошее, дрова и вода есть. Надеемся, ночью не будет снегопада и нашу лыжню к перевалу не засыплет снегом.

Пройденной расстояние: 8 км. по маршруту и 2,5 км. рад.
Набор/Сброс                       

9 день, 10 марта 2015
р.П.Вангыр - пер. Ревды 1Б - балок на р. Юнка-Вож.

приполяр 9.jpg

Вышли в 8.10 по натропленной вчера лыжне, ночью и утром слабый снег, но он не засыпал след. За 2 часа с рюкзаками и санями выходим под перевал, хотя сначала не очень просто понять - где же он. Все белое, засыпанное снегом, к тому же и видимость сегодня не очень. С трудом тропим глубокий снег к перевалу, который становится слабо различим в гребне. В 12 дня выходим на перевал Ревды, 1050 м., здесь достаточно сильно дуем, долго стоять не хочется.

29.JPGIMG_1662.JPG

Снимаем лыжи и цепью уходим вниз и траверсом вправо по снежному склону, ориентируясь на цепь камней. Склон средней крутизны, не протяженный. Скоро оказываемся на подушке, где можно надеть лыжи и продолжить спуск на лыжах. Далее хорошо и быстро скатываемся по голой долине до границы зоны леса. Здесь собираемся всей группой и устраиваем быстрый обед, пьем чай из термосов и перекусываем мясом. Снег тем временем усилился и валит крупными хлопьями. После обеда продолжаем тропёжку по редколесью и к 15.00 выходим к балку на Юнка-Вож. Очень рады, что нашли балок в хорошем состоянии, печка греет отлично! Через пару часов уже готов ужин, на нарах тепло и комфортно, радуемся жизни, Артем читает вслух найденную здесь распечатку пьесы Евгения Гришковца “Дредноуты”. Наши мозги, слегка уставшие от белого безмолвия и бесконечных снегов, жадно впитывают новую информацию. Вечером все еще идет снег, тепло, -5, облачность постепенно отходит. Завтра планируем сделать переход 10 км. до балка под Манарагой. По сведениям нашего руководителя Жени Батуева, который уже бывал в этих местах, этот балок тоже должен быть в приемлемом состоянии и там есть печка.

Пройденной расстояние: 13 км.
Набор/Сброс +800/-750

IMG_1659.JPG   IMG_1664.JPG   IMG_1651.JPG

IMG_1231.JPG      IMG_1230.JPG

10 день, 11 марта 2015
р. Юнка-Вож - р.Косью - р.Манарага.

приполяр 10.jpg

Утром выходим в 8, погода наладилась, солнце ярко освещает окрестные белые горы. Отойдя от балка примерно полкилометра, бросили рюкзаки и сходили радиалку на “водопад”. Летом здесь, безусловно, вода падает, а вот зимой сплошной лед под сугробом снега, сразу и не поймешь, что тут ручей. До обеда сделали несколько переходов, тропим попеременно, снег довольно глубокий. Выходим к большой реке Косью, на излучине быстрое течение, река открыта, красиво. Двинулись дальше, через одну ходку пообедали по быстрому чаем из термосов и шоколадкой и еще через час дошли до балка на Манараге. Балок цел, нары из палок есть, печка есть, дров нет. Откапываем наше новое жилище из под снега, заносим вещи и разбиваемся на две группы: одна группа идет тропить лыжню к Манараге, вторая в лес за дровами. Экспедиция за дровами носила глобальный характер, сухую лиственницу нужных нам небольших размеров нашли не сразу. Скорее, это было даже не целое дерево, а его треть, такой высокий пень. Но нам этого вполне хватило бы на несколько дней. Пилим двуручной пилой кругляши, на санях и на лыжах отвозим их к избе. Каждому пришлось сделать ходок 5-6. Около избы Никита сразу задался целью наколоть все кругляши, что и осуществил часа за полтора. Забили дровами весь тамбур почти. Тем временем уже в сумерках вернулись тропильщики, сказали, что прошли изрядную часть пути траверсом и вверх, до границы зоны леса.

К 18.00 мы все уже в балке, ждем готовящийся ужин. Пока продуктов хватает, не голодаем. Завтра утром планируем выходить на Манарагу, хотим сходить 1 и 2 зуб, но все эти планы по погоде, конечно. В 20.00 кто-то один из нас вышел на улицу и с удивлением увидел вдалеке огни фонарей, к балку подходит еще одна группа… Через полчаса появились пятеро порядком уставших интинцев, которые, конечно, тоже рассчитывали на балок. мы немного потеснились и пустили их под нары, где уже было размещено 2 человека из наших. Тем не менее все поместились и все мы, упахавшись за день, быстро уснули.

Пройденной расстояние: 14 км. по маршруту и 3 км. рад.
Набор/Сброс +120/-230

IMG_1239.JPGIMG_1267.JPG

IMG_1270.JPG37.JPG

11 день, 12 марта 2015
балок Манарага - Манарага (до высоты 1200 м.) - пер. Студенческий - балок Манарага.

Утром в 7 вышли на Манарагу, группа из Инты еще спит беспробудно. Погода безрадостная, все в молоке, видимости по верхам нет. Тепло, в долине безветренно. Прошли по подготовленной вчера лыжне до границы зоны леса, потом взяли вверх зигзагами к основанию Манараги. Здесь уже видимость метров 300, порывистый слабый ветер. Вся скальная вершина горы в молоке, ничего не видно, и надежды особо нет, что развиднеется. Пошли вдоль стены к перевалу Студенческий 1А, возможно там что-то изменится. Однако здесь еще хуже, все белое вокруг, ориентироваться очень непросто. Как только мы вышли на перевал, с противоположной стороны пришел очень сильный шквал ветра, который поднял настоящую пургу и на пару минут лишил нас возможности двигаться. Посчитав это достаточно убедительным предупреждением, мы начали спуск вниз по отрогу правее перевала Студенческий. На более пологом участке надели лыжи и скатились к редколесью уже на них. Здесь делаем быстрый перекус чаем из термосов и традиционной колбасой и уходим на нашу лыжню и вниз к балку. По пробитой лыжне вниз отличное катание, доставляющее всем большое удовольствие. Даже падения и снег за шиворотом не расстраивают.
В 15.00 вернулись в балок, здесь тепло натоплено. Сразу начинаем готовить обед, который перерастает в ужин а затем в братскую вечеринку с группой из Инты, которые оказались большими поклонниками “зеленого змия”. В ход идет строганина из лося и сухофрукты, по которым за 10 дней похода мы уже соскучились. Отметили встречу двух групп на славу, запасы спирта у Инты значительно убавились за этот день.
В итоге немного расстроило, что погода в день запланированного восхождения на 1 и 2 зубья Манараги не удалась. Однако выжидать под горой погоды мы не можем, так как времени немного, нужно двигаться вперед, билеты на поезд куплены заранее и терять их совсем не хочется. Кроме того, погода на Приполярном Урале настолько переменчива, что хорошего дня для восхождения можно ждать и два и три дня и не дождаться. Так что решаем просто не теряя времени двигать дальше - к перевалам Зиг-Заг 1А и Кар-Кар 1А.

Пройденной расстояние: 11 км. по маршруту и 15 км. рад.
Набор/Сброс +750/-750

36.JPGIMG_0945_1in_sign.jpg

12 день, 13 марта 2015
балок Манарага - верховья р.Манарага.

приполяр 11.jpg

Утром, как назло, хорошая видимость, облака и молоко почти раздуло, местами видна даже вершина Манараги. В 8 утра выходим с балка, идем вдоль р.Манарага и любуемся открывшимся видом на вершину. Однако, наверху сильный ветер, он натягивает на гору шапки и скоро все скрывается в молоке. Тропёжка по снегам тяжелая, меняемся. Становимся на обед в небольшой ложбине, делаем суп и чай на костре. Давно не делали горячий обед, соскучились по супу.

Звоним по спутниковому телефону и отменяем договоренность на УРАЛ, надежды что он доедет до базы Желанное нет никакой по таким снегам. Вместо УРАЛа заказываем по спутнику у руководства базы вездеход ТРЭКОЛ на 17 марта, он стоит примерно те же деньги, что и УРАЛ, только вероятность выбраться на нем намного больше. Колеса низкого давления, берет на борт 8 человек с рюкзаками, этот вариант для нас лучше, да и интинцы советовали.

Погода совсем испортилась, порывистый ветер и слабый снег, видимость плохая. После обеда делаем еще 3 ходки, однако тропёжка дается тяжело. Встаем в 15.30 в редколесье в широкой здесь долине р.Манарага, основательно вкапываем палатку в снег на случай возможной пурги. Обсуждаем в палатке варианты дальнейшего пути, сходимся на том, что на гору Народа радиалка нам не светит по такой погоде, решаем через простой перевал Зиг-Заг 1А выходить к р.Балбанью и потом к базе Желанное, откуда еще нужно уехать во время, чтобы успеть на поезд из Инты в Москву, на который у нас уже куплены билеты. 

Пройденной расстояние: 18 км.
Набор/Сброс +250/-10

IMG_1046_1in_sign.jpg35.JPG

13 день, 14 марта 2015
верховья р.Манарага - пер. Зиг-Заг 1А - пер. Балбан н.к. - верховья р. Балбанью.
приполяр 12.jpg

Всю ночь валит снег, порывистый ветер. До сильной пурги дело не дошло, но погода противная, все горы в молоке. Вышли в 8 утра, сразу же впоролись в тяжелую тропёжку. Решили попробовать новый метод - первые два человека тропят без саней, их сани и свои сани везут двое последних, так как по пробитому снегу везти сани, даже двое, не тяжело. Эта тактика хорошо работает, при тяжелой тропёжке экономит силы группы. Таким образом подходим под взлет перевала Зиг-Заг, который мы решили идти. По дороге в 10.50 видели стадо оленей (голов 9), который шли метрах в 200 от нас ближе к склону горы, направляясь вниз в долину р.Манарага. Наверное, это была первая живность, встреченная нами за все время похода.

На перевале Зиг-Заг  снег задут, идем по дну и по правому борту, при определенном навыке все проходится на лыжах. По прежнему вокруг белая мгла, очертания перевала видно плохо. Проходим один взлет, потом другой, на самом перевале снег сдут до камней, сильный ветер. Ждем Андрея, который сильно отстал - порвалась пряжка на креплениях, менял - затем начинаем спуск к перевалу Балбан. Склон очень пологи, хорошее катание. Сквозь облачность пробивается солнце, становятся видны окрестные хребты, виден и перевал Балбан н.к. Быстро проходим его и встаем внизу под перевалом в долине на высоте 800 м, у первых кустов . Лесная зона осталась, увы, позади, впереди голая долина Балбан-Ю. Мега-основательно закапываемся в снег, так как вероятность пурги здесь большая. Роем хорошую яму, оттяжки на лопаты, на лыжи или за редкие кусты, через пару часов над уровнем стен торчит только купол палатки. Порядком уставшие от перехода и работ заползаем внутрь, устраиваемся на ночь. Ночью тепло и вообще за весь поход морозной можно назвать только ночь на р.Седью после спуска с Аранецкого перевала, тогда было -15. 

Пройденной расстояние: 16 км.
Набор/Сброс +900/-700

41.JPGIMG_1093_1in_sign.jpg

14 день, 15 марта 2015
верховья р.Балбанью - база Желанное.

Утром подъем как обычно, завтрак, собираемся выходить в 8. Неожиданно в 7.30 начинает сильно дуть и мести, через час разыгралась неслабая пурга, сильные порывы ветра приходят каждые 10-15 секунд, снаружи все вещи, лыжи и рюкзаки замело. Пару раз выходим откапывать палатку и смотреть, держат ли оттяжки. Палатка однослойная, вполне новая, такие порывы ветра еще не способны ее порвать. Но все равно равномерные удары ветра внушают тревогу… Сидели пурговали до обеда, пообедали, пурга не прекращалась, идти совершенно не возможно, кругом белая мгла. Давление растет, так что мы ожидали улучшения погоды, да и убежать пониже в долину тоже хотелось как можно скорее.

К 15.15 пурга плавно начала стихать, ветер отошел. В 16.00 приняли решение идти сегодня вниз, по возможности к базе Желанное, так как неизвестен расклад погоды на завтра, повторно пурговать на этом же месте не хотелось.

Быстро собираемся и в 16.45 выходим. Сразу берем быстрый темп, снег задут и идти легко. За 2 часа прошли около 7 км. до сараев у оз. Мал.Балбанты, они заметены снегом по самую крышу. делаем небольшой перекус шоколадом и снова идем в темноте с фонарями. Ночь тихая, ветер совершенно прекратился, даже звезды показались. Несколько ходок и впереди уже видны прожектора базы, слышен стук генератора. В 21.30 входим на базу, довольно быстро удается договорится о ночевке в гостинице за небольшую плату. Такой быстрый приход на базу сокращает наш поход на один день, но при неустойчивой погоде, наверное, лучше быть на базе чем в голой долине. Готовим ужин в тамбуре на примусах, пользуемся гостиничным чайником. Кроме нас здесь никого, так что раздолье. И телевизор есть… Посчитали, что за вечер пробежали около 20 км.

Пройденной расстояние: 18 км.
Набор/Сброс +10/-300

IMG_1720_Никита.jpgIMG_1709.JPG

приполяр 13.jpg

15 день, 16 марта 2015
база Желанное, ожидание выброски.

Весь день сидим на базе, на улице с раннего утра сильнейшая позёмка, ясно, солнце сияет на практически чистом небе, но идти против ветра почти невозможно. Без горнолыжной маски и полной упаковки в балаклаву-шапку на улице делать нечего. Радуемся, что, Женя Батуев вчера поднял нас на ночной марш-бросок до базы. Изучаем базу и ее возможности, кто-то уже сходил в столовую и купил вкуснейший серый хлеб местной выпечки за 50 рублей. Остальная еда в столовой не дешевая (чебурек 50 р, суп 130 р.) но учитывая сколько стоит завоз продуктов – это, наверное, еще дешево. Нам сказали, что возможно ТРЭКОЛ придет и сегодня и сможет нас забрать.

Помылись в душе горячей водой, от чего испытали большое наслаждение. Затем ужин и вечерний чай. Высушили в сушильной комнате гостиницы все снаряжение, упаковали рюкзаки. Машина пришла только под вечер и водителю нужно было отдыхать, так что мы тоже спокойно легли спать. Существование на базе в пургу немного напоминает жизнь на космической станции, т.к. выход на улицу сравним с выходом в открытый космос и все происходит внутри базы, без большой надобности работники базы из строений не выходят.

IMG_1198-1203_1in_sign.jpg

IMG_1288_89_1in_sign.jpgIMG_1176_1in_sign.jpg

16 день, 17 марта 2015
база Желанное - Инта.

Первый ТРЭКОЛ стартовал в 9.20 утра, на нем уехали Женя, Артем, Андрей и Сергей. Нас сказали заберут вторым ТРЭКОЛОМ, который должен скоро прибыть на базу и вернуться в Инту. Что ж, так даже лучше, двумя машинами надежнее. Кроме наших машина забрала еще травмированного снегоходчика и двух рабочих с базы. На улице снова неладно с погодой, пурги нет, но ветер дует, несет мелкий снег. Видимость метров 200, все верха гор скрыты облачностью.

Сходили в столовую, докупили еще 2 буханки хлеба и 5 котлет (по 75 рублей). Котлеты огромные, наполовину из оленины, вкусные, после рациона из сушеного мяса и колбасы даже от запаха пробуждается зверский аппетит. Только собрались сделать бутерброды с котлетами и начать варить обед, как пришел комендант гостиницы и сообщил, что пришел второй ТРЭКОЛ и надо быстро грузится. На ходу дожевывая котлеты быстро пихаем в рюкзаки последние шмотки и грузимся в машину. За рулем вездехода - Алексей Дружинин, директор Рудодобывающего Предприятия “Кожимское”, с ним мы по спутниковому телефону договаривались о выброске. В 12.45 стартовали, машина едет хорошо, уверенно. Очень радуемся, что не стали связываться с Уралом, у которого в этих глубоких снегах большая вероятность застрять.

В первые два часа пути два раза застреваем, выходим из машины, откапываемся и она медленно, но уверенно выползает из снега. Видели колонну из 3-х застрявших УРАЛов, стоят уже долго, дорога узкая - первый встал другие уткнулись в него.

На кордоне “Переправа” забираем инспектора национального парка, которому нужно выехать в Инту. Местами идем по спутниковому навигатору, дороги не видно совсем. Погода по-прежнему паршивая, ветер несет слабый снег, промозглый какой-то холод.

На 55 километре у моста через ручей пробиваем колесо, встали чинится, заклеивать колесо заплатками. Стояли час, несколько раз переклеивали и все равно колесо давление не держит. А набор заплаток в машине небольшой, как раз нужных не оказалось. Пришлось позвонить по спутнику, вызвать первый ТРЭКОЛ, в котором есть полный ремнабор. К 19.00 первая машина приехала нас выручать. За час отремонтировались и вместе двумя машинами двинулись дальше. За 15 км до Инты начинается нормальная снежно-ледяная трасса, здесь уже идем совсем быстро и к 9 вечера оказываемся на вокзале Инты. Всего ехали от базы Желанное 8 часов, считая время на починку. Александр Добрынин, узнав, что нам особо негде пережидать завтрашний поезд пригласил переночевать в гостиницу предприятия. Там даже баня оказалась растоплена, так что мы из походных жестких условий попадаем в теплый номер и в баню и немного не верим в реальность происходящего.

Вечером следующего дня, 18 марта, погуляв по Инте и проведав еще одного корифея лыжного туризма - Виктора Дисненко - грузимся в поезд до Москвы. Заключительная часть похода удалась на славу, во многом за это благодарность Алексею Дружинину, который показал нам что настоящее северное гостеприимство и взаимовыручка существуют и по сей день.

IMG_1467_1in_sign.jpgIMG_1387_1in_sign.jpg

66.JPG68.JPG

8. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

Снаряжение

Стандартное туристическое снаряжение для лыжного похода.

Лыжи использовались деревянные Бескиды, пластиковые горные, деревянные Лесные. Крепления в основном тросиковые Азимут, новосибирские крепления Akkord “качающиеся щёчки”, екатеринбургские, скитурные Silvretta 400. Камуса не использовали, для пластиковых лыж на подъемах - лыжная мазь, для деревянных - шкерты из репшнура. В целом все эти варианты пригодны для похода данной категории сложности на Приполярном Урале, для креплений Азимут желательно иметь 2-3 запасных тросика на группу. Эти крепления являются наиболее ломкими из всех вышеперечисленных вариантов, но в данном походе кроме рваных тросиков (1-2 раза) других проблем с ними не было.

Палатка - Зима однослойка. В условиях отсутствия низких температур нам было в ней вполне комфортно, пургу палатка выдержала достойно. Желательно иметь хороший тент для палатки, который защитит купол от обмерзания в снегопад. Мы брали не совсем новый тент от другой палатки, местами его не хватало, но не критично. Для палатки использовали печку ЭЦ “Век” (г.Екатеринбург) с составной трубой. Печка вполне хорошо показала себя в предыдущих коротких походах, в этом походе с ней также не было никаких проблем. Составная труба немного тяжелее трубы из нагартованного листа, зато она намного дешевле и поставляется вместе с печкой. 

Раскладка и топливо

Раскладка 650 гр/чел*день.
Готовили на кострах  60% и примусах 40%. Бензин для примусов из рассчёта 90 гр/чел*день.

В отчете использованы фотографии: Никиты Насыпайко, Алексея Серова, Андрея Подкорытова.

Более полные альбомы фото и впечатления участников находятся здесь:
http://www.marshruty.ru/travel/polarural2015/
https://vk.com/album8247628_213394151

Видео о походе:
https://vk.com/videos8247628?section=all&z=video19473831_171071068%2Falbum8247628%2Fpl_8247628
http://hdd.tomsk.ru/desk/xqykmcgu

7. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Приполярный Урал является одним из излюбленных районов для лыжных походов в феврале-апреле. Большие расстояния, большое количество простых и сложных перевалов и вершин, красивая девственная природа - все это создает хорошие условия для лыжных походов высокой категории сложности (4-6 к.с.). Подчас суровые погодные условия (мороз, пурга, глубокий снег), а также большая длительность походов, по сравнению с походами по Хибинам или Южному Уралу, создают повышенные требования к физической и психологической подготовке группы, личному и групповому снаряжению, продуктовой раскладке. В районе есть возможность как для тренировки группы на уже известных и описанных перевалах, так и возможность прохождения новых перевалов и ниток маршрутов. Национальный парк хоть и обладает некоторой склонностью к взыманию денег за воздух, но при уплате входной мзды никаких проблем не создает. Хотелось бы, чтобы деньги взятые с туристов шли целенаправленно на починку балков и изб, которые подчас жизненно необходимы для всех приходящих в национальный парк зимой. К сожалению, многие балки находятся сегодня уже не в лучшем состоянии, а некоторые разрушились и перестали существовать.

Расчёт категории сложности похода:
ЭП = П +5*(В+Т), где
ЭП – эквивалентная протяжённость (для 4 к.с. ЭП≥300 );
П – протяжённость с учётом коэффициента 1,2 (для 4 к.с. П≥210), П = L*1,2 = 245*1,2 =294 км;
В – перепад высот; В=7 км;
Т – техническая работа (для 4 к.с. Т≤12),
1) рад. под г.Сабля (900 м, 1А) – 2 балла
2) пер.Вангырский (835 м, 1А) – 2 балл
3) пер.Ревды (1046 м, 1Б) – 4 балла
4) рад. пер. Студенческий (1150 м, 1А) - 2 балла
5) пер. Зиг-Заг (1115 м, 1А) - 2 балла
T = 12 баллов
ЭП = П +5*(В+Т) = 245 + 5*(7+12) = 340, 340 ≥ 300 (ЭП min. для 4 к.с.).

Вывод: маршрут по протяжённости, продолжительности, перепаду высот и насыщенности техническими препятствиями соответствует лыжному походу 4 к.с.

 


 
 
в начало
В начало
 Пишите на на главную
На главную